Тихоход Анатолий и любимчик Сталина Юрий

news

Во время "горячих линий", "разговоров по душам" читатели не только задают вопросы нам и гостям редакции, высказывают мнения по тем или иным материалам газеты, но и зачастую сами называют темы, просят рассказать о героях прошлого, исторических событиях. Предлагаемые заметки о братьях Тарасовых, о том, какими они были хоккеистами, подготовлены по вашей просьбе.

БРАТЬЯ С МАСЛОВКИ

Среди участников первого чемпионата СССР было немало однофамильцев или братьев, например, Тарасовы — Анатолий и Юрий, нападающие ВВС, начинавшие в "Динамо". Они жили в районе Масловки, по соседству со знаменитым стадионом. В следующем сезоне братья расстались. Старший, Анатолий, навсегда перешел в ЦДКА (ЦДСА — ЦСК МО — ЦСКА), за который прежде несколько лет выступал в футболе и русском хоккее. Юрий переместился к спартаковцам. Проведя за них сезон, возвратился в ВВС, но отыграл за "летчиков" всего полтора сезона: погиб в авиакатастрофе под Свердловском вместе с еще 10 хоккеистами, врачом и массажистом команды.

Анатолий при жизни Юрия стал трехкратным чемпионом СССР, младший взял два серебра. Когда они выступали, сборной СССР официально не было, она существовала как сборная Москвы. Это было вполне оправданно — в нее входили, за исключением вратаря Меллупса из рижского "Динамо", только столичные хоккеисты. В первый состав сборной Москвы, созданной для встреч с прославленным пражским клубом ЛТЦ, Тарасовы вошли в своих привычных клубных звеньях, а через год их включили в сборную Советской Армии (на матчи со сборной Польши). Анатолий, переместившись из ВВС в ЦДКА, попал в центр только что сформированной армейской тройки с Бабичем и Бобровым на флангах. В год дебюта она произвела фурор. Из 108 шайб, заброшенных ЦДКА в чемпионате, 97 (!) пришлись на долю звена, которое стали называть по имени Боброва - левого крайнего, а не центрфорварда, как принято. Он внес тогда наибольший вклад. Его результат — 52 шайбы — лишь спустя 14 лет смог превзойти Вениамин Александров, забросив на шайбу больше. Но и каждый из партнеров Мастера был не промах: 23 раза поразил ворота Тарасов, 22 — Бабич.

Второй по результативности тройкой тогда стала спартаковская, в которой Юрий Тарасов забросил 10 шайб, 32 — Иван Новиков, 28 — Зденек Зикмунд. Славные ветераны — Александр Стриганов, Анатолий Сеглин, Анатолий Кострюков, сверстники Тарасовых, единодушно сошлись во мнении, что Юрий не умел забивать так здорово, как это получалось у каждого из его двух партнеров.

ПОД КРЫЛОМ СТАЛИНА

Подобная картина наблюдалась и в следующем сезоне, когда три спартаковских форварда, прихватив с собой, кстати, вратаря Николая Исаева, перешли в ВВС: Новиков забросил 28 шайб (на одну меньше Гурышева, лучшего снайпера чемпионата, и на одну больше самого Боброва), Зикмунд — 18, Тарасов — 11.

Для генерала Василия Сталина, пригласившего спартаковцев под стяг Военно-Воздушных Сил, не было секретом, что Юрий — слабейший в тройке, а потому он мог запросто найти более сильного левого крайнего и тем самым пойти на реконструкцию звена. Но сын вождя не сделал этого, поскольку понимал, насколько крепко трио именно в таком составе. И не ошибся. Генерал и Юрий ладили, а вот с Анатолием они не сошлись характерами. Василий Сталин, прибывший после службы в Группе советских оккупационных войск в Германии в Московский военный округ, впервые вмешался в спортивную жизнь авиаторов, когда освободил Анатолия Тарасова от обязанностей тренера футбольно-хоккейной команды ВВС (одно штатное расписание на два вида спорта).

