Травмы и драмы

Травмы лидеров сборной России олимпийских чемпионок Татьяны Лебедевой (тройной прыжок) и Елены Слесаренко (прыжки в высоту), дисквалификация Ильи Маркова, чемпиона мира 1999 года по ходьбе на 20 км, — таковы неутешительные для нас итоги субботы.
news

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Травмы лидеров сборной России олимпийских чемпионок Татьяны Лебедевой (тройной прыжок) и Елены Слесаренко (прыжки в высоту), дисквалификация Ильи Маркова, чемпиона мира 1999 года по ходьбе на 20 км, — таковы неутешительные для нас итоги субботы.

Наверняка Илья Марков не согласится, но, безусловно, травма олимпийской чемпионки по прыжкам в высоту Елены Слесаренко — самое сильное потрясение первого дня чемпионата. Драма развернулась прямо перед ложей прессы в тот самый момент, когда судьи повели участников финала ходьбы на 20 км к месту старта. Слесаренко готовится к первому разминочному прыжку. Легкий пружинистый разбег…Сейчас ее пластичное тело, мысленно опережаю события, привычно взлетит над планкой, установленной пока еще на «детской» высоте, и мягко опустится на маты… Но что это? В точке отталкивания Елена вдруг резко останавливается, хватается за левую ногу и, еще не осознавая, кажется, весь ужас случившегося, «на одной правой» возвращается на лавочку…

Все остальное происходит под прицелом безжалостного оператора. Его стараниями на мониторах, установленных в ложе прессы, крупным планом появляется искаженное от боли лицо Елены. На глазах слезы. Она закрывает их ладонями, но содрогающееся в рыданиях тело спрятать невозможно…

Все? Не-е-ет! Елена внезапно успокаивается, даря нам надежду. Подходит к трибуне, что-то говорит тренеру. Оттуда прямо ей в руки летит холщевая сумка, в которых спортсмены носят форму. Что в ней? Как хочется, чтобы это был сказочный бальзам, способный вмиг исцелять. На лавочке Елена стягивает носок с травмированной ноги, и мы видим, что на лодыжку наложен тейп: значит, все случилось не сейчас. Размотав бинт, она начинает ее растирать, как будто уговаривая засевшую там боль: ну, пожалуйста, уйди, хотя бы на два часа…

Неужели договорились? Или Елена просто решила ее победить своим неуемным желанием бороться? Она вновь выходит к месту разбега, долго стоит там, не решаясь начать. А потом, увы, почти под копирку повторяет первую попытку. Один из судей не в силах, видимо, далее наблюдать за этими муками, вопросительно смотрит на Елену, красноречиво скрестив руки: ну теперь-то уже все? Нет! Наша спортсменка просит пригласить в сектор врача. Пятиминутный осмотр очень напомнил знакомую всем ситуацию в боксе, когда боец одним глазом (поскольку другой залит хлещущей из рассеченной брови кровью) умоляюще смотрит на доктора: сделайте что-нибудь, только позвольте закончить бой!.. Чуда в таких случаях не происходит. Не случилось оно и субботним вечером на олимпийском стадионе в Хельсинки.

Обидно, хоть плачь вместе с Еленой. Особенно, если вспомнить ее вдохновенное выступление на чемпионате России, где почти каждый прыжок (независимо от установленной планки) был на уровне двух метров…

А МОЖЕТ, АННА КОКЕТНИЧАЕТ?

Вот такую драму получила наша сборная. Да ладно бы одну! Но утром этого же дня во время таких же квалификационных соревнований в тройном прыжке у женщин слухи о серьезной травме другой олимпийской чемпионки, двукратной чемпионки мира Татьяны Лебедевой подтвердились в первой же ее попытке. Да, она принесла ей необходимый, хоть и очень скромный, для выхода в финал результат — 14.15. Но надо было видеть, с каким трудом дался Татьяне этот прыжок.

— У меня есть небольшие проблемы с ногой,— как могла, успокаивала она своих поклонников после него. — Я постаралась пройти в финал с минимальными физическими и энергетическими затратами. Покрытие дорожки на стадионе оказалось более жестким, чем на разминочном поле. Так что пришлось во время прыжка изменить шаг…

Травма, по мнению всех специалистов, с которыми я потом разговаривал (в их числе, кстати, и президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев), потребует от Лебедевой изменить в финале и тактику. Шанс на победу в такой ситуации, считают они, у нее едва ли не единственный. Ей надо улететь в первой же попытке за 15 метров, поскольку в нынешнем сезоне этот рубеж никому из соперниц Татьяны еще не покорялся…

