Скелеты в шкафу Александра Попова

В «Раздевалке» побывал четырехкратный олимпийский чемпион по плаванию, член Комиссии спортсменов МОК Александр Попов. Сегодня знаменитый спринтер улетел из Москвы, с чемпионата России по плаванию, в швейцарский город Золотурн, куда он с женой и детьми пе
news

ЗВЕЗДЫ

РАЗДЕВАЛКА У ДАРЬИ

В «Раздевалке» побывал четырехкратный олимпийский чемпион по плаванию, член Комиссии спортсменов МОК Александр Попов. Сегодня знаменитый спринтер улетел из Москвы, с чемпионата России по плаванию, в швейцарский город Золотурн, куда он с женой и детьми переехал несколько месяцев назад из Канберры. На первый взгляд, Попов – открытый собеседник. Однако до тонких струн его души не достучаться, когда речь заходит о семье, тренере Геннадии Турецком и проигрыше Олимпиады в Сиднее.

ГЛАВА 1. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН

Популярному красавцу (как только дотошный французский репортер из газеты «Экип» посмел сравнить его с хромающей лягушкой, подметив, что Саша чуть прихрамывает – в детстве упал с дерева!) оказывали знаки внимания не только ровесницы, в том числе иностранки, но и вроде бы одна не очень молодая дамочка.

Она не особенно напрягалась, когда осенью 1995 года на сборах в Подмосковье у Саши возникла связь с подругой по команде Дарьей Шмелевой (за ней ухаживал и трехкратный олимпийский чемпион Евгений Садовый). Подумаешь, служебный роман, с кем не бывает. Даша-то влюбилась. «Она стала невменяемой, — рассказывал тренер Шмелевой Виктор Авдиенко на Олимпиаде в Атланте.— Подзываю ее к себе, объясняю задачу. А она смотрит сквозь меня и ничего не соображает. Признаться, позже мы возили ее на соревнования ради Саши, чтобы он получал перед стартом определенный, ну вы понимаете, энергетический заряд».

Флирт, возможно, и не перерос бы в нечто большее, ведь, по мнению Попова, серьезные отношения для спортсмена, находящегося в постоянных разъездах, все равно что «чемодан без ручки: нести тяжело, но и бросить жалко». Хотя в Австралии он, бывало, садился в автомобиль и всю ночь наматывал круги по Канберре, чтобы убежать от одиночества. Однако произошло непредвиденное: поздним вечером 24 августа 1996 года, вскоре после Олимпиады в Атланте, в Москве на улице Удальцова он попал в переделку, чуть не стоившую ему жизни.

Вместе с приятелем Леонидом, у которого Саша квартировал, он вышел проводить Дашу и ее подругу до стоянки такси и ввязался в драку с торговцами арбузами – кавказцами, оскорбившими девушек. В результате получил ножевое ранение в почку и легкое и был прооперирован в 31-й городской больнице. А выходила его Даша.

Александр Попов: «Первое, что я увидел, очнувшись от наркоза, – глаза Дарьи Шмелевой. И понял, что этот человек беспредельно предан мне».

После выписки он крестился в подмосковной церквушке в присутствии Шмелевой и борца Александра Карелина.

Александр Попов: «Прежде я не мог понять, верю в Бога или нет. А тут эта история и несколько странных совпадений. Во-первых, один из кавказцев пытался ударить меня булыжником по голове, но камень лишь поцарапал кожу. Во-вторых, нож, вонзившийся в мое тело на 15-сантиметровую глубину, не задел радикальным образом жизненно важные органы. В-третьих, мы сразу поймали частника, хотя по ночам они обычно не подбирают большие компании. Я пришел к выводу: Господь меня спас. И без раздумий принял обряд крещения».

Он увез Дашу в Канберру и весной 1997 года женился на ней, по сути, заточив в четырех стенах. Шмелева, некогда прима российской сборной по плаванию, на днях призналась мне: «Я с удовольствием дала бы вам интервью. Но Саша запрещает. Спросите у него. А то нам обеим попадет». А он не позволил: мол, жена – это мое. Может, ему есть что скрывать? Как говорят англичане, у каждого в шкафу свои скелеты.

Даша, конечно, не будет идти наперекор мужу. Он кормилец. Любимый мужчина. Отец двух ее сыновей: пятилетнего Володи и трехлетнего Антона. Они маленькие копии своего папочки. «Не знаю, кто из детей больше похож на меня по характеру, — говорит Попов. – Тот, наверное, кто еще не родился. Вообще-то оба своенравные, как и я. Понятия не имею, выйдут ли из них пловцы, хотя в генетику верю».

СЕКРЕТЫ ТУРЕЦКОГО

Однако сам он не из спортивной семьи. Ему исполнилось семь, когда мама Валентина (паспортистка) и отец Владимир (токарь) привели его в один из свердловских бассейнов. Маленький Саша так боялся воды, что запаниковал, когда она пощекотала ему колени.

