Дадим жару в жарком Париже?
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Шесть дней, которые вместил в себя чемпионат России, прошедший на тульском стадионе «Арсенал», около тысячи российских легкоатлетов разыгрывали путевки на стартующий 23 августа в Париже чемпионат мира. В результате 10 августа тренерский совет сборной объявил имена 101 счастливчика, которые представят нашу страну на главном старте мирового легкоатлетического календаря образца 2003 года.
В ГОРОД ПРЯНИКОВ СО СВОИМ КНУТОМ
Впрочем, опыт подсказывает, что за оставшиеся две недели до начала чемпионата мира в обнародованный уже состав будут внесены небольшие коррективы, ведь не случайно же его назвали предварительным. Впрочем, списка главных действующих лиц команды, наших доморощенных звезд, эти изменения, естественно, не коснутся, благо практически всем им путевки в Париж были забронированы задолго до чемпионата России. Надо было просто выступить в Туле, причем в любом виде программы. При желании, как заметил главный тренер сборной Валерий Куличенко, копьеметателям не возбранялось стартовать в беге на 100 м, а прыгуньям с шестом – толкать ядро: был бы лишь необходимый квалификационный норматив ИААФ в своей дисциплине.
Ну а поскольку все лидеры приехали в Тулу с такими нормативами (выполненными на международных турнирах), возникают закономерные вопросы. Зачем надо было столь жестко определять условия отбора и требовать от сильнейших наших легкоатлетов обязательного участия в чемпионате России? Стоило ли, например, прыгуньям с шестом Светлане Феофановой и Елене Исинбаевой, украсившим 8 августа своим участием этап «Гран-при» в Лондоне, лететь через всю Европу, чтобы 10 августа предстать не в самой лучшей физической кондиции перед болельщиками в Туле? Пошло ли им на пользу это выступление так же, как, скажем, и метательнице молота Ольге Кузенковой, для которой старт на чемпионате России стал 13-м (!) в нынешнем сезоне?
АМЕРИКАНСКИЙ ПРИНЦИП НЕ ДЛЯ НАС
Может быть, принимая такое решение, президиум Всероссийской федерации легкой атлетики заботился в первую очередь о престиже национального чемпионата, о том, как вернуть ему былую популярность в стране? Но тогда почему не был использован традиционный американский принцип отбора, известный тем, что распределяет путевки на чемпионат мира или Олимпийские игры только среди победителей и призеров чемпионата США? Если мы внимательно изучим публикуемый ниже список российских обладателей путевок в Париж, найдем в нем немало спортсменов, не вошедших даже в тройку призеров на чемпионате России, но хорошо зарекомендовавших себя на других стартах. Наш знаменитый средневик Юрий Борзаковский, заявившийся поначалу в эстафетном беге 4х400 м, в итоге вообще не приехал в город-герой Тулу, сославшись на внезапную болезнь.
Значит, у нас все-таки не бывает правил без исключений, и, определяя кандидатов для поездки во Францию, тренерский совет сборной думал прежде всего о престиже команды на чемпионате мира, о том, чтобы не ударить там в грязь лицом. Но тогда снова всплывают обозначенные выше вопросы. Прямо какой-то замкнутый круг получается…
«УМЕРЛА» В ТУЛЕ, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ПАРИЖ
Впрочем, наверняка не все так категоричны в суждениях о принципах отбора, взятых на вооружение главным тренерским советом сборной. Прыгунья с шестом Елена Белякова – уж точно! Для того чтобы увидеть Париж, у нее был один-единственный шанс – «умереть» в Туле. Кандидатуры Феофановой и Исинбаевой были, как говорится, не обсуждаемы. Третья наиболее реальная претендентка на поездку в Париж Татьяна Полнова имела в активе второе место на Кубке Европы во Флоренции (плюс личное обещание главного тренера включить ее в состав сборной для участия в чемпионате мира), но Белякова в Туле опередила всех, выполнила квалификационный норматив и оставила Полнову за бортом…
Без всякого сомнения, чемпионат России пошел на пользу и копьеметательнице Татьяне Шиколенко. Бросок на 66 метров и первое место в списке лучших результатов сезона в мире, безусловно, прибавили ей уверенности накануне главного старта года.
То же самое можно сказать и о Гульнаре Самитовой, завоевавшей для начала путевку в Париж на дистанции 5000 метров (причем дебютировав в этой дисциплине), а через три дня установившей феноменальный мировой рекорд в беге на 3000 м с/п, улучшив прежнее высшее достижение на 8 секунд, а свой личный рекорд – на 17 (жаль только, что эта дисциплина появится на чемпионатах мира только с 2005 года).
Что касается бегуньи на 400 м с/б Юлии Печенкиной, первой (со времен развала СССР) российской легкоатлетки, установившей мировой рекорд в индивидуальной беговой олимпийской дисциплине (52,33), ей еще предстоит переварить, по ее собственному выражению, свой удивительный успех. Это тоже по-своему серьезный стресс. С одной стороны, рекорд мира, превышающий прежний на 0,27 секунды и безумная радость, с другой – груз дополнительной ответственности и назойливая мысль: а не рано ли «выстрелила»?
СЕМЬ ПРАЗДНИКОВ БЕЗ РОССИЯН
Тульский чемпионат внес, как мы уже сказали, коррективы в мировую табель о рангах лучших результатов сезона в мире. К моменту его окончания первые строчки там занимали десять российских атлетов и семь американских. Факт, как говорится, обнадеживающий, если учесть, что на предыдущем чемпионате мира сборные России и США выиграли одинаковое количество медалей (17) и только золотые награды, которых у американцев оказалось на одну больше (7 против 6), решили исход командного первенства.
По результатам чемпионата страны и международных турниров нынешнего года сборная России выглядит грозной силой. В Париж едут все шесть чемпионов мира образца 2001 года – Ольга Егорова, Татьяна Лебедева, Наталья Садова, Илья Рассказов, Олимпиада Иванова и Елена Прохорова.
Хорошие шансы выиграть медали мы имеем во всех женских видах программы, за исключением, может быть, короткого спринта. Что же касается мужчин,тут реальных претендентов на награды, к сожалению, куда меньше. Более того, семь мужских дисциплин программы чемпионата —100 м, 200 м, 400 м, 110 м с/б, 5000 м, 10 000 м и марафон – вообще пройдут без нашего участия.