Максим Опалев: Любовь к каноэ началась с трехлитровой банки сока и килограмма ирисок
Завершившееся в конце июля в венгерском городе Сегед первенство континента принесло волгоградцу Максиму Опалеву очередные четыре медали в его богатую коллекцию спортивных наград и титул лучшего каноиста Европы 2002 года.
Ставший уже пятым по счету чемпионат Европы проходил в стране, где гребля на байдарках и каноэ является очень популярным и любимым видом спорта. Венгерские гребцы всеми силами старались не ударить лицом в грязь перед своими болельщиками и первенствовали по количеству завоеванных медалей. Тем приятнее успехи волгоградца, защищавшего честь России как в личных, так и в командных соревнованиях. Как всегда, впечатляющей выглядела победа Максима на его коронной пятисотметровой дистанции, где он финишировал с солидным отрывом от конкурентов. Достаточно уверенно победил Опалев на спринтерской двухсотметровке. В индивидуальной гонке он опередил прогрессирующего с каждым днем поляка Жизерски и старого знакомого еще по юниорским соревнованиям венгра Маломшоки. А в составе четверки каноисты нашей страны лишь на три сотых секунды оторвались от хозяев турнира, причем чемпиона выявил лишь фотофиниш. Так что уже сейчас можно достаточно уверенно констатировать: экипаж россиян в составе Опалева, Круглякова, Улегина и Костоглода весьма перспективен и может добиться многого. Единственное "серебро" Максим завоевал на одиночной дистанции в тысячу метров, где он опробовал новую тактику ведения борьбы. Сохраняя силы по ходу гонки, Опалев мощно спуртовал на последней четверти километровки. У специалистов, наблюдавших за гонкой, сложилось впечатление, что, если бы заплыв был удлинен хотя бы на десять метров, не удержал бы легендарный немец Диттмер свой минимальный отрыв от нашего гонщика. Теперь на предстоящих Опалеву сборах перед чемпионатом мира в испанской Севилье у Максима и его наставника Владимира Марченко еще будет время на "дошлифовку" всех тонкостей борьбы на этой дистанции.
- Максим, вы уже достаточно давно и успешно выступаете на соревнованиях самого высокого уровня. А как вы пришли в спорт вообще и как гребля на каноэ обрела столь способного ученика?
- В детстве я пробовал себя во многих видах спорта, больше всего задержавшись в плавании и футболе. Но однажды, в десятилетнем возрасте, я принял участие в двухкилометровой гонке на каноэ во время пребывания в спортивном лагере. Впервые испытав себя в качестве каноиста, я стал победителем и завоевал главный приз -- трехлитровую банку сока и килограмм ирисок. Побеждать, конечно, приятно всегда, но меня сразу покорили показавшиеся прекрасными непередаваемые ощущения от контакта с водной стихией, послушной твоим усилиям лодки. А настоящую любовь к каноэ мне привил первый тренер - Юрий Матвеевич Степанов, за что я ему искренне благодарен до сих пор.
- Какая дистанция для вас самая любимая?
- В принципе я по максимуму выкладываюсь в любом своем заплыве. Лично мне более по душе дистанция в пятьсот метров, и вовсе не потому, что на ней я добился наибольших успехов.
- А какая победа стала для вас самой памятной за годы карьеры?
- Больше всего запомнились события 1999 года, когда я выиграл золотые медали в одиночных заплывах на 200, 500 и 1000 метров чемпионата Европы, а затем победил на этих дистанциях проходившего в тот же год первенства мира. Как оказалось, подобного в истории гребли никто до меня не добивался.
- Максим, в ближайшее время вам предстоит опробовать новую модель лодки. Как вы считаете, почему такие вот пробы стали для каноистов в последние годы естественной необходимостью?
- На протяжении тридцати с лишним лет спортсмены соревновались на датских лодках ручной работы из красного дерева. Каждый из них дорожил своим судном и аксессуарами не меньше, чем хороший скрипач инструментом работы Страдивари. В 1998 году с подачи поляка Рышарда Серуги, сделавшего на пробу каноэ из пластика, в нашем виде спорта произошла настоящая революция. Серуга внес изменения и в конструкцию лодок, что вкупе с уменьшением ее массы даже на полукилометровой дистанции дало преимущество новой модели в несколько секунд. Проведенные тестовые испытания наглядно продемонстрировали, что пластик -- материал завтрашнего дня для гонок на каноэ, и лидеры гребли поспешили с освоением новых лодок. Но Рышард не остановился на достигнутом, постоянно совершенствуя свои разработки. А, так как недавно Международная федерация гребли отменила все свои стандарты относительно лодок, оставив обязательными величинами лишь их длину и вес, полету творческих изысканий Серуги и его последователей границ практически не осталось. Так что сейчас на первые роли выходит не только сама подготовка спортсмена, но и качество его инвентаря. На данный момент пределом достигнутого совершенства является четвертое поколение лодок, одну из которых я и собираюсь опробовать.
- Ваши спортивные достижения на слуху у всей России и за ее пределами. А как вы проводите свободное время, каким фильмам и музыке отдаете предпочтение?
- К сожалению, этого самого свободного времени мне перепадают лишь крохи, как правило, в промежутках между крупными соревнованиями. Когда появляется такая возможность, стараюсь не пропустить новые постановки нашего НЭТа, не отказываю себе в удовольствии посещения дискотек. Из художественных фильмов предпочитаю старые отечественные комедии, особенно мне импонирует игра Андрея Миронова в "Бриллиантовой руке". Эти картины можно смотреть по многу раз, получая какие-то новые впечатления и эмоции. Особым меломаном себя не считаю, музыку слушаю в зависимости от настроения и обстоятельств, отдавая предпочтение творчеству Александра Розенбаума.
- Не считаете ли себя гурманом?
- Ни в коей мере. Но во время соревнований и долгосрочных сборов сильно скучаю по борщам, пельменям и блинам, которые очень вкусно готовит моя мама.
Досье. Максим Опалев
Родился 4 апреля 1979 года. Заслуженный мастер спорта. Серебряный призер Олимпийских игр. Пятикратный чемпион мира. Семикратный чемпион Европы.
Признан лучшим спортсменом России в 1999 году.
Тренируется у Владимира Марченко, заслуженного тренера России.
Первый тренер -- Юрий Степанов.