Турецкий: Работаю с Комаровой, чтобы увидеть ее олимпийской чемпионкой
Российский тренер по плаванию Геннадий Турецкий, под руководством которого Александр Попов стал четырехкратным олимпийским чемпионом, недавно в статусе главного тренера возглавил команду Швейцарии. Уже несколько лет он консультирует Игоря Марченко, тренирует единственного нашего призера Олимпиады-2004 Станиславу Комарову. В интервью корреспонденту агентства спортивной информации «Весь спорт» Наталье Марьянчик Турецкий рассказал о перспективах Комаровой и швейцарцской сборной.
- Геннадий Геннадиевич, первый вопрос напрашивается сам собой. Что со Стасей?
- А что с ней такое? Ничего особенного на чемпионате России не произошло. Мы к этому старту специально не готовились, смысла размениваться на промежуточные цели сейчас нет. Да, на данный момент Стася чисто физически не готова плыть на уровне мирового рекорда, не готова приблизиться даже к своему личному достижению. Я реально понимал, что она не будет решать в Санкт-Петербурге каких-то больших задач. Если бы это был бокс, я бы ее никогда не выпустил. А так, в бассейне, чего уж тут бояться?!
- Чем вы занимались на тренировках в последнее время?
- Я бы назвал все это оздоровлением. Чтобы вывести Комарову на нормальный уровень, мне нужно 8-9 месяцев серьезной работы. Пока Стася привыкала к моим требованиям, к жизни в Швейцарии. Конечно, я понимаю: ей, как и любому молодому человеку, сложно вырваться из привычной среды, сложно остаться одной без друзей, вдали от дома. Все эти психологические проблемы не могут не сказаться и на работе. Но решить их можно. С трудом, приложив большие усилия, но можно. Нужно просто работать в этом направлении.
- Мысли об олимпийском золоте по-прежнему с вами?
- Прежде всего, Стася должна сама принять решение: зачем ей нужно это золото и чем она готова ради него пожертвовать. Подготовка к Олимпийским играм – это не просто тренировочные объемы и тысячи часов работы. Это - образ жизни. Сейчас у меня к Стасе нет никаких претензий, она делает все правильно. Просто ситуация требует ее твердого решения. О стометровке мы уже не думаем, дубль на Играх точно не сделать. Но вот на 200 м пока все идет по плану. До сентября время на размышления у Стаси есть.
- Значит, Стася все еще не определилась, чего она хочет?
- Скажем так, у нее есть намерения. Вы только представьте, чтобы подготовиться к Олимпиаде, ей нужно будет проплыть две тысячи километров. Не пробежать, не проехать на велосипеде, а проплыть! Лично мне очень хочется, чтобы у Стаси все было хорошо. Я был бы счастлив видеть нашу красавицу на высшей ступеньке пьедестала. И работаю с ней ради этого. Если на вопрос «тебе это надо?» она твердо ответит мне «да», я скажу: «Тогда опускай голову в воду и работай!»
- Ваше решение стать главным тренером сборной Швейцарии не помешает работе с Комаровой?
- Фактически функции главного тренера я выполняю с сентября прошлого года. Просто теперь у федерации и Олимпийского комитета страны появились средства, чтобы привести мой контракт в соответствие с моей работой. Контракт - текущий, может быть прерван в любой момент по различным причинам. Хотя, конечно, моральные обязательства проработать, по крайней мере, до Олимпиады-2008 в Пекине существуют. А как справляюсь? Стою вот на бортике, работаю!
- Помощников в сборную Швейцарии уже нашли?
- Мне очень нужны дополнительные руки. Одному сложно одновременно решать и организационные вопросы, и непосредственно спортсменов тренировать. Сейчас у меня есть два помощника, и я имею право пригласить еще одного. Открыты также две позиции на так называемую тренерскую стипендию. Она включает оплату проживания и питания на олимпийской базе - но без заработной платы. На мой взгляд, это хорошая позиция для молодого специалиста.
- Вы рассматриваете кандидатуру кого-то из российских специалистов?
-Мне нужен молодой тренер, инициативный, с желанