Наш паровоз идет медленно

Третий день проходящего в столице Франции IX чемпионата мира наша сборная завершила на четвертом командном месте (по количеству и качеству завоеванных медалей), имея на своем счету две золотые и две бронзовые награды.
news

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Третий день проходящего в столице Франции IX чемпионата мира наша сборная завершила на четвертом командном месте (по количеству и качеству завоеванных медалей), имея на своем счету две золотые и две бронзовые награды. Сенсационно выглядела тройка лидеров: на первом месте белорусы (3-0-2), на втором — эфиопы (2-2-1), на третьем — шведы (2-1-0). Однако еще большей неожиданностью стало лишь пятое место американцев с одной золотой и двумя серебряными медалями.

С позиций утверждения о том, что все познается в сравнении, российская команда уже здорово выбилась из графика собственных достижений на предыдущем чемпионате мира в Эдмонтоне, самом успешном пока в истории российского легкоатлетического спорта. В тех видах программы, которые завершились в Париже к минувшему вторнику, два года назад мы выиграли 3 золотые, 4 серебряные и 3 бронзовые награды По всем трем показателям команда образца 2003 года, как видите, уступила сборной 2001 года. Причем из четырех выступивших в Париже (к моменту написания этой статьи) действовавших чемпионов мира лишь ходоку на 20 км Роману Рассказову удалось подняться на пьедестал почета, да и то лишь на третью ступеньку.

При всей условности такого сравнения, оно, тем не менее, малоприятно, даже несмотря на то, что наши главные соперники последних лет в борьбе за командное первенство — американцы — имели на данном этапе чемпионата еще более удручающие показатели, если не сказать больше — самый худший результат за всю историю выступлений на этих соревнованиях. Чего стоит лишь фиаско команды на дистанции 100 м у мужчин! Чтобы в тройке призеров не оказалось ни одного американца, такое трудно припомнить, даже если мысленно полистать всемирную историю крупнейших международных легкоатлетических соревнований.

СЕРДЦЕ ЕКНУЛО, НО НА МГНОВЕНИЕ

Однако вернемся к своим «баранкам». Третий день чемпионата был в какой-то мере для нас определяющим, переломным, если хотите, поскольку из шести финалов, вошедших в его программу, три — прыжки с шестом, метание диска у женщин и прыжки в высоту у мужчин — были, как говорится, нашими. В том смысле, что шансы на победу российских атлетов здесь расценивались очень высоко.

Но увы, получилось в итоге только в прыжках с шестом (да и то, если уж быть откровенным, мы и здесь рассчитывали на большее: не только золото, но и серебряную медаль отдавать никому не собирались). Однако даже тут был момент, когда сердечко, что называется, екнуло. Случилось это после того, как немка Анника Беккер, вышедшая в сектор вслед за неудачными стартовыми прыжками наших лидеров Светланы Феофановой и Елены Исинбаевой на высоте 4,70, исправила свою осечку в первой попытке с видимой легкостью. Дрогнуть в такой ситуации мог, кто угодно (даже, как выяснилось позже, мировая рекордсменка Елена Исинбаева), но только не Светлана Феофанова. Она не стала дожидаться, пока начнется объявленная почему-то сразу после удачного прыжка Беккер церемония награждения метателей молота, и едва ли не под звуки фанфар восстановила реноме.

На этом соревнования для ее соперниц в общем-то и закончились: то ли возникшая пауза повлияла на них, то ли какая-то озлобленная уверенность в себе Феофановой (для которой нынешний сезон складывался не самым лучшим образом), но следующая высота 4,75 (Исинбаева перенесла попытку после двух неудач на рубеже 4,70) покорилась только Светлане.

— Я была уверена, что возьму 4,75, — скажет потом Исинбаева. — Незадолго до чемпионата мира на этапе «Гран-при» в Лондоне я обыграла всех одним прыжком на 4,78 после двух неудач на предыдущей высоте. Но на сей раз такой вариант не прошел: сказалась усталость. Но я все равно довольна и результатом, и сезоном в целом.

Ну а что же знаменитая американка Стейси Драгила? Она довольствовалась лишь четвертым местом, остановившись на рубеже 4,55, и, похоже, ее жизненный импульс, как выразилась Елена Исинбаева, не закончился.

С ПЬЕДЕСТАЛА ВТРОЕМ

Видимо, очень близок к этому и соотечественник Стейси экс-рекордсмен и чемпион мира-2001 в беге на 100 м Морис Грин, пообещавший накануне нынешнего чемпионата мира потрясти весь мир. В итоге он не попал даже в финал, а мир действительно был потрясен тем, что на пьедестале почета в этом виде программы не оказалось ни одного американца (может быть, поэтому и результаты в финале были столь посредственными?). Более того, Международная ассоциация легкоатлетических федераций (ИААФ) отстранила устроившего в четвертьфинале демарш Джона Драммонда и его тренера (спровоцировавшего, как выяснилось, своего ученика) от всех официальных соревнований до принятия решения об их дальнейшей легкоатлетической судьбе.

