«Конь – на скаку и птица – влет... По чьей вине?». Сопротивляясь страшной болезни, Елена Петушкова до последних дней мечтала вернуться к работе
ПОМНИМ
Восьмого января 2007 года на 67-м году жизни в Волынской больнице Москвы умерла олимпийская чемпионка, чемпионка мира по конному спорту Елена Петушкова.
ПОБЕДИЛА САМОГО БУДЕННОГО
Огромное синее небо над головой с белой дымкой облаков. Жаркое солнце, которое тогда, летом 1978 года, казалось, чаще к нам заглядывало. Я иду к железнодорожной станции по дороге, проложенной в бескрайнем поле. «Жигули», взметнувшие за спиной фонтан рыжей пыли, вдруг тормозят около меня. Открывается дверь:
— Вас подвезти до Москвы?
Бог мой! За рулем — олимпийская чемпионка Елена Петушкова…
Совершенно не помню, с какой темой я, студент второго курса факультета журналистики МГУ, приезжал по заданию «Советского спорта» на базу «Планерная». Честно говоря, сейчас даже не уверен, что это была «Планерная». Хоть убей, не вспомню, какой вопрос задал Петушковой, случайно, как показалось, там оказавшейся. Но зато – воспоминание на всю жизнь: до Москвы меня подвозила сама Петушкова! Родом из советской глубинки, я тогда еще способен был восторгаться возможностями столицы…
В следующий раз судьба свела с Петушковой в начале 90-х. Удивительное тоже было время! Развал СССР, люди в советских спортивных федерациях, не желающие уступать насиженные посты, но вмиг тем не менее превратившиеся в бывших, и новое поколение, пришедшее строить российский спорт. Стенка на стенку – противостояние, в котором сильнее оказались последние. В конном спорте – однозначно, по крайней мере на выборах в бюро Международной федерации конного спорта вчерашний преподаватель института биохимии, кандидат биологических наук Елена Петушкова не оставила ни единого шанса тогдашнему председателю нашей Федерации конного спорта Михаилу Буденному, сыну легендарного кавалериста…
НАКАЛ СТРАСТЕЙ И НАСЛАЖДЕНИЕ РАЗУМА
«Две половинки сердца» — назвала Елена Петушкова одну из своих книг. Наука и спорт – вся ее жизнь, два мира, в одном из которых, по ее мнению, превалировало наслаждение разума, в другом – накал страстей. Олимпийская чемпионка, чемпионка мира искренне верила, что когда расстанется со спортом, перестанет ходить на соревнования. Не будет подходить к лошадям, даже в цирке не будет бывать, чтобы не вдыхать знакомый и зовущий сладковатый запах конюшни. Не будоражить душу тоской, от которой не будет противоядия…
Не получилось. Вернее, произошло все с точностью до наоборот. Она оставила любимую работу на кафедре биохимии МГУ, затем — преподавательскую деятельность в институте биохимии, собственный курс с мудреным названием «кинетика ферментативных реакций», чтобы в начале 90-х вернуться в спорт – возглавить в итоге Федерацию конного спорта России. Сначала, правда, удавалось совмещать эти «половинки», но потом сделала окончательный выбор…
ПОБЕДНОЕ 42-е
Пересматриваю сейчас свои старые публикации, интервью с Еленой Петушковой, во всех – характерная фраза: «Подробности соревнований уже сгладились в памяти». Удивительно, но даже свою самую большую в карьере победу – на Олимпийских играх в Мюнхене – она не запомнила в подробностях.
Хотя нет. Чемпионат мира 1986 года в Канаде стоит в этом плане особняком. Она не выиграла там, тем не менее считала, что на этих соревнованиях победила. Саму себя…
Тогда ее знаменитого Пепла сменил Хевсур, который очень странно повел себя накануне старта. Начал совершать абсолютно необъяснимые поступки — взбрыкивать, прыгать, как будто кто-то бил его хлыстом. Потом выяснилось, что конь где-то подхватил радикулит – у него время от времени защемляло нерв и начинались нестерпимые боли…
И вот на разминке Хевсур, шагая с распущенным поводком, вдруг упал на колени и начал переворачиваться. Петушкову спасло только то, что она упала ему на шею и Хевсур не навалился на нее всей своей 600-килограммовой массой. Лишь слегка придавил. И тем не менее избежать двойного перелома плечевой кости не удалось…
Подбежавший тренер смотрел на нее умоляющим взглядом: «Лена, ты же понимаешь, что надо ехать!..»