Юрий выглядел мощнее Анатолия, играл прямолинейнее него. Быстрый, техничный, он, как и брат, был азартным, считался к тому же резким.

ПОДНОСЧИК СНАРЯДОВ ДЛЯ БОБРОВА

В 13 лет Анатолий потерял отца и вместе с Юрием, который был на пять лет моложе, остался на руках у матери. На следующий год Тарасов-старший поступил в школу фабзавуча и стал учеником слесаря, играл в футбол и чуть позже буквально заставил брата поступить в "Юный динамовец".

"Когда Тарасовы, играя в разных командах, становились соперниками и сходились в поединках, это было захватывающее зрелище, — вспоминает Анатолий Кострюков. — Они буквально сражались друг против друга, не щадя сил. Мой тезка слыл хитрецом. Славился такой манерой: делал вид, что уходит в одну сторону, а перемещался в другую. Однажды Толя попытался в привычном для себя неповторимом духе обмануть меня: показал, что хочет послать шайбу за спину, на накатывавшегося партнера, сам же намеревался поступить, как всегда, иначе. Но шайбу в тот раз он потерял. Мы, хоккеисты "Крыльев", моментально начали контратаку, завершившуюся взятием ворот тарасовской команды. Анатолий мог в центре площадки подолгу держать шайбу, ожидая, когда партнеры выйдут на опасные позиции".

Мне приходилось слышать, что Тарасов-старший временами выглядел медлительным. После подобных слов у иного человека могло сложиться впечатление, что речь идет об игроке-тихоходе. Но надо учитывать, с кем Тарасову довелось играть в тройке. Он не мог атаковать, как Бобров, гений прорыва. Эффектней смотрелся в наступлении Бабич. Но и Тарасов приносил много пользы, тяготея к комбинационной игре.

Спустя много лет загоревшись идеей создать "систему" с атакующим полузащитником, Анатолий Владимирович наверняка вспоминал тройку своей хоккейной молодости, когда по краям шли вперед Бобров и Бабич, а он изумительными пасами выводил великих партнеров в отрыв, держа в руках нити игры звена. То есть лепил, как он говорил, хавбека с себя, центрального нападающего великой тройки ЦДКА.

Бобров буквально давил на партнеров: только мяч или шайбу ему отдай. Никто не обижался на него, все понимали, что это было проявлением одновременно страсти, удивительного хладнокровия и умения забить гол. Подобное учитывал Тарасов, выходя с ним на лед, а тот, в свою очередь, к нему никаких претензий не имел. Стоило Боброву только заикнуться, что его Тарасов не устраивает, как того в тройке не стало бы, а так они вместе успешно провели два сезона. Они еще были в то время друзьями…

Об Анатолии Тарасове вспоминают, как правило, как о тренере. Но он был заметным игроком, причем не только в те два сезона, когда выступал в ЦДКА с Бобровым и Бабичем. Обладая отменной обводкой и сильным, хлестким броском, Тарасов-старший заметно активизировался и стал все чаще выходить на линию огня, когда почти одновременно два его партнера ушли в ВВС. Тогда, в чемпионате 50-го года, Тарасов забросил 27 шайб. Такого же результата в том сезоне добились еще двое — Алексей Гурышев и Виктор Шувалов, но те, особенно Гурышев, считались снайперами. Вот тебе и тихоход!

ИГРАЮЩИЙ ТРЕНЕР-ДИСПЕТЧЕР

На днях с Григорием Мкртычаном, который в 50-м году стал в составе ЦДКА третий раз подряд чемпионом СССР, вспоминали тогдашнюю игру Тарасова, его партнеров — Васильева, Комарова, Брунова и особенно двоих, чаще других выходивших в звене с Тарасовым, — Елизарова и Меньшикова, в интересах команды переведенного из защиты. Не могу забыть, как в матче открытия сезона Тарасов при счете 2:2 на последней минуте забросил решающую шайбу в ворота "Спартака".

