«7тв» – лакомство для телегурманов. От «детского проекта» до федерального вещания
СПОРТ + ТВ
Около года назад «Советский спорт» опубликовал беседу с президентом «7ТВ» Александром Борисовичем Беспутиным. Тогда он был «на новенького»: мы интересовались планами, перспективами, вообще возможностью существования специализированного спортивного канала открытого доступа: в мире нет аналогов. Сегодня представлять канал болельщикам уже не нужно…
Однако с марта «7ТВ» существенно поменял программную политику, на нем появились новые ведущие, новые передачи. Нам показалось, что это хороший повод встретиться вновь.
ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
— Александр Борисович, давайте для начала подведем некоторые итоги «за отчетный период».
— Тогда я хотел бы заметить, что за год с небольшим «7ТВ» стал каналом федерального масштаба. С 1 января 2002 года — официальной даты начала нашего вещания прошло чуть больше года, но за это время из «Детского проекта» — «кинобудки», существовавшей на 29-дециметровой частоте в Москве и охватывающей 16 городов России, «7ТВ» превратился в сетевой (370 городов РФ, в 32 из них собственные эфирные передатчики) общедоступный (бесплатный) специализированный канал. Потенциальная аудитория «7ТВ» на сегодня – 70 миллионов зрителей.
Мне бы хотелось вернуться немного назад и объяснить, почему мы решились на такой трудный шаг, как создание спортивного канала. Спортивные программы, трансляции соревнований всегда пользовались вниманием аудитории. Вспомните, как замирала страна у экранов, когда наши фигуристы плакали на высших ступенях пьедесталов; как, теряя дыхание, давали интервью на финише наши лыжники, велосипедисты; как всей семьей ходили болеть за любимые команды на футбольные стадионы и в хоккейные дворцы спорта… В те времена, как мне кажется, спорт был пусть не национальной идеей, но, по крайней мере, поводом для законной гордости за свою родину.
Потом многое поменялось в стране… И спорт практически исчез с телеэкранов. Здоровый образ жизни стал немодным, переживания за своих — неактуальными. Хотя именно спортивное зрелище — мощнейший источник положительных эмоций. К сожалению, законы рынка диктуют свои условия. Рейтинг (а значит, ориентирование на самую массовую аудиторию) стал во главу угла.
Создание спортивного канала — удовольствие не из дешевых (хочу подчеркнуть это на правах акционера — кстати, это не последний аргумент в дискуссии и целесообразности создания спортивного канала «с нуля»). Однако аудитория такого специализированного продукта — самая верная, постоянная и многочисленная.
С марта мы ввели новую сетку вещания. Ведь многое зависит от того, как строить программную политику: можно пойти по пути наименьшего сопротивления и ориентироваться только на мужчин-болельщиков, а можно постараться вернуть спорту былую привлекательность для всех полов, возрастов и профессий. Сделать модным. Показывая прошлые и настоящие победы, эмоции, следя за судьбами спортивных героев, воспитывать будущее поколение в соответствии с лозунгом: пропагандировать сочетание здорового тела и здорового духа. Именно такую задачу-максимум «7ТВ» и ставит перед собой.
— Александр Борисович, но ведь бесплатный специализированный спортивный канал в мире аналогов не имеет. Учитываете ли вы мировой опыт в этой области?
— В последние десятилетия теперь уже прошлого, ХХ века, в Европе и Америке начало резко увеличиваться число спортивных каналов. Да и на остальных доля спорта в эфире росла. Наверное, это общемировая тенденция: думать о здоровье нации. Более того, спортивные каналы, в свою очередь, «делятся» и специализируются далее даже по отдельным видам спорта. Скажем, в Великобритании свой телеканал имеет футбольный клуб «Манчестер Юнайтед». Правда, это только первая ласточка: все-таки проще завести страничку в Интернете или издать журнал, чем ввязаться в затратное и технологически сложное телевизионное производство. Но владельцы знаменитого клуба пошли на это и не пожалели.
Россия чуть отстает от мирового процесса. «7ТВ» — первый специализированный спортивный канал. До этого был «НТВ+», но он платный, а значит, недоступная роскошь для большинства российских зрителей. Конечно, нам непросто. Но за год нам удалось, как мне кажется, главное: мы позиционировали себя на российском медийном рынке, мы завоевали аудиторию в 370 городах РФ, мы организовали для наших зрителей круглосуточное вещание, 60 процентов которого занимает показ интереснейших российских и мировых состязаний по всем видам спорта.
