Сыграем за столом
Завтра на столичном стадионе "Клуб здоровья" на Измайловском проезде пройдет престижный международный турнир по настольному хоккею — Кубок Москвы. Об этом соревновании, а также об истории развития вида спорта, знакомого не каждому болельщику, но в последнее время приобретающего все большую популярность, — наша беседа с президентом Российской федерации настольного хоккея Михаилом Марголисом.
ВЫХОДИМ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ
— Михаил, начнем, пожалуй, с полей для игры в настольный хоккей. Существуют ли у них какие-то стандарты?
— Считается, что есть более 50 вариантов площадок, выпускаемых в ряде стран разными производителями. Общепризнанный же мировой стандарт, по которому проходят все чемпионаты мира, выпускает одна из шведских фирм. Она изготавливает два вида поля, на взгляд непрофессионала, ничем друг от друга не отличающиеся.
— Давно ли настольный хоккей появился как вид спорта?
— Первая официальная игра состоялась в Швеции 6 октября 1934 года, так что не за горами семидесятилетний юбилей. В 1982 году был организован первый чемпионат Швеции, затем стартовал Кубок Глобена — самый престижный международный турнир, не считая, разумеется, чемпионата мира, который, в свою очередь, проводится с 1989 года раз в двухлетие. В последнем, прошлогоднем, чемпионате участвовали представители 23 стран. Национальные чемпионаты разыгрываются приблизительно в двух десятках стран мира, а международные турниры — в еще большем количестве. В каждой национальной федерации используется Всемирная паутина. Все они имеют хотя бы по одному официальному сайту, которые есть и у клубов, входящих в состав федераций.
Позади 7 чемпионатов мира, которые успели принять и Швеция, и Финляндия, и Чехия. Первенство проводилось даже в Париже — столице государства, никогда не считавшегося хоккейным. Следующий, восьмой, чемпионат примет в будущем году Цюрих.
Россияне дебютировали на мировом первенстве в 1999 году. Они были представлены тогда только в индивидуальном разряде — Михаилом Рейзиным, ныне живущим в Германии. А на чемпионате-2001 сборная России уже выступила в полном составе: восемь игроков в индивидуальном мужском разряде, по два — в женском и юниорском плюс участие в командном турнире.
Одна из основных вех в развитии настольного хоккея — деятельность легендарного человека, шведа Горана Агнуса, первого чемпиона Швеции, входящего в Зал славы нашего вида спорта. В 1988 году он написал программную речь — книгу "Библия настольного хоккея", название которой говорит само за себя. Сейчас готовится ее русское издание. Книга, в частности, содержит массу фактов по истории вида спорта, в ней сведена воедино теоретическая база игры, расписаны основные комбинации, тактические ходы. Сейчас почти на всех официальных сайтах открыт раздел школы, где в виде картинок и даже видео показана фактически каждая базовая комбинация, объясняется, как надо ее исполнять, как защищаться и так далее.
В 1992 году Агнус закончил играть и занимается популяризацией настольного хоккея, участвует в матчах-шоу. Не исключено, что он приедет на Кубок Москвы. Во всяком случае, приглашение Агнус получил, а при нашей последней встрече с ним в Стокгольме он подтвердил, что очень хотел бы приехать.
— Когда настольный хоккей пришел в Россию?
— В 1995 году я привез из Стокгольма первые международные поля. До этого их у нас не было, и поэтому мы отставали. Я знал по каталогам о существовании этих полей и вот наконец увидел их воочию, получил всю информацию о том, как живет мировое сообщество настольного хоккея, какие соревнования проводятся, где и когда. Это стало базовой точкой развития вида спорта в России. Но поначалу турниры проводились разрозненно. Серьезный поворот произошел в 2000 году, когда стали проводиться первые всероссийские турниры, официальные чемпионаты Москвы, Санкт-Петербурга. В том же году сборная российских журналистов выиграла свой чемпионат мира. И хотя это соревнование не профессионального, а любительского уровня, все равно достижение серьезное. Оно, во всяком случае, имело резонанс. Затем начал стабилизироваться российский календарь, появились лидеры, был введен рейтинг игроков. Наконец, в прошлом году образовалась Российская федерация настольного хоккея, меня выбрали ее президентом.