Александр Попов: «Когда в 1989 году я, юный, подающий надежды пловец, поступил в инфизкульт, меня определили в группу Анатолия Жучкова, готовившего «спинистов». Под его опекой я находился до августа 1990 года. На тренировочном сборе меня вызвал к себе в номер главный тренер национальной команды Глеб Петров и спросил: «Саша, у меня к тебе деловое предложение, не желаешь ли перейти на вольный стиль?» В первые секунды я держал паузу, потому что ох как непросто в одночасье перевернуться со спины на живот, поменяв стиль. А потом промямлил: «Ну, хорошо, раз вам так хочется». Петров улыбнулся: «Мудрый поступок, парень. Твоим новым наставником будет Геннадий Турецкий». На моем лице появилось нечто вроде жалкой ухмылки: Турецкий был известен своей жесткостью. К счастью, я быстро убедился, что он умный, но не жесткий человек. Он объясняет ученику то, что от него требуется. Доходчиво объясняет, если надо. Но никогда не визжит по-поросячьи.

Помню, осенью 1991 года, во время развала в СССР, когда из-за экономических трудностей нам не хватало качественных продуктов, Ген Геныч увез нас в «долину сытной еды» – Италию, повторяя, что без хорошей пищи талантливому спортсмену не стать чемпионом.

После Олимпиады-92 звездная бригада Турецкого распалась. Ушли лидеры Геннадий Пригода и Вениамин Таянович (он женился на предсказательнице Тамаре Глобе, с которой позже развелся). Самому маэстро предложили контракт с Австралийским институтом спорта, и он радостно умчался в Канберру, сказав Саше на прощание: «Будь готов присоединиться ко мне». Очередной звонок поступил в январе следующего года, и буквально через несколько дней Попов занял комнатку в канберрском общежитии.

Александр не может предвидеть ситуацию, при которой вынужден будет покинуть наставника. А ведь Ген Геныч, кроткого вида невысокий плотный господин, прокололся трижды. По свидетельству медиков, из-за старой травмы головы Турецкий иногда впадает в беспамятство и перестает контролировать себя. Приступ случился в августе 1995 года в самолете, когда Геннадий, возвращавшийся из США в Австралию, укусил пилота. «Мне его задница не понравилась, желание впиться в нее зубами было столь велико, что я не стал сдерживаться», — прокомментировал он свой поступок. Иные, правда, приписывают эту историю не заболеванию, а увлечению тренера спиртным. Но мы не прокуроры, чтобы докапываться до истины. Он отсидел положенный месяц за решеткой на Гавайях, над территорией которых и произошло хулиганство. Кстати, окошко его камеры выходило на океан, а в клетушке имелся телевизор.

 В апреле 2001 года в сейфе, украденном из дома Турецкого и найденном взломанным в пруду, отыскали запрещенные препараты. Геннадия на полгода отстранили от работы, а затем оправдали (он понес убытки порядка 40 тысяч австралийских долларов, так как услуги его адвокатов стоили 280 долларов в час) за неимением косвенных улик его причастности к хранению допинга. «От меня ушли все ученики, в том числе двукратный олимпийский чемпион Майкл Клим, испугавшись, наверное, что я буду осужден за историю с допингом. Не желали видеть меня в роли проигравшего. Австралийцы – гордый народ. А Попов остался. Он русский», – продолжает Турецкий.

Крест в его карьере на Зеленом поставил прошлогодний июньский скандал. Возвращаясь с европейского турне «Маре Нострум» в авиалайнере австралийской компании «Квантос», следовавшем по маршруту Сингапур –Сидней, он вроде бы задремал, а проснувшись, принялся буйствовать. Его уволили, поэтому при первой возможности знаменитый тандем перебрался в Швейцарию. Попов последовал бы за Турецким куда угодно.

МНЕНИЕ

Геннадий ТУРЕЦКИЙ, тренер Попова:

Мне странно, что Попов не стал надевать костюм на Олимпиаде в Сиднее, в нем, полагаю, он проплыл бы эффективнее. Тем более что костюм для Саши был готов еще за восемь месяцев до соревнований, и мы опробовали его на незначительном турнире, где Попов проплыл 50 м почти на секунду быстрее, чем обычно. Но он решил выступать в традиционных плавках, а я и не собирался его переубеждать. У нас не такие взаимоотношения. Каждый человек должен быть уверен в том, что он делает. После проигрыша мы этой темы не касались.