Она это прекрасно понимала, равно как и то, что даже к врачам невозможно было обратиться, потому что могли снять с соревнований. Ветеринар команды в атмосфере абсолютной секретности просто туго перебинтовал руку и дал несколько таблеток анальгина.
Всю разминку и потом десять минут выступления она управляла Хевсуром одной рукой. Изображала выездку, боясь от боли потерять сознание. В итоге заняла сорок второе место.
Мама потом ее укоряла: «Ну зачем тебе это было нужно? Ведь никто же не знает, что ты выступала с поломанной рукой, но зато все запомнят, что под конец карьеры Петушкова заняла сорок какое-то место…»
Но она гордилась тем, что сделала. А тот чемпионат действительно стал для нее последним…
ЗВЕЗДЫ РАЗНЫХ ГАЛАКТИК
Рассказывает Влада Петушкова, дочь Елены Владимировны:
— Маму, я знаю, замучили в многочисленных интервью вопросом: «Занимается ли ваша дочь конным спортом?» Нет, так получилось, что по ее стопам я не пошла. С семи лет училась в школе с китайским уклоном, которая не оставляла времени на спортивные секции. Тем не менее на любительском уровне после окончания института что-то пыталась делать: участвовала в клубных соревнованиях, но об этом не стоит даже говорить…
Мама не имела возможности уделять мне столько внимания, сколько бы ей хотелось. Действующая спортсменка, она часто уезжала на соревнования. Когда их не было, были тренировки и работа в университете. Даже по субботам…
Я помню, какой был праздник, когда летом она приезжала к нам с бабушкой в подмосковный пансионат, в котором мы отдыхали. Мама обожала рыбалку, могла часами сидеть на берегу с удочкой. Это у нее, наверное, от папы, моего дедушки, тоже почти профессионального рыболова.
Когда не было рыбалки, мы гуляли по лесу, а по вечерам мама читала мне книги по научной фантастике. Но почему-то никогда не рассказывала о своих спортивных достижениях. Более того, я ни разу не слышала, чтобы она говорила об Олимпийских играх или чемпионатах мира в кругу друзей. Все, что я знаю о маме-спортсменке, в основном почерпнуто из ее книг. Если она и гордилась медалями, то это чувство, наверное, в ней было спрятано очень глубоко…
Безусловно, она была очень сильным человеком. Звездой! И их брак с Валерием Брумелем, знаменитым прыгуном в высоту, тоже получился звездным. Может быть, поэтому не сложилась семейная жизнь. Они оказались совершенно чужими людьми, звездами разных галактик.
Поженились в 1973 году, а уже через полтора года расстались. С отцом с тех пор я никогда не виделась: он и сам этого не хотел.
Мама замуж так больше и не вышла, да и не стремилась к этому. Замужество у нее ассоциировалось с ролью вечной домохозяйки, что ее совершенно не привлекало. Мы жили втроем – мама, бабушка Нина Константиновна и я. Дед, Владимир Петрович, умер за месяц до моего рождения – в апреле 74-го. Меня, кстати, назвали в его честь. Он был генерал-лейтенантом, двадцать лет проработал в должности заместителя министра МВД СССР Щелокова. Ходили слухи о его гибели в авиакатастрофе — недавно даже прочла об этом в Интернете. Но это неправда: умер он в результате неудачной операции...
Сейчас мы вдвоем с бабушкой, которой уже 93 года.