— К сожалению, насколько нам известно, у вас существенные проблемы с вещанием в столице?
— Да, и это, пожалуй, проблема основная. Нас видят не все районы Москвы — это связано со столичным ландшафтом и застройкой, эфирное вещание тут всегда проблематично. Отчасти это решится с окончательным вводом в эксплуатацию 10-киловаттного передатчика (вместо теперешнего киловаттника). Но полностью охватить Москву позволит только вход в кабельную сеть города. Мы ведем переговоры по этому поводу и надеемся, что вскоре все москвичи получат возможность круглосуточно смотреть наш канал.
В других регионах России таких проблем нет. Пятимиллионный Санкт-Петербург нас видит и обеспечивает каналу стабильный рейтинг; в нашей сети миллионники: Волгоград, Воронеж, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Казань, Уфа, Саратов, Екатеринбург, Челябинск, другие крупные города. Мы продолжаем развивать сеть, ведем переговоры с региональными телекомпаниями и находим замечательных партнеров, влюбленных в спорт и осознающих важность спортивного телевидения.
«7ТВ» планирует развивать отношения и со странами СНГ и Балтии: специализированные телевизионные выставки демонстрируют их заинтересованность в нашем программном продукте.
МЕНЮ ДЛЯ ГУРМАНОВ
— Не могли бы вы поподробнее рассказать о том, что предлагаете зрителю?
— Конечно. Мы обновляемся и в то же время не отказываемся от проектов, которые за год доказали свою актуальность. Как я уже упоминал, мы перешли на круглосуточное вещание — кстати, не в последнюю очередь и в интересах зрителей Сибири и Дальнего Востока. 60 процентов эфира — это спорт. Но, скажем, и художественное, и детское, и развлекательное направление так или иначе связано со спортом. Есть много прекрасных художественных и документальных фильмов близкой тематики; ток-шоу о спорте, с героями спорта в качестве гостей, пользуются популярностью у зрителей. Для детей, например, выходит программа «ФизКульт», в которой ведущая помогает ребятам и родителям определиться в спортивных пристрастиях, выбрать подходящую секцию, рассказать о пользе физической культуры.
Есть у нас программы зарубежного производства, посвященные самым популярным видам спорта («Шоу футбольной Европы», «Планета Футбол», «Голмания»; «Это — НБА», «Нокаут» и др.). Однако приоритет для канала — спорт российский и международные соревнования с участием российских спортсменов.
Мы производим еженедельные обозрения «Завтра — футбол», «Такой хоккей», «Над кольцом» (баскетбол), «Открытый корт» (теннис), программа «Русское поле «Спартака», где наши корреспонденты проникают в закулисье популярного клуба и добывают эксклюзивную информацию о спортивной и частной жизни игроков «народной команды». Существует на «7ТВ» утренняя «ЗАРЯДка для страны», ведут которую чемпионка мира по фигурному катанию Мария Бутырская и актер Михаил Полицеймако. Много внимания уделяется экстриму, авто- и мотоспорту.
Одна из наших задач — связать воедино прошлое, настоящее и будущее. Этому посвящены новые проекты канала — ток-шоу прославленной Ирины Родниной «После пьедестала» о судьбах героев спорта, «Его величество тренер» (серия документальных фильмов о наших великих наставниках), «Неизвестный спорт» (архивные расследования журналиста Акселя Вартаняна).
Один из лучших проектов канала — сериал о великом противостоянии хоккейных команд СССР и Канады 1972 года. Мы в сентябре (к 30-летию серии) уже побаловали телезрителей показом самих игр, не исключено, что повторим. А потом рассказали не только о том, как это было; не только о хоккее. Все, что вокруг. Все, что произошло потом с советскими и канадскими хоккеистами. Ведущие сериала — Пол Хендерсон и Владислав Третьяк, участники игр. На канале выходит авторская программа известной тележурналистки Александры Ливанской «Жизнь продолжается» — она посвящена людям, прошедшим тяжелые, подчас трагические испытания и достойно выдержавшим все удары судьбы.
Нам кажется, что подобные проекты как нельзя лучше удовлетворяют интересы любой аудитории. Молодежи будет интересно прикоснуться к истории, взрослым и пожилым — вспомнить героев, которые не должны, как в известной песне, становиться героями вчерашних дней. Все-таки именно эти люди — спортивная слава и гордость России. Основное же место в сетке по-прежнему занимают трансляции спортивных состязаний. Список столь велик, что можно предоставить его отдельно.