ОЛИМПИАДА В СИДНЕЕ

Вечером 19 сентября 2000 года Ген Геныч, бросивший курить, нервно «дымил» у черного входа сиднейского бассейна. Только что Попов проиграл олимпийский финал на 100-метровке голландцу Питеру ван ден Хугенбанду. Неправда, что Саша иссяк! Неправда, что старый волк устал! В свои почти 29 он был на подъеме, побив в мае мировой рекорд на 50 м.

Соперника из плоти и крови Попов победил бы. Причем при любых обстоятельствах. Вспомним Олимпиаду в Атланте. Уж какую кампанию тогда ему устроили в прессе! Претендент на золото Гэри Холл (спустя два года его дисквалифицировали за курение марихуаны) со страниц авторитетных газет клялся: «Я убью этого русского!» Изображал Рэмбо, подходя к стартовой тумбе с крепко сжатыми кулаками. Однако реакция окружающих Попова не испугала, недаром же те же американцы называют его ледяным парнем за невозмутимость. И пусть сам Билл Клинтон приехал понаблюдать за победой Гэри. Ничего, стоя выслушал российский гимн.

Побороть чудо техники он не смог (как выдающиеся шахматисты не в силах переиграть компьютер). Хугенбанд плыл в комбинезоне «Лонг Джон», волшебная ткань которого создает кинетическую цепь – передачу энергии от рук к ногам, что позволяет спортсменам экстра-класса примерно на секунду проплыть быстрее обычного. Попов надел только плавки. И уступил противнику 0,39 сек. Парадоксально, но одним из шести разработчиков новинки выступил Турецкий.

Тут как получилось: французская плавательная фирма, спонсировавшая сборную России, начала внедрять комбинезоны позже испанской, одевающей австралийцев и американцев. И к ее продукции было много нареканий. К примеру, Попову никак не могли подобрать нужный экземпляр. Ему с его двухметровым ростом и длиннющими руками вообще очень трудно приобрести одежку: даже когда ему шьют цивильные костюмы, рукава все равно коротки.

Александр Попов: «На меня, наверное, раза три-четыре мерили «Лонг Джон». Я просил: «Привезите закройщика. Пусть он растянет материал. Посмотрит, какой у него коэффициент растягивания – на 30, 50, 100 процентов. Снимет с меня мерки и вычислит, сколько ткани нужно для пошива». Но закройщик не приехал. Вместо этого мне прислали костюм. Я повертел его в руках и подумал: дескать, на сына моего, Вовку, которому тогда и трех лет еще не исполнилось, он что ли? В конце концов решил, что не буду выступать в «Лонг Джоне». Так и сказал фирмачам: «Можете даже не шить на меня». Они обиделись: «А для фотографии?» – «Для фотографии, – говорю, – пожалуйста, любой надену. Но плавать в нем не буду. Мнение мое бесповоротно и обжалованию не подлежит». Считаю, что я поступил правильно. Костюм вроде допинга, может вызвать привыкание, а я в состоянии доказать свое превосходство и без этого кусочка ткани».

Он остается «топовой» фигурой, несмотря на то, что родились новые герои, к примеру, австралиец Йен Торп, американец Ленни Крайзельберг, Хугенбанд и другие. Как и десять лет назад, трибуны с восторгом выдыхают: «Попов» (иностранцы делают ударение на первом слоге), вне зависимости от его результатов.

Попов, конечно, явление. Такие всегда приходили и приходят за золотом. Кстати, в противном случае Турецкий больше не работал бы с Сашей. Не зря же он спросил его: «Будешь работать на результат?» Имеется в виду Олимпиада в Афинах. И получил утвердительный ответ. «Я плаваю не для того, чтобы продлить свою карьеру или быть простым купальщиком. Мой характер не настолько силен», – уверяет Попов.

ГЛАВА 2. СПОРТ, МОК.
ПАРОВОЗ ВПЕРЕД ЛЕТИТ

ТРАВМА КЛИМА

— Почему ты продолжаешь плавать?

— А что, надоел? Так и скажите! И я завтра же уйду.

— И все-таки?

— Процесс влюбленности в плавание для меня не подошел к завершению. Напротив, он, как мне кажется, только начался. У нас с Турецким много идей. Он всегда ориентирует меня на сверхзадачу. Мы, к примеру, задумались над тем, а можно ли проплыть «полтинник» из 20 секунд. Я предполагаю, что можно. При этом не обязательно испытывать адскую боль или напряжение сверхфизическое. Главное, поверить в это.

— Как ты считаешь, Торп просто так хотел проплыть на этапе Кубка мира 50 и 100 м или он готовится на этих дистанциях к Олимпиаде?

— Я не исключаю этого, но у нас уже были такие эксперименты, которые ничем хорошим не заканчивались. А пока что давайте не будем бежать впереди, как это говорится, лошади, электрички?

— Паровоза.

— Вот-вот, впереди паровоза.

— Клим правильно поступил, уйдя от опального Турецкого?

