Татьяна Лебедева: 50 тысяч долларов одной левой
В минувшую субботу на Большой спортивной арене «Лужников» прошел уникальный международный легкоатлетический турнир «Московский вызов», участники которого за три часа разыграли в восьми видах программы беспрецедентный для «королевы спорта» призовой фонд в 2 000 000 долларов.
Понятно, что фантастическая сумма на кону в этот вечер полностью соответствовала уровню «игроков»: российские и зарубежные звезды, принявшие «Московский вызов», уже много лет горят на небосклоне мировой легкой атлетики. Достаточно, например, назвать имена Марии Мутолы, Хишама Эль Герружа, Тима Монтгомери или Юрия Борзаковского, чтобы понять, каких гостей приняли 20 сентября «Лужники».
И все-таки без открытий не обошлось. И главное из них — двукратная чемпионка мира в тройном прыжке россиянка Татьяна Лебедева, оказавшаяся сильнее всех в секторе по прыжкам… в длину. Причем 27-летняя спортсменка из Волгограда обыграла не кого-нибудь, а чемпионку мира, лучшую прыгунью в длину нынешнего сезона француженку Юнис Барбер (на фото внизу) и свою подругу по команде, признанного авторитета в этом виде легкой атлетики Татьяну Котову, завоевавшую на чемпионате мира-2003 серебряную медаль.
В СЕКТОР ИЗ РОДДОМА
Постоянно удивлять окружающих (а подчас и саму себя) — это, наверное, в крови у необыкновенно эмоциональной и общительной Татьяны. Три года назад она приехала на Олимпийские игры в Сидней безоговорочным лидером, установив за две недели до этого лучший результат сезона в мире — 15 метров 32 сантиметра (он, кстати, до сих пор является ее личным рекордом). Но там неожиданно уступила болгарке Терезе Мариновой целых 20 см, заняв второе место.
На следующий год на чемпионате мира в Эдмонтоне уже Маринову считали фавориткой (в том числе, кстати, и сама Лебедева), но, сделав себе накануне соревнований фантастическую трехцветную прическу «сиракез», Татьяна этой «психической атакой» сразила наповал всех, опередив серебряного призера Мбанго из Камеруна на 65 (!) см.
2 сентября 2002 года на свет появилась Настенька Лебедева. А через 10 (!) дней новоявленная мама совершила свою первую тренировку — вышла на прогулку с дочкой, попросила присмотреть за коляской соседских бабушек, а сама пробежала кросс, после которого позвонила личному тренеру Вячеславу Догонкину и ошарашила его сообщением о том, что собирается выступить на зимнем чемпионате мира-2003 в Бирмингеме.
В Англии Лебедева стала первой легкоатлеткой в мире, которой удалось стать участницей главного старта сезона через полгода после рождения ребенка. А спустя еще пять месяцев она выиграла золотую медаль на летнем чемпионате мира в Париже, удостоившись первой в истории российской легкой атлетики титула двукратной чемпионки мира.
ТАТЬЯНИН ДЕНЬ В ЛУЖНИКАХ
В минувшую субботу Татьяна осталась верна себя: ее победа над Барбер и Котовой удивительна еще и тем, что, узнав о своем участии в этих соревнованиях лишь за три дня до их начала, она без полноценных специальных тренировок установила личный рекорд в прыжках в длину — 6 метров 82 сантиметра.
— Таня, каким образом вы оказались среди участников «Московского вызова», ведь в программе этих соревнований женского тройного прыжка не было изначально?
— Дело в том, что после того, как из программы турнира были выведены прыжки с шестом у женщин, поползли слухи об их замене тройными прыжками. Поэтому внутренне я настраивалась на то, что меня в любой момент могут пригласить в Москву. А когда за три дня до начала этих соревнований сама позвонила менеджеру, чтобы «прозондировать» обстановку, неожиданно для себя услышала: «Тройного в программе не будет. Придется прыгать в длину!» Что ж, надо — так надо. С одной стороны, пожалела, конечно, что мою любимую дисциплину организаторы проигнорировали, а с другой — подумала, что это, может быть, даже к лучшему. В отличие от соперниц, никто высоких результатов и больших задач передо мной не ставил, груза психологической ответственности я не чувствовала, поэтому, наверное, и получился такой прыжок. Думаю, что Барбер и Таня Котова никак этого не ожидали: они настраивались бороться между собой, а тут какой-то «посторонний» человек перепутал все карты… Но, честно говоря, эта победа стала большим сюрпризом и для меня, поскольку соревнования по прыжкам в длину в нынешнем сезоне в мои планы не входили, и на все про все у меня было лишь два дня тренировок. Когда менеджер спросил меня, на какой примерно результат я могу рассчитывать, я ответила: «Если на 6.50 прыгну, буду очень довольна…» Так что, делайте выводы.
