НАЙДЖЕЛ МЭНСЕЛЛ: "БРИТАНСКИЙ ЛЕВ"

Ради гонок можно и дом продать...
Он не был так же расчетлив, как Ален Прост, не обладал таким же талантом от Бога, как Айртон Сенна. Просто Мэнселл был трудяга, который своим упорством и настойчивостью, ставя порой все на кон, добивался успеха.
Катаясь в "Формуле-Форд", Найджел повредил себе шею и позвоночник. Врачи "приговорили" его к тихой размеренной жизни, но Мэнселл не стал их слушать и вновь сел за руль гоночной машины. И вообще англичанин не раз был, что называется, на грани, но все же судьба хранила его, и он, преодолевая страх и боль, возвращался, чтобы побеждать. В 1979 году Найджел и его жена Розанна продали дом и сняли дешевую квартиру только для того, чтобы оплатить "обучение" Мэнселла в "Формуле-3". На англичанина обратил внимание Колин Чэпмен и в 1980 году пригласил в "Лотус" в качестве тест-пилота. А затем Найдж добился права стать "призовым" гонщиком, и к началу 1983 года он уже имел в своем активе два подиума, добытых им на "Гран-при Бельгии"-81 и "Гран-при Бразилии"-82. Тем не менее на двух своих домашних этапах в этот период Мэнселл выступил неудачно. В 1981 году ему вообще не удалось пройти квалификацию, а спустя год он не закончил гонку по техническим причинам.
Первый домашний относительный успех пришел к Найджелу в 1983-м, в Сильверстоуне. Стартовав 18-м, Мэнселл, используя мощь нового мотора "Рено", к концу гонки пробился на четвертое место, сумев опередить таких асов, как Рене Арну, Ники Лауда и Кеке Росберг, пропустив вперед лишь Алена Проста и Нельсона Пике, боровшихся в тот сезон за победу в общем зачете, а также Патрика Тамбэ.
Первая победа
Устав бороться с собственным болидом, в 1985 году Мэнселл перешел в "Уильямс". Когда критики стали утверждать, что Найджел никогда не завоюет победу, он неожиданно для многих выиграл "Гран-при Европы" в Брендс Хэтче...
В 1985 году Англия принимала у себя сразу два этапа: "Гран-при Великобритании" в Сильверстоуне и "Гран-при Европы" в Брендс Хэтче. Новый сезон Мэнселл, уже сидевший за рулем "Уильямса", начал не очень успешно. Не добавлял хорошего настроения Найджелу и тот факт, что молодой Айртон Сенна, пришедший в покинутый англичанином "Лотус", уже во второй гонке сезона сумел принести своей команде победу, чего Мэнселлу за четыре года сделать так и не удалось. По всей видимости, именно отсюда берет свои корни взаимная неприязнь двух великих пилотов, прошедшая сквозь всю их спортивную карьеру. Так или иначе, в Сильверстоуне англичанин, отчаянно пытаясь нагнать лидеров Сенну и Проста, спалил мотор и выбыл из дальнейшей борьбы. Спустя два с половиной месяца автокараван вернулся на туманный Альбион для участия в "Гран-при Европы". Положение Мэнселла в "Уильямсе" было довольно шатким. Ему никак не удавалось в полной мере проявить себя. Как правило, Мэнселл приезжал на финиш в районе 6-7-х мест, в то время как его партнер по команде Кеке Росберг с начала сезона дважды выигрывал этапы "Гран-при" и еще 5 раз финишировал на подиуме. Необходимость доказывать Фрэнку Уильямсу обоснованность своего присутствия в команде вынуждала Мэнселла работать не покладая рук и надеяться на удачу. Накануне этапа Мэнселл заявил, что его устроит только победа, и он намерен приложить для ее достижения максимум усилий. Тем не менее в квалификации англичанин был лишь третьим, пропустив вперед Айртона Сенну и Нельсона Пике. Со старта первые три пилота ушли в том же порядке, но уже на шестом круге Пике сходит с дистанции, и Мэнселл, переместившийся, таким образом, на второе место, начинает активно поджимать Сенну. Эта борьба довольно скоро разрешилась в пользу британца, которому на девятом круге удалось обойти своего конкурента и удержать лидерство до самого конца гонки. Впервые на этапах "Формулы-1" 32-летний англичанин сумел подняться на высшую ступень подиума. Эта победа привела к тому, что в Великобритании Мэнселла стали чуть ли не обожествлять. Возникло даже целое движение "мэнселлистов", которое охватило всю страну, вызвав патриотические настроения и у августейших особ, и у среднего класса.
Все или ничего!
В следующем сезоне Найджел приехал на "Гран-при Великобритании", который в последний раз проводился в Брендс Хэтче, в ранге главного фаворита. Благодаря усовершенствованному мотору "Хонда" "Уильямс" не имел в том сезоне конкурентов в плане скорости, и Мэнселл на пару со своим новым партнером по команде Нельсоном Пике стал штамповать победы и подиумы один за другим. Не стал исключением и "Гран-при Великобритании". Оба болида "Уильямса" ушли на дистанцию с первой линии стартового поля, и их отрыв от всех остальных машин рос почти в геометрической прогрессии. Обогнав бразильца на 18-м круге, англичанин до самого финиша умело отражал попытки Нельсона восстановить статус-кво. Ален Прост, закончивший гонку на третьем месте, отстал от победителей на один круг.