Летом 50-го года (Бобров и Бабич оставались в ВВС) ушел из ЦДКА Мкртычан, завершили карьеру Никаноров и Орехов, тяжелейшую травму получил на старте чемпионата Сологубов, серьезно заболел Елизаров. Кадровые проблемы, разом свалившиеся на Тарасова, играющего тренера, требовали скорейшего разрешения, в первую очередь создания ударной тройки. Он теперь и забивал редко, зато проявил себя прекрасным диспетчером.

На месте вернувшегося в оборону Меньшикова закрепился Александр Комаров, забросивший 12 шайб, больше всех в ЦДКА. 11 раз поразил ворота Елизаров. Тарасовскую тройку образца 1951 года пригласили во вторую сборную Москвы (на матч со сборной Польши), где она стала звеном "А". За первую сборную тогда играли тройки Боброва, Уварова и Гурышева из клубов — призеров первенства СССР. А по существу заново созданная команда ЦДКА в призеры не попала, что не помешало ей в следующем сезоне участвовать в решающем матче за звание чемпиона СССР.

...Перед началом второго чемпионата СССР, осенью 47-го, ЦДКА остался без наставника. Прежний тренер — офицер Военно-Воздушных Сил Павел Коротков ушел в ВВС, сменив Анатолия Тарасова. И вот на одном собрании Бобров предложил Тарасову стать играющим тренером: "Ты же у нас грамотный, "Краткий курс истории ВКП(б)" назубок знаешь!".

Анатолий Тарасов, в 19 лет играя за "Динамо" в футбол и русский хоккей, одновременно работал на заводе. Ему не было равных в организации заводских соревнований, после чего завком рекомендовал его в школу тренеров столичного института физкультуры, которую тот окончил через два года.

К тому же он оказался единственным в тогдашнем советском хоккее, кто успел поработать тренером в команде мастеров, правда, тоже играющим (в двух видах спорта).

Слово Боброва уже было весомым, его мнение учли в Главном политуправлении Красной Армии. Тарасова заявили не только в качестве хоккеиста, но и играющим тренером ЦДКА, ибо без указания тренера заявочные листы не принимались. Играющие наставники тогда были в каждой команде. Повсюду тренеры время от времени выскакивали по ходу матча на лед, потом, чуть отдышавшись, возвращались на тренерский мостик.


НАША СПРАВКА

Анатолий ТАРАСОВ (1918 - 1995)

Заслуженный мастер спорта (1949), заслуженный тренер СССР (1956), кандидат педагогических наук. Играл центральным нападающим в ВВС (1947), ЦДКА (1948-1953). В чемпионатах СССР провел 100 матчей, забросил 106 шайб. Трехкратный чемпион СССР. Выступал за футбольные "Динамо" (Одесса) и ЦДКА. Играл также в хоккей с мячом — входил в состав ЦДКА, выигравший Кубок СССР в 1945 и 1946 гг. Играющий тренер ВВС (1947), ЦДКА — ЦДСА (1948-1953), старший тренер ЦСКА с 1954 года в течение 21 года с двумя перерывами (один раз 12 месяцев, другой — три). При нем ЦСКА 17 раз стал чемпионом СССР, 8 раз — обладателем Кубка СССР. В 1958-1960 гг. был старшим тренером сборной СССР (трижды — чемпион Европы, дважды — второй призер ЧМ, по разу — третий призер ЧМ и ОИ), в 1963-1972 гг. — тренер сборной СССР (3-кратный олимпийский чемпион, 9-кратный чемпион мира, 8-кратный чемпион Европы). Старший тренер сборной студентов СССР — чемпиона Всемирных студенческих игр-1953. В 1975 году работал старшим тренером футбольного ЦСКА (13-е место). Награжден орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, двумя орденами "Знак Почета".

Юрий ТАРАСОВ (1923-1950)

Мастер спорта. Играл левым крайним нападающим за ВВС, "Спартак". В чемпионатах СССР — 50 матчей, забросил 28 шайб. Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Красной Звезды. В хоккей с мячом играл за команду мастеров авиаучилища (в дальнейшем — ВВС).

Новости. Архив