Вячеслав Платонов: Меня предал любимый ученик
Наставник питерской "Балтики" Вячеслав Платонов занимает особое место в российской волейбольной иерархии. Вроде бы его подопечные давно уже не борются за медали, довольствуясь ролью середнячков Суперлиги. Тем не менее слово мэтра по-прежнему много значит. Ведь и по своему возрасту, и по стажу Платонов является старейшиной тренерского цеха. Его взгляд на положение дел в сегодняшнем отечественном волейболе тем более интересен сейчас, по завершении самого удачного для России клубного сезона, в котором наши команды в очных встречах начисто переиграли итальянских грандов.
ХОЧЕШЬ ИГРАТЬ - УМЕЙ СЧИТАТЬ
- Вячеслав Алексеевич, как вы оцениваете выступление "Балтики" в нынешнем сезоне?
- К сожалению, показать высокий результат нам не удалось. В конце чемпионата команда просто сражалась за свою честь.
- Но ведь еще летом планировалось, что "Балтика" будет бороться за медали национального первенства…
- С тех пор многое изменилось. Решение Российской федерации волейбола сделать чемпионат страны не туровым, а разъездным, а также введение турнира дублеров съело больше половины клубного бюджета. Из-за этого серьезно укрепить состав нам не удалось. К тому же нас выбила из колеи болезнь лидеров - Полтавского, Проскурни, Асташенкова. Да и бытовая ситуация игроков оставляла желать много лучшего.
- Что вы имеете в виду?
- Квартиры. Не предоставь мы их волейболистам к концу сезона, удержать ребят было бы невозможно. Фактически всю вторую половину чемпионата мы решали этот вопрос. Тем временем игроки снимали жилье и чуть ли не еженедельно получали предложения из Москвы, Ярославля, Екатеринбурга, Белгорода… Тамошние клубы предлагали любую квартиру на выбор. Вот и представьте, каково им было выступать!
- Вам удалось найти выход из этой ситуации?
- Да. Несколько недель назад "Балтика" заключила контракт с одной из строительных компаний на реконструкцию клубной базы. Вместо ветшающего здания будет возведено новое, с хорошим спортзалом и небольшой гостиницей. А на пустующей сегодня территории почти в три гектара фирма построит дом, большая часть квартир в котором будет отдана ей в качестве компенсации.
- А может, стоит пригласить в команду воспитанников питерского волейбола, у которых уже есть здесь квартиры?
- Сейчас мы рассматриваем и этот вариант. Такому игроку придется платить зарплату в 15-20 тысяч долларов, зато не надо выкладывать 25 тысяч за жилье. Экономия, как говорится, налицо. Другое дело, что и выступать на высшем уровне этот волейболист сможет лишь через пару лет.
КРЕЙСЕР "ВАРЯГ"… ЗА 50 ДОЛЛАРОВ
- Не кажется ли вам, что ребята прогрессируют не так быстро, как хотелось бы?
- Среди них есть только один большой лентяй - Сеня Полтавский. Впрочем, этим отличаются почти все талантливые люди. Остальные же работают на тренировках с полной отдачей. Другое дело, что рост Проскурни и Асташенкова притормозили их долгое отсутствие на площадке и затянувшееся решение бытовых вопросов.
- Неужели нельзя увлечь игроков высокой целью?
- Нынешнее поколение совсем другое. Это раньше достаточно было сказать ребятам: "За вами - весь Советский Союз", и у них глаза загорались. А сейчас… На решающую игру один наш игрок вышел в грязной жеваной форме. Я ему говорю: "Как же так? В войну люди перед боем во все чистое переодевались. Крейсер "Варяг" вспомни!" И в ответ слышу: "Чем все это рассказывать, лучше бы лишних пятьдесят долларов заплатили".
- Известный питерский психолог Рудольф Загайнов свою работу начинал именно с внешнего вида подопечных. У вас не было мысли пригласить его в команду?
- В свое время я приглашал Загайнова поработать со сборной. Но тогда к нему как раз обратился Владимир Крамник, которого Рудольф Максимович пообещал сделать чемпионом мира. А что касается работы с "Балтикой"… Понимаете, для приглашения специалиста такого уровня нужна и соответствующая зарплата. Молодой же психолог тут не поможет. В лучшем случае он мне скажет, кто является лидером в команде, кто с кем совместим. А это я и так знаю.
- Кстати, человеческая совместимость имеет большое значение для игры команды?
- А как же. Сколько раз ребята у меня дрались прямо на тренировке! Один сыграет слишком жестко, другой тут же ответит - глядишь, оба уже в боксерской стойке, кулаками размахивают.
- С мотивацией волейболистов все понятно. А какой интерес вам, опытному, именитому тренеру, работать с клубом, не преследующим больших целей?