Но в любом случае Лебедеву есть кому подстраховать: в финал, кроме нее, пробились еще две наши спортсменки — Анна Пятых (с результатом 14.40) и Виктория Гурова (14.38). А вот в секторе для прыжков в высоту теперь вся надежда только на Анну Чичерову, уступившую в предварительных состязаниях лишь по количеству попыток украинке Виктории Паламарь и бельгийке Тие Эллебот (у всех троих по 1.93). Правда, настораживает настрой самой Анны, который я успел почувствовать во время нашей короткой беседы после квалификации. Когда я спросил, есть ли у нее потаенная мысль о золотой медали, то в ответ услышал:

— Если честно, до начала соревнований она прослеживалась четче. Теперь, после тех прыжков, которые сделала, немножко засомневалась. Но не знаю, посмотрим. В оставшееся до финала время буду не только тренироваться, но и лечиться, поскольку уже успела здесь простудиться. Погода дурацкая, даже во время соревнований между попытками приходилось постоянно двигаться, чтобы не замерзнуть окончательно.

— Знаю, что в нынешнем сезоне у вас долго болела нога, из-за чего, собственно, вы его и пропустили. Как она сейчас?

— Забинтовала больное место и вроде бы нечего…

— А неудача фаворита соревнований Елены Слесаренко способна как-то повлиять на ваше выступление в финале?

— Как? Она же за меня прыгнуть не сможет, тем более сейчас. Все зависит только от меня и… от ваших молитв (слава Богу, хоть в конце интервью красавица Аня улыбнулась).

ПОСТРОИЛИСЬ ПО РАНЖИРУ

Но вернемся на трассу для ходьбы, которую организаторы проложили по главной улице Хельсинки, названной в честь национального героя маршала Маннергейма, между зданиями Оперы и Парламента, мимо Национального музея и знаменитого зала «Финляндия». Этот экскурсионный маршрут, по которому финны возят туристов, к сожалению, удалось завершить лишь одному из трех стартовавших россиян —31-летнему Владимиру Станкину, старшему брату чемпионки мира 1995 года Ирины Станкиной. Бронзовый призер чемпионата мира-2001 Виктор Бураев сошел с дистанции. Компанию ему, кстати, составил и олимпийский чемпион Афин итальянец Ивано Брунетти.

А вот лидер нашей команды чемпион мира 1999 года, серебряный призер Олимпиады-96 Илья Марков, к сожалению, исчерпал лимит желтых карточек еще на первой половине трассы и вошел в невеселый судейский кондуит из восьми дисквалифицированных участников этих соревнований. Правда, то ли по недосмотру судей, то ли по собственной инициативе Илья прошагал вместе с лидерами еще целый километр после того, как ему показали красную карточку, но, в конце концов, его все же заставили остановиться…

Запланированная нами золотая медаль досталась (уже во второй раз) лучшему ходоку на 20 км за всю историю этой дисциплины эквадорцу Джефферсону Пересу. Тому самому, кто, согласно легенде, сдержал данное слово и после своей победы на Олимпиаде-96 отправился домой… пешком. А может быть, это вовсе и не легенда, ведь общеизвестно, что, готовясь к ответственным соревнованиям, этот национальный герой Эквадора преодолевает на своих двоих более 5000 километров.

Что касается двух остальных финалов, вошедших в программу стартового дня чемпионата, здесь никаких неожиданностей для нас не произошло. В толкании ядра у мужчин мы расстались с надеждами на награды еще на стадии предварительных соревнований, а на дистанции 10 000 метров у женщин три россиянки заняли, как говорят в таких случаях, места по ранжиру.

ПЕЧАЛЬНОЕ ЭХО ОСЛО

Главный тренер сборной Валерий Куличенко, которого мой вечерний звонок застал в Атлетической деревне, был абсолютно не расположен к разговору. «Без комментариев»,—отрезал он в ответ на просьбу оценить итоги дня.

— Почему, Валерий Георгиевич?

— А разве непонятно? Травмировались два лидера команды…

— Вы знали об их травмах до соревнований?

— Слесаренко прилетела в Хельсинки здоровой…

— Почему же она вышла в сектор с забинтованной левой ногой?

— Это уже произошло здесь. А вот случай с Лебедевой еще раз обозначил проблему, о которой я говорю не один год. Сколько уже было примеров, доказывающих, что участие наших ведущих спортсменов в коммерческих турнирах за несколько дней до главного старта сезона идет вразрез с интересами команды! Травма Лебедевой, полученная в Осло за неделю до чемпионата мира, из их числа.

Если бы вы, журналисты, помогали мне, а не находились в постоянных поисках «жареного», возможно, этой проблемы уже бы не было.

— А что с Ильей Марковым?

— Та же история. Уже после того, как завоевал путевку на чемпионат мира, он умудрился дважды в соревновательном режиме пройти 20-километровую дистанцию. А силы-то небеспредельны…

Новости. Легкая атлетика