— Достижений на чемпионатах мира у нас пока нет…
— В прошлом году сборная России стала восьмой в командном зачете, а наши ведущие игроки расположились с 49-го места по 63-е. Это хороший показатель, тем более для начала. Надо учитывать и формулу чемпионата: проиграв на определенной стадии, уже просто по определению не можешь бороться за более высокие места. Думаю, мы сделали все возможное.
— А кто на первых позициях в мировой табели о рангах?
— Явно доминирует скандинавская школа, теперь к ней приближаются чешская, латышская, немецкая, норвежская… Шведы занимали три первых места в индивидуальном мужском зачете всех семи прошедших чемпионатов мира и каждый раз побеждали в командном первенстве. Но и в нем, и в женском, и в юниорском турнирах шведам оказывают все возрастающее сопротивление представители более десяти стран. Даже там, где выступают представители государств, в которых настольный хоккей развит слабо, редко фиксируются двухзначные результаты.
— Сколько всего участников собирают чемпионаты мира?
— К последнему из них в индивидуальном разряде был допущен 101 игрок из 23 стран, от каждой из которых выступало не более восьми человек. В Цюрихе, думаю, наша команда сыграет значительно сильнее, чем в прошлом году.
— Какие соревнования проводятся в России?
— Кубок Москвы стартовал в августе прошлого года. В нем выступали все игроки сборной России и ведущие настольные хоккеисты из Латвии. А с октября по март прошел открытый чемпионат Москвы — по сути, прообраз чемпионата России. Это был шестиэтапный турнир с более чем шестью десятками участников. В нем победил Алексей Титов из Санкт-Петербурга. Второе место занял его земляк Сергей Гришин, третье — я. Венчает сезон второй Кубок Москвы — самый престижный в России турнир. Он становится традиционным и имеет высокий статус. На этот раз на приглашение выступить здесь откликнулись ведущие игроки Финляндии, Украины, Латвии и все сильнейшие российские настольные хоккеисты. Турнир динамичный, он проходит за один день по многоступенчатой формуле. Финальная стадия в виде плей-офф проводится, как и в Кубке Стэнли, начиная с 1/8 финала и до четырех побед. Ожидаем около полусотни игроков с территории бывшего СССР, а в числе представителей дальнего зарубежья — входящих в мировую десятку финнов Яне Кокку и Яне Лапалайнена.
НАС ЗНАЮТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ КЕРЛИНГ
— Несколько слов об организации отечественной федерации…
— В нее входят региональные структуры — Московская федерация, Поволжская, базирующаяся в Саратове, Северо-Западная, центр которой находится в Санкт-Петербурге, есть также представители от Урала — из Челябинска. В стадии разработки создание Дальневосточной федерации. Мы связывались по этому поводу с Комсомольском-на-Амуре. На Кубок Москвы заявились даже игроки из Махачкалы. Доминируют в России две школы — московская и петербургская, от каждой из которой в сборную страны входит примерно равное количество игроков. А кроме трех призеров открытого чемпионата Москвы к числу ведущих российских хоккеистов относятся прежде всего братья Мартыновы из Санкт-Петербурга, братья Кукушкины из Саратова. Конкуренция на внутреннем фронте, на мой взгляд, высокая.
— Наверняка на следующий сезон намечены какие-то новшества?
— На лето запланирован второй командный чемпионат Евразии и престижный турнир в Саратове. Сезон стартует в сентябре. Чемпионат станет отборочным циклом для кандидатов в сборную. Опять будет шесть этапов, последний из которых пройдет в феврале. Заявка на участие в мировом первенстве должна быть отправлена в конце месяца. А в марте — третий Кубок Москвы. Большим событием должен стать выход в свет периодического издания о настольном хоккее. Оно будут выпускаться дважды в год.