— Когда вы последний раз прыгали в длину на официальных состязаниях?
— Нынешней зимой, на традиционном турнире у нас в Волгограде. Это, кстати, были мои первые соревнования после родов, и там, прыгая с правой ноги, я показала результат 6 метров 39 сантиметров.
— А почему с правой, ведь вашей «ударной» ногой считается левая, скачок, по крайней мере, вы всегда делаете ею?
— Левая нога тогда была немного травмирована. Здесь я, кстати, тоже не могла долго определиться, с какой ноги прыгать, и окончательный выбор в пользу левой сделала только на разминке.
ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ
— Победа на парижском чемпионате мира в секторе для тройного прыжка принесла вам 60 тысяч долларов призовых, на «Московском вызове» как прыгунья в длину вы выиграли 50 тысяч. Может, есть смысл задуматься о двойной специализации?
— Вы знаете, есть такая пословица: за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь…
— Но вы же сами ее опровергли? Та же Барбер, например, участвовала на чемпионате мира-2003 в двух видах программы: в семиборье и прыжках в длину, и в обоих очень успешно. История легкой атлетики знает немало случаев, когда на чемпионате мира или Европы один спортсмен выходил на старт в двух дисциплинах. Неужели вам никогда не хотелось попробовать?
— Конечно, мысли такие меня посещают, особенно в те моменты, когда в прыжках в длину не вижу ярко выраженного лидера. В этом году, например, Барбер лишь в конце сезона распрыгалась, а до этого трудно было отдать кому-либо пальму безоговорочного первенства в этом виде легкой атлетики. И все-таки я не решилась: сегодня, в отличие от прошлых лет, прыгуньи тройным имеют очень насыщенные сезоны: наш вид часто включают в программу престижных международных соревнований, поэтому нет смысла распыляться. Со всех точек зрения, в том числе и физических нагрузок. Жадность, как известно, к добру не приводит.
— «Московский вызов» прошел при температуре плюс 7. Вам такая, прямо скажем, не легкоатлетическая погода, не помешала?
— Нисколько. Климатические условия всегда одинаковы для всех. Если спортсмен хорошо готов, погода не в силах ему помешать. К тому же я специально тренируюсь в разных погодных условиях, чтобы никакая непогода не застала врасплох. Очень люблю, например, прыгать в дождь. Многие соперницы в такие минуты ноют, а мне их нытье придает только дополнительные силы.
— А как вы «пережили» идею организаторов сделать из нынешних соревнований своеобразный синтез спорта и музыки. Выступления звезд эстрады в перерывах между прыжками не отвлекали?
— Я старалась не обращать на это внимания. Это было шоу, и надо было принимать его законы: тут каждый делал свое дело во имя интересов зрителей.
— Вы впервые совершили круг почета с российским флагом на соревнованиях, прошедших в России?
— Да. Раньше, к сожалению, это делать не приходилось: не было повода. Но, как говорится, лиха беда начало.
КОНЯ НА СКАКУ ОСТАНОВИТ
— А решение организаторов прокатить победителей на конных повозках, не испугало, ведь в какой-то момент показалось, что ваши лошади понесли?
— Нет, лошадей я совершенно не боюсь. Более того, мне с детства приходилось на них кататься: в небольшом башкирском городе Стерлитамаке, где я родилась и выросла, такая возможность была. Я прекрасно понимала, что, оказавшись в необычной обстановке, лошади чуть-чуть заволновались и в этом нет ничего страшного.
— Какие сейчас планы?
— На днях улетаю на две недели на Кипр. Отдохну, залечу все травмы, полученные за сезон, а потом приступлю к тренировкам. Буду готовиться к предстоящему зимнему сезону. А насчет своего выступления на зимнем чемпионате мира-2004 в Будапеште пока ничего сказать не могу. Этот вопрос с тренером еще не обсуждала. Следующий год, не забывайте, олимпийский, поэтому соответствующие коррективы в свою работу мы, конечно, внесем.