— Кто-нибудь с тех пор видел его соревнующимся? Нет! У Майкла начались травмы. Он перенес четыре операции: на голеностопе, позвоночнике и обоих лодыжках.

— После отъезда Турецкого австралийцы сбавят обороты?

— У них есть пара-тройка локомотивов, и главный из них – Торп, которые еще несколько лет будут тащить на себе «вагоны».

ШОКОЛАДНАЯ ДРУЖБА

— Часто общаешься со своим приятелем Александром Карелиным?

— Если получается состыковаться с Сан Санычем в Москве, мы встречаемся. Мое глубокое убеждение: не обязательно дружить взасос – до икоты. Достаточно увидеться с дорогим тебе человеком раз в году и почувствовать себя в шоколаде.

— Карелин до сих пор не отошел от проигрыша Олимпиады в Сиднее. А ты?

— Вернуть те соревнования не в наших силах, поэтому я себя не истязаю.

— Членам МОК важно иметь в своих рядах действующего спортсмена?

— Никогда не разговаривал с ними на эту тему. Раз нас выбрали, значит, мы нужны. Кстати, на тот момент действующим спортсменом был не только я, но и легкоатлет Сергей Бубка, который больше не выступает. Но от этого ценить его меньше не стали.

— Что конкретно ты сделал в Комиссии спортсменов?

— Лично я ничего не решаю. Это прерогатива комиссии, которая, например, добилась отмены на турнирах секс-контроля для женщин – унизительной процедуры. Но если честно, этот вопрос был вынесен на обсуждение еще в 1997 году, то есть до меня.

— Правда, что, когда вы отправляетесь в поездки от МОК, вам выплачивают суточные порядка 1000 долларов?

— Ага, «щас»! Такие пачки вручают, что карманы оттопыриваются!

— Ты переехал в Швейцарию, где расположена штаб-квартира МОК, чтобы быть поближе к коллегам – чиновникам? Мечтаешь осесть здесь?

— У меня нет задачи – получить швейцарское гражданство. Я давно рвался в Европу, потому что, во-первых, под боком Россия-матушка, где живут мои родители. И, во-вторых, отсюда гораздо удобнее выезжать на соревнования, нежели из Австралии.

КСТАТИ

Быть просто чемпионом и великим чемпионом – две большие разницы, – уверен Попов. – Я осознал это 16 ноября 1991 года, в день своего двадцатилетия, на турнире «Lavazza Trophy» в итальянском Салуццо. После моего заплыва ко мне подошел Марк Спитц (американец, девятикратный олимпийский чемпион. – Прим. авт.), выступавший в других финалах, и сказал: «Алекс, если ты хочешь стать олимпийским чемпионом, попробуй это сделать в 20, потому что в 24 может быть поздно». Я три или четыре часа переваривал эту фразу. До Барселоны оставалось восемь месяцев, но слово «Олимпиада» с тех пор притягивало меня, как магнит. Из зеленого юнца я вмиг превратился в зрелого мужчину, одержимого прямо маниакальной идеей: выиграть. Я стартовал на всех этапах Кубка мира и в финале – на Пальма-де-Мальорке. Мы, десять олухов из сборной команды, взяли напрокат мотоциклы и, столкнувшись, сильно покалечились. До отбора на Олимпиаду – национального чемпионата оставалось шесть недель. Уж не знаю, как я его выиграл.

НАША СПРАВКА

Александр ПОПОВ. Выступает в вольном стиле на дистанциях 50 и 100 м. Родился 16 ноября 1971 г. в Свердловске. Рост – 2 м, вес – 190 кг. В сборной команде страны с 1991 г. Достижения в личном зачете в 50-метровом бассейне. Олимпийский чемпион 1992 и 1996 гг. на дистанциях 50 и 100 м. Серебряный призер Олимпиады 2000 г на дистанции 100 м. Рекордсмен мира на дистанции 50 м (21,64, установлен 15 июня 2000 г.). Чемпион мира 1994 г. на дистанциях 50 и 100 м. Чемпион мира 1998 г. на дистанции 100 м, серебряный призер на дистанции 50 м. Двадцатикратный чемпион Европы (1991, 1993, 1995, 1997, 2000, 2002 гг.) в личном зачете и эстафетах. Тренер – Геннадий Турецкий. С 1993 по 2003 г. жил в Канберре, Австралия. С 15 января 2003 г. живет в Золотурне, Швейцария. Женат. Супруга Дарья Шмелева, серебряная медалистка чемпионата Европы 1993 г. в комплексном плавании. Сыновья: Владимир, 5,5 года и Антон, 2,5 года. Имеет российское гражданство. Четырехкомнатная квартира в Москве, в районе метро «Проспект Вернадского». Любимое выражение: «От работы кони дохнут».

Новости. Архив