— Сколько сейчас игроков, претендующих на место в сборной?
— Порядка двадцати. Но кто знает, может быть, их станет больше.
Наша игра развивается весьма динамично. Что такое настольный хоккей, знают все. В отличие от олимпийских керлинга, сноуборда. Так что мы должны расти во всех отношениях. Сегодня же в России 150-200 профессиональных игроков достаточно хорошего уровня. Они много выступают, живут практически по графику АТП-туров: еженедельные соревнования, участие в финских чемпионатах, в кубках, которые проводятся в Швеции. Большая делегация выезжала на Кубок Глобена. Лично я регулярно выступаю в первенстве Латвии. Календарь очень насыщенный, обширный.
В НЕГО ИГРАЛ ДАЖЕ ХАРЛАМОВ
— Если уж пошло сравнение с тем же керлингом, что можно сказать об олимпийских перспективах настольного хоккея?
— О них у нас много говорилось. Тема стала актуальной. В частности, во время Кубка Глобена, наверное, в любом материале шведской прессы, посвященном настольному хоккею, утверждалось, что игра, безусловно, достойна включения в олимпийскую программу. Предпосылки для этого — развитие этого вида спорта в более чем двадцати странах мира, достаточно высокая популярность. Игра смотрится и в зале, и по телевидению, в том числе в замедленном повторе. Присутствует в ней и разнообразие финтов. Она технична, достаточно сложна, развивает реакцию, тактическое мышление. Я общался по этому поводу с ведущими иностранными игроками, в частности из Швеции — страны, ставшей инициатором создания международной федерации и много делающей для популяризации настольного хоккея. Однако они пока особо не бьются за олимпийский статус. Ведь тогда будут приходить совсем другие люди, надо будет иметь дело с допинг-комиссиями.
Возьмем, к примеру, такой момент. Игроки у нас производят вбрасывание шайбы сами, за исключением овертаймов. Ведь гол с вбрасывания все равно не засчитывается. А если вид спорта станет олимпийским, у каждого стола обязательно будут стоять судьи. Из настольного хоккея уйдет романтический дух, существующий в нашем братстве. Многие, в том числе я, считают, что керлинг ничуть не более достоин олимпийского признания, чем настольный хоккей. Но пока все остается так, как есть. Хоккей с мячом до сих пор не включают в олимпийскую программу из-за ограниченного числа государств, где эта игра культивируется. Хотя и делаются попытки притянуть этот вид спорта за уши. А у нас таких проблем нет, более десяти стран — реальные претенденты на высокие места. Причем, пожалуй, Россия и Латвия — наиболее динамично развивающиеся сегодня в настольном хоккее страны.
— А существует ли прямая связь с хоккеем на льду?
— Наши площадки максимально моделируют большие. В принципе, успехов у нас добиваются те, кто хорошо знает большой хоккей, к примеру, умеют осуществлять переход от атаки к обороне. Не случайно игроки большого хоккея используют настольный в качестве легкого тренинга. Бывает, даже тактические занятия у них проходят при помощи хоккея настольного. Знаю, в свое время неплохо играли в настольный хоккей знаменитые ледовые бойцы Валерий Харламов, Евгений Мишаков. Я видел играющего за столом Андрея Разина, неоднократно мне противостоял Александр Хаванов, другим настольным хоккеистам — Равиль Якубов, Игорь Бахмутов. Все они знают, что такое наша игра.
Нетрадиционные виды спорта часто поначалу воспринимают так, как привыкли, а потому настольный хоккей считают развлечением. Но можно любое дело сделать как серьезным, так и превратить его в игрушку. Настольный теннис — это ведь тоже не что иное, как модель большого корта. К нему давно привыкли, и никто не называет его игрушкой.