Канал делает упор на прямые отношения с федерациями различных видов спорта. Наша цель — совместное производство тематических программ; получение льготных или эксклюзивных прав на трансляции, интервью с ведущими спортсменами; совместные акции, участие в специализированных выставках. Начинали мы с показа, пожалуй, только матчей хоккейного «Спартака», а за год наладили связи с многими федерациями и клубами страны. Все большее число федераций обращаются на канал с просьбой показа наиболее престижных соревнований именно на «7ТВ»: федерации заинтересованы в пропаганде российского спорта на общедоступном, общероссийском канале, выделяющем спорту основное время вещания.
Спортсмены — люди суеверные, у них существует понятие «фарт». И канал «7ТВ» определенно приносит удачу нашим российским атлетам. Второй год мы показываем ралли Париж — Дакар, и второй раз гонку выигрывают наши «КамАЗы». В нынешнем году канал потратил существенную сумму, чтобы отправить на ралли специального корреспондента и показывать эксклюзивные материалы. На чемпионате Европы по боксу в Перми (откуда неимоверно трудно, с технической точки зрения, было организовать трансляцию) наши спортсмены выиграли 9 из 12 золотых медалей. Российские волейболисты впервые за 17 лет стали чемпионами Мировой лиги; успешно выступают в Лиге чемпионов. Баскетбольный ЦСКА — среди лидеров Евролиги; «Урал-Грейт» добрался до 1/8 финала. Женский баскетбольный клуб УГМК выиграл Евролигу. А биатлонисты устроили настоящий «звездопад» на канале «7ТВ»: выиграли все, что возможно, на этапах Кубка мира.
«Новости 7» — каркас сетки вещания спортивного канала — впервые вышли в эфир 8 февраля 2002 года (одновременно с открытием зимней Олимпиады). Первое время приходилось делать выпуски в нечеловеческих условиях, но рейтинги с самого начала свидетельствовали об интересе телезрителей. Теперь 12 раз в сутки наши ведущие в прямом эфире держат вас в курсе самых значительных событий спортивного дня. Главный редактор службы информации «7ТВ» — знаменитый журналист Ашот Насибов.
СПАСИБО ЗА ЛЮБОВЬ!
— Здоровый образ жизни и возрождение физической культуры и спорта с прошлогоднего Госсовета находятся под государственным контролем. Это внушает оптимизм.
— Нами давно налажены контакты с главными спортивными ведомствами страны. С федерациями и клубами. Без этих связей спортивный канал существовать не может. Надо отметить, что федерации и клубы всех видов спорта заинтересованы в пропаганде собственных достижений, поэтому мы, как правило, находим общий язык и плодотворно сотрудничаем.
Мы очень благодарны нашему попечительскому совету, в который входят полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г. Полтавченко (под его патронатом, кстати, в декабре прошел очередной юношеский фестиваль спортивной борьбы, который мы транслировали), полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе В.Матвиенко, министр спорта В.Фетисов, глава Олимпийского комитета Л.Тягачев, вице-президент Российской федерации дзюдо А.Ротенберг. Каналу очень важна их поддержка.
Думаю, что цели, поставленные перед собой каналом «7ТВ», совпадают с общегосударственными: пропаганда достижений российского спорта и воспитание здорового — физически и духовно — поколения.
— Каковы планы на будущее?
— Год для телеканала — возраст младенческий. Это только начало… Конечно, будем дальше разветвлять сеть вещания, чтобы как можно большее число россиян могло видеть спорт. Планируем он-лайн-вещание и создание крупного спортивного интернет-портала на базе существующего уже сайта канала (www. 7tv.rv — кстати, одного из самых посещаемых в Рунете).
Будем увеличивать долю производства собственного программного продукта.
Разумеется, нами изучается опыт ведущих спортивных каналов мира. Спорт — вещь интернациональная; будем развивать зарубежные контакты с инвесторами, рекламодателями, правообладателями. За год мы наладили партнерские отношения с такими «китами», как ESPN, EBU, KirchSport, Sport5, ASO, Eurovision, Octagon, NBA, MediaSat, WIGE, Dorna, IEC…
Мы внимательно относимся к пожеланиям аудитории и хотим поблагодарить зрителей за поддержку и добрые слова: и на сайт, и по почте приходит очень много писем. Это лишний раз доказывает, что людям нужен наш канал. В перспективе — создание спортивного медиа-холдинга.
Могу сказать, что канал состоялся. В общем, в будущее смотрим с оптимизмом и очень надеемся на поддержку и любовь наших зрителей. Смотрите «7ТВ», мы постараемся оправдать ваши надежды!