«НЕ МОЖЕМ БРОСИТЬ АВТОМОБИЛЬ…»
— Мама заболела неожиданно, — продолжает Влада Валерьевна. – Болезнь долго ничем себя не проявляла, разве что незначительно нарушилось зрение. Поэтому, когда в феврале прошлого года врачи объявили страшный диагноз – опухоль мозга, был шок. Мы сначала не поверили. Мама даже в больницу отказалась ложиться. С помощью друзей отправила документы со своими медицинскими показателями в Германию, чтобы там подтвердили или опровергли диагноз. Увы, ответ был неутешительный…
Через две недели состояние резко ухудшилось, причем настолько, что пришлось вызывать реанимационную машину, поскольку мама потеряла сознание…
Машина из-за московских пробок ехала почти два с половиной часа. Более того, при подъезде к нашему дому на Комсомольском проспекте она — прямо рок какой-то! — сломалась. Я звонила этой бригаде, умоляла их дойти пешком, поскольку человек без сознания, но они, представьте себе, cказали, что не могут бросить автомобиль…
Дома у нас в тот день были мамины сослуживцы. Мы начали звонить в разные больницы, в том числе коммерческие. В итоге какими-то закоулками доехала машина из института Бурденко. Маму госпитализировали. Сделали операцию, после которой она двенадцать дней пролежала в реанимации.
Стоять она не могла – только сидеть (на первых порах) и лежать, поскольку произошло нарушение в работе вестибулярного аппарата. Но надежд на полное выздоровление и в то время, и впоследствии никогда не теряла. Согласилась на лучевую терапию в институте радиологии…
Но после этого лечения она во второй раз оказалась в реанимации. Подключились мамины друзья: владелец конноспортивного клуба «Новый век» Анатолий Меркулов, директор конноспортивного комплекса «Пассаж» Анатолий Балыкин, принявшие на себя тот удар, который должен был прийтись на меня. Но я одна не смогла бы все это выдержать, поскольку находилась в шоковом состоянии. Они поддержали не только морально, но и материально.
Восьмого июня маму перевели в Волынскую больницу Управления делами Президента, месячное лечение в которой на коммерческой основе стоит около 4,5 тысячи долларов. Но и на предыдущих этапах – в институте Бурденко и в институте радиологии — это были не меньшие суммы. Хочется выразить огромную благодарность Федерации конного спорта России, которая в октябре на заседании бюро президиума приняла решение об оказании помощи Елене Владимировне…
Мама, как биохимик, слишком хорошо понимала, что происходит, какие лекарства используются для ее лечения, тем не менее, повторюсь, все равно считала, что может поправиться. Причем не просто выздороветь, а вернуться к работе. Помню, как однажды она сказала мне: «Вот вы, наверное, все думаете, что я ни на что не способна, поскольку ограничена в движении, а мне нужно встречаться с людьми, решать деловые вопросы».
До последнего момента, пока не случилось резкое ухудшение и мама ни впала в состояние полусна, она звонила на работу, давала какие-то консультации…
P. S. Работая над этим материалом, я в гостевой книге одного из «конных» сайтов обнаружил переписку, в которой, мне кажется, есть все о Елене Петушковой:
— Вчера пришла печальная новость: больше нет с нами Елены Владимировны Петушковой.
— Я, конечно, извиняюсь, но можно узнать об этом человеке поподробнее?
— Неужели вы никогда не слышали про Е.В.Петушкову? Это, наверное, стыдно не знать любому лошаднику.
— Я тоже удивляюсь, что по телевизору ничего не сказали, ведь она очень многое сделала для конного спорта.
— Она – мой первый реальный шаг к лошадям. До этого были только мечты. Светлая память, и пусть земля ей будет пухом, а верный Пепел встретит на вечных лугах…
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Петушкова Елена Владимировна. Одна из лучших в мире спортсменок- наездниц конца 60-х – начала 70-х годов.
Родилась в Москве 17 ноября 1940 года.
Конным спортом начала заниматься в 1956 году в ДСО «Урожай». В сборную СССР по выездке входила с 1963 по 1987 год. Заслуженный мастер спорта (1970). Кандидат биологических наук.
Олимпийская чемпионка (1972) в командных соревнованиях. Серебряный призер Олимпийских игр (1968,1972) в личном и командном зачетах.
Чемпионка мира (1970) в личных соревнованиях. Обладательница трех серебряных и одной бронзовой медали чемпионата Европы.
13-кратная чемпионка СССР.
Президент Федерации конного спорта России (1996 – 1999). В последние годы была вице-президентом федерации и старшим тренером национальной сборной по выездке.
Награждена орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и «Знак Почета».
Умерла 8 января 2007 года в Москве. Похоронена на Троекуровском кладбище.