- Мне нравится видеть рождение игрока. Ведь все мальчики, что приходят в команду, имеют свой предел. С каждым приходится разговаривать, объяснять: посмотри, вот твоя модель игры, таким тебе нужно стать. И когда у него вдруг начинает получаться, это становится настоящей наградой тренеру. Пусть даже этот паренек никогда не попадет в сборную страны.
О ПОЛЬЗЕ АНОНИМОК
- Минувшей осенью жюри ФИВБ вручило вам специальный приз в категории "Лучший мужской тренер в истории мирового волейбола". Насколько важна для вас эта награда?
- Я горжусь ею, ведь это оценка моего вклада в развитие игры. Может, эти слова прозвучат нескромно, но многие вещи в волейболе - комбинации, тактические новинки - были впервые использованы мной. Вдвойне приятно находиться в номинации вместе с великим японцем Ясутакой Мацудайрой. Ведь он очень много сделал для волейбола, в том числе и для советского. В то время наши мастера могли более или менее прилично заработать только во время турне по Японии. Так вот, Мацудайра сумел сохранить эти встречи на протяжении тридцати лет. Они не прекращались даже после того, как наши военные сбили южнокорейский "Боинг", а корейцы, жившие в Японии, во время матчей начали бросать в нас монетами. Мы тогда перемещались по стране только под охраной, и все равно играли.
- Ваша фамилия неизменно ассоциируется с другими ленинградскими тренерами из знаменитой плеяды 70-80-х годов - Кондрашиным, Пучковым. Вы часто общались с этими людьми?
- Я дружил с ними. Тот же Пучков больше всего переживал из-за гола, пропущенного от шведов на чемпионате мира в 1957 году. Вратари играли тогда без маски, и он инстинктивно увернулся от шайбы, которая летела прямо в лицо. Николай носил в себе чувство вины лет пятнадцать. И только потом специалисты ему объяснили, что это был защитный рефлекс любого нормального человека. Остаться на месте в такой ситуации мог только дебил с замедленной реакцией.
А Кондрашин! Та знаменитая комбинация Едешко с Беловым была наигранной. Но перед Олимпиадой-72 Иван большую часть времени сидел в ЦСКА на скамейке запасных. Какой тренер взял бы на такой ответственный турнир баскетболиста без игровой практики?! Кондрашин же рискнул, хотя и был вынужден выслушать в свой адрес немало критики.
- Два года назад питерский "Зенит" возглавил Юрий Морозов - еще один представитель той самой плеяды. Его приход вызвал у вас какие-то эмоции?
- Нас с ним связывает много общего. Более того, однажды я участвовал в снятии Морозова.
- Как это?
- В Ленинградском спорткомитете я был тогда председателем тренерского совета. Как-то раз из горкома партии поступило указание - проверить работу "Зенита". В то время у Юрия Андреевича уже назревал конфликт с властью, вот партийным органам и нужен был компромат. Я пришел на тренировку и прямо рассказал обо всем Морозову с Садыриным. Смотрю, физически команда готова прекрасно. Но как дело доходит до передач, до ударов по воротам - сплошной брак. Я так честно и доложил на горкоме. Через несколько дней Морозов ушел в киевское "Динамо".
- Полтора десятилетия спустя примерно таким же образом убрали из сборной уже вас…
- Это был совсем другой случай. Тогда меня предал любимый ученик - Слава Зайцев.
- Вам часто доводилось встречаться с предательством?
- Тот случай был самым болезненным. Хотя в жизни всякое случалось. В свое время на меня было написано немало анонимок. Одна из них, как ни странно, даже сыграла положительную роль. Какой-то недоброжелатель "стукнул", что я-де не плачу партийных взносов с призовых денег. А с меня за несколько дней до этого в парткоме как раз вычли определенную сумму. Начали разбираться. И тут выяснилось, что по Уставу КПСС взносы с призовых сумм взимать не положено. Пришлось парторгу возвращать мои денежки.
НАША СПРАВКА
ПЛАТОНОВ Вячеслав Алексеевич
Родился 21 января 1939 года. Мастер спорта, заслуженный тренер страны. Старший тренер мужской сборной СССР - чемпиона Олимпийских игр-80, чемпиона мира-78, 82, обладателя Кубка мира-77, 81, 91, чемпиона Европы-77, 79, 81, 83, 85, 91. Возглавлял сборные СНГ (1992), Финляндии (1992-1995) и России. Под его руководством сборная России дважды становилась бронзовым призером Мировой лиги (1996, 1997). Награжден орденами Дружбы народов, "Знак Почета", Почета, медалями "За трудовую доблесть", "За трудовое отличие". Считается одним из самых титулованных и авторитетных тренеров мирового волейбола.