Странно, правда, почему избежал санкций бронзовый призер чемпионата мира-95 тринидадец Ато Болдон, делом доказавший свою неприязнь к новому правилу о фальстартах, принятых ИААФ, но он сам себя наказал, не пробившись в финал.

Увы, не подтвердили в этот день своих, обретенных два года назад, высоких статусов лауреатов чемпионата мира и наши спортсмены — дискоболка Наталья Садова, прыгун в высоту Ярослав Рыбаков и метатель молота Илья Коновалов. Причем сделали это как-то уж очень беззубо, показав более чем скромные результаты. Начав, образно говоря, спуск с вершины пьедестала почета, чемпионка мира-2001 Садова обрела в лице Рыбакова товарища по несчастью на второй ступеньке, а уж на бренную землю они ступили втроем, вместе с бронзовым призером Эдмонтона Коноваловым.

СВЕТЛАНА ФЕОФАНОВА: БУБКА МНЕ ЛЬСТИТ

Все хорошо, что хорошо кончается. Наверное, так теперь оценит нынешний летний сезон зимняя рекордсменка мира по прыжкам с шестом Светлана Феофанова. Очень уж нелегко складывался он для 23-летней честолюбивой москвички, пережившей чувствительный психологический удар (со всеми вытекающими отсюда последствиями) в виде неожиданного мирового рекорда подруги по команде, «вечно второй» Елены Исинбаевой.

Поражение на чемпионате мира могло окончательно надломить Светлану, но она сделала все, чтобы этого не допустить.

— Света, неужели вам не хотелось уже в ранге чемпионки мира попробовать побить мировой рекорд Елены, чтобы безоговорочно занять первую строчку в рейтинге сезона, а заодно и выиграть 100 тысяч долларов?

— Честно говоря, накануне я предполагала, что борьба за золотую медаль может пойти на уровне мирового рекорда поскольку две как минимум, участницы финала готовы прыгать на таких высотах. Но когда стало ясно, что титул чемпионки мира — мой, я не нашла в себе ни психологических, ни главным образом физических сил, чтобы штурмовать рекорд. Во многом этому способствовала и моя простуда, которую я подхватила уже здесь, в Париже. Еще вчера у меня была температура 38 градусов. Так что для нынешнего моего состояния прыжок на 4,75 вполне меня удовлетворил, тем более что он стал победным.

— Два года назад вы стали серебряным призером чемпионата мира точно с таким же результатом, уступив американке Драгиле только по попыткам. Можете ли сейчас сравнить свои ощущения при выполнении прыжка на 4,75 в Эдмонтоне и сейчас?

— Там я преодолела эту высоту, можно сказать, неосознанно. До сих пор не пойму, как мне это удалось. А здесь я уже прекрасно знала, что надо делать, чтобы попытка получилась успешной.

— Когда немка Беккер после вашей неудачной попытки на высоте 4,70 взяла ее с видимой легкостью, не было ощущения легкого мандража?

— Нет, его не было, даже когда она перенесла последнюю попытку на 4,80. Я четко контролировала ситуацию. Понимала, что, если она с первого прыжка преодолеет эту высоту, мне ничего не останется, как делать то же самое. Конечно, подобный расклад был бы для меня крайне нежелательным: все-таки больному человеку тяжело бороться со здоровым, но если бы соревнования продолжились, я бы собралась.

— Знаменитый Сергей Бубка как-то сказал, что вы единственная из прыгуний с шестом, чья техника прыжка максимально приближена к мужской. Вы согласны с этим?

— Хотелось бы в это верить, но вряд ли это действительно так. Два года назад в Эдмонтоне, памятуя о том, что я мастер спорта международного класса по спортивной гимнастике, он мне сказал: «Куда девается твоя гимнастика во время прыжков? Почему не используешь ее?» Думаю, что с тех пор мало что изменилось.

— Сколько стартов планируете еще провести в нынешнем сезоне?

— Два. Это будут турнир «Москоу Челлендж» и этап «Гран-при» в Монте-Карло.

— А каковы планы на оставшееся до конца чемпионата свободное время?

— Я давно мечтаю посетить Нотр-Дам, но все как-то не удавалось побывать в Париже. Теперь эту возможность не упущу.

КСТАТИ

Победитель бега на 100 метров Ким Коллинз представляет крошечное государство Сент-Китс и Невис, расположенное в западной части Карибского моря. Его площадь всего 261 кв. км, а население меньше 40 тыс. человек.

Новости. Легкая атлетика