Лебедева помахала ручкой. Почему наша лучшая прыгунья тройным досрочно улетела домой

В негласном рейтинге самых значимых событий, вокруг которых сейчас закручены интересы аккредитованных на чемпионате российских журналистов, травмы Елены Слесаренко (высота) и Татьяны Лебедевой (тройной) затмили даже блестящую победу Олимпиады Ивановой в
news

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

В негласном рейтинге самых значимых событий, вокруг которых сейчас закручены интересы аккредитованных на чемпионате российских журналистов, травмы Елены Слесаренко (высота) и Татьяны Лебедевой (тройной) затмили даже блестящую победу Олимпиады Ивановой в ходьбе на 20 км.

В десяти шагах от входа в главный пресс-центр чемпионата стоит памятник известному финскому стайеру, четырехкратному олимпийскому чемпиону Лассе Вирену. Установлен он так, будто спортсмен только что выбежал из пресс-центра и теперь спешит на олимпийский стадион.

11 лет назад (во время чемпионата Европы-94) вместе с легендарным советским спортсменом олимпийским чемпионом по прыжкам в высоту Валерием Брумелем я присутствовал на открытии памятника Вирену. Лассе – такой же символ Финляндии, как композитор Сибелиус и сауна. Сам виновник торжества с женой и тремя сыновьями, разодетыми в яркие национальные костюмы, скромно потупив взор, стоял рядом

— Завидуешь? – спросил, помнится, я тогда у Брумеля.

— Есть немножко, – грустно улыбнулся он. – У нас памятники спортсменам при жизни не устанавливают…

Сегодня в убегающем от прессы бронзовом Вирене при желании можно было бы разглядеть и другой символ. Не так давно стало известно, что Лассе является пионером манипуляций с кровью с помощью гемотрансфузии, которой антидопинговый комитет Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ) объявил беспощадную войну.

Но у меня, когда по десять раз на дню прохожу мимо памятника, ассоциации ностальгические. А с прошлого воскресенья — еще и мистические. Брумель заставил вспомнить о себе еще и в связи с неудачей олимпийской чемпионки Афин по прыжкам в высоту Елены Слесаренко, повредившей на тренировке ногу.

Непривычно мягкое покрытие дорожки разминочного стадиона стало причиной ее травмы. Это официальное объяснение. Но сама спортсменка сетует на 666-й стартовый номер, который ей достался. Елена уверена, что роковую роль сыграл именно этот дьявольский порядок цифр на ее майке.

А причем здесь Брумель, спросите вы? При том, что будь он сейчас жив, наверняка бы возразил Елене, поскольку точно такой же номер (это исторический факт) стал для него счастливым на Олимпийских играх 1964 года в Токио. «Русскому помог дьявол», – написали тогда многие зарубежные издания. Правда, потом все в жизни Валерия Николаевича пошло наперекосяк.

ЗДОРОВЬЕ ДОРОЖЕ МЕДАЛИ

В день финала в тройном прыжке слухи вокруг Лебедевой менялись с утроенной скоростью. Позволит ли ей травма икроножной мышцы побороться за третью в карьере золотую медаль чемпионки мира?

Звоню президенту ВФЛА Валентину Балахничеву и получаю пищу для размышлений: за три часа до старта состоится консилиум с участием тренеров и трех врачей сборной, который и определит судьбу Лебедевой на этом чемпионате.

Был ли консилиум на самом деле или решающую роль сыграло личное решение Татьяны не выступать, сегодня уже не важно. Главное: забота о здоровье спортсменки оказалась сильнее желания любой ценой заполучить еще одну медаль на этом чемпионате.

Отсутствие достоверной информации всегда рождает домыслы. История с Лебедевой напомнила ту, которая произошла с Олимпиадой Ивановой на чемпионате мира-2003 в Париже. Там Иванова как чемпионка мира-2001 получила право выйти на старт без отбора. Таковы правила ИААФ. Но в личных планах Олимпиады сезон-2003 не значился: она решила его пропустить. Тем не менее, не желая портить отношения с международной федерацией, все-таки прилетела в Париж, вышла на старт, но до финиша не дошла. Добровольно.

Лебедева тоже приехала в Хельсинки в ранге победительницы предыдущего чемпионата. Тоже обозначила свое участие в соревнованиях (выполнила квалификацию), а через день улетела домой. Готовиться, например, к трем оставшимся этапам серии «Золотой лиги», победа в которых может принести ей миллион долларов (напомню, что первое место на чемпионате мира стоит 60 тысяч долларов). Можно ли такое предположить? А почему нет?

АННА ПЯТЫХ: ПЯТОЙ БЫТЬ НЕ ЗАХОТЕЛА

В отсутствие лидера сборной в тройном прыжке очень хорошо проявила себя в финале 24-летняя москвичка Анна Пятых. Был момент, когда даже мелькнула шальная мысль: а ведь она и чемпионкой мира стать может. По крайней мере, к трем заключительным прыжкам Аня подошла лидером соревнований с результатом 14.75. Но сначала Смит из Ямайки, а потом кубинка Савин сместили россиянку на третью позицию (ямайская прыгунья повторила в итоге принадлежащий Лебедевой лучший результат сезона в мире – 15.11). Ученица Евгения Тер-Аванесова боролась до конца, прибавив в двух последних попытках по сантиметру к своему результату. Значит, есть характер, в технике бы еще прибавить.

— Аня, почему глаза такие грустные, ведь это первая столь серьезная награда в вашей карьере?

— Я немножко результатом недовольна. Можно было бы и чуть дальше прыгнуть. А вообще мечтаю о пятнадцати метрах.

— Когда во второй попытке улетели на 14 метров 75 сантиметров, прикинули, на какое итоговое место этого хватит?

— Если честно, на золотую медаль не рассчитывала еще до начала соревнований, поскольку среди финалисток было несколько спортсменок, которые объективно сильнее меня. А потом думала о том, чтобы прыгнуть как можно дальше. Что касается прыжка на 14.75, прекрасно понимала, буду четвертой или пятой, если не улучшу этот результат.

— Когда вы узнали, что Татьяна Лебедева не будет прыгать в финале?

— Примерно за три часа до старта мне об этом сказал тренер.

— Без Татьяны вам было легче прыгать или, наоборот, сложнее, поскольку давил груз ответственности?

— Даже не знаю. Между нами очень хорошие отношения, но ее присутствие рядом для меня не обязательно. Мы тренируемся у разных тренеров, живем в разных городах. Так что в психологическом плане никаких проблем не было. Но я видела, как она махала мне с трибуны.

— А практические советы давала?

— Нет, у нас это не принято. Во время прыжков существует незримая связь между спортсменом в секторе и его тренером на трибуне. Вмешиваться в нее никто не должен.

— Вы сказали, что мечтаете о прыжке на 15 метров. За счет чего можете добиться этого? В каких компонентах надо прибавить?

— Нужно не бояться бежать вперед сломя голову, растопырив уши и выпучив глаза (Аня заливисто смеется. – Прим. ред.). Ну а если серьезно, у меня еще много технических ошибок. Не умею, например, держать корпус ровно, все время наклоняюсь вперед…

— Признайтесь, екнуло сердечко, когда Алдама из Судана, единственная, кто могла отнять у вас бронзовую медаль, начала разбег в последней, шестой попытке?

— Нет. Я прыгала за ней, а потому у меня еще был шанс, в случае ее удачи, все вернуть обратно. Вообще-то в шестой попытке я рассчитывала на результат в районе 14.90. Жаль, не получилось.

Новости. Легкая атлетика