В этот год Найджел мог стать чемпионом, если бы не злополучная шина, разорвавшаяся на "Гран-при Австралии"... Впрочем, при чем здесь покрышки?.. Просто "британский лев", который в качестве лидера гонок "Формулы-1" проехал расстояние, практически равное длине экватора, ненавидел быть позади кого-то. Тем более он не мог решающую гонку провести прагматично и расчетливо. Ему нужна была красивая победа! Хотя всего лишь одно очко отделяло Мэнселла от титула... Но об этом Найдж, девиз которого был: "Все!", совершенно не задумывался. Британец отчаянно атаковал своих соперников Пике и Росберга, резина изнашивалась, свое дело делала и австралийская жара... Вместо того чтобы завернуть в боксы и поменять покрышки, Найджел все сильнее и сильнее нажимал на газ. Став лидером, он думал, что гонка выиграна, но хитрый Прост откуда-то неожиданно вынырнул и опередил британца. Англичанин опять прибавил скорость, атакуя все повороты и бордюры. В итоге резина буквально взорвалась. Мэнселл чудом избежал серьезной аварии, зато потерял корону, которая практически была у него на голове.
"Лев оседлал жеребца"
1987 год для Мэнселла - это череда побед, ошибок и технических неполадок... В Сильверстоуне ему снова не было равных. И следующий сезон не стал утешением. К тому же "Хонда" покинула "Уильямс", и тон в гонках стали задавать оснащенные все той же "Хондой" "Макларены". Мотор "Джадд", спешно взятый на вооружение "Уильямсом", практически не прошел предсезонных тестов и отличался крайней ненадежностью. В шести первых гонках Мэнселлу не удалось финишировать ни разу, причем в пяти случаях виной этому был именно мотор. За сезон Найджел лишь трижды добирался до конца дистанции, и первый из удачных финишей пришелся как раз на Сильверстоун. Мало кто к тому моменту воспринимал Найджела как претендента на место в первой тройке. Не прибавило оптимизма британским болельщикам и 11-е время, показанное Мэнселлом в квалификации. Однако "лев" был знаменит именно своей способностью превращать скромное место на старте в блистательное на финише. В итоге Мэнселл поднялся на вторую ступеньку подиума, отстав от победителя Айртона Сенны на 23 секунды.
В 1989 и 1990 годах Найдж приезжал в Сильверстоун уже в ранге пилота команды "Феррари". После первой же победы в составе Скудерии в сердцах итальянцев поселилась надежда, что этот англичанин после 10-летнего перерыва принесет конюшне чемпионский титул. Вот тогда тиффози и окрестили Мэнселла, машина которого явно уступала "Макларенам", "британским львом". И действительно, Найджел сражался как лев, борясь за каждое очко. На "Гран-при Великобритании"-89 ему удалось обменять третье место на старте на итоговое второе. Год спустя, занимая за 9 кругов до финиша все то же второе место, он досрочно завершил гонку из-за сломанной коробки передач.
Триумф британца
После сезона 1990 года Мэнселл объявил о своем желании покинуть гонки "первой Формулы", и лишь специальное приглашение Фрэнка Уильямса побудило его остаться. Вряд ли Мэнселлу пришлось сожалеть о своем решении. Следующие два года стали истинным украшением его прославленной карьеры. А одними из наиболее убедительных побед в эти два года были как раз "Гран-при Великобритании". В обоих случаях Мэнселлу удался своеобразный формулический хет-трик: поул-позишн, победа и быстрейший круг в гонке, оба раза он лидировал от старта до финиша, и оба раза его преимущество над ближайшим преследователем составляло в итоге 40 секунд. В 1992 году посмотреть на победу своего любимца съехались в Сильверстоун 200 тысяч английских поклонников "Формулы-1". Едва Мэнселл пересек финишную черту, как толпы фанатов выбежали на трассу, чтобы участвовать в триумфе британского автоспорта.
СТАТИСТИКА
Найджел Мэнселл на британских трассах
Англичанину Найджелу Мэнселлу принадлежит уникальнейший рекорд. 7 лет подряд, с 1986 по 1992 год, он показывал быстрейший круг в гонке на "Гран-при Великобритании". Больше никому в истории "Формулы-1" не удавалась серия длиннее четырех быстрых кругов.
Год Трасса Поул-позишн Быстр. круг Место Очки
1981 Сильверстоун - - - -
1982 Брендс-Хэтч - - - -
1983 Сильверстоун - - 4 3
Брендс-Хэтч (Европа) - + 3 4
1984 Брендс-Хэтч - - - -
1985 Сильверстоун - - - -
Брендс-Хэтч (Европа) - - 1 9
1986 Брендс-Хэтч - + 1 9
1987 Сильверстоун - + 1 9
1988 Сильверстоун - + 2 6
1989 Сильверстоун - + 2 6
1990 Сильверстоун + + - -
1991 Сильверстоун + + 1 10
1992 Сильверстоун + + 1 10
Итого: 14 участий, 5 побед, 8 подиумов, 66 очков, 3 поул-позишн, 8 быстрейших кругов (7 из них подряд).
НАША СПРАВКА
Найджел Мэнселл
Страна: Великобритания.
Родился: 8 августа 1953 года в городе Аптон-он-Северн.
Чемпион серии "Индикар" 1993 года.
В "Формуле-1" выступал в 1980-1995 годах за команды "Лотус", "Уильямс", "Феррари" и "Макларен".
Чемпион мира 1992 года, вице-чемпион мира 1986, 1987 и 1991 годов.
Участвовал в 191 "Гран-при", стартовав в 187 из них.
31 победа, 59 призовых мест, 32 поул-позишн, 56 стартов с первого ряда, 30 быстрейших кругов в гонке.
За карьеру завоевал 482 очка (из них 480 в зачет чемпионатов).
8750 кругов, или 39 929 километров, провел в качестве лидера этапов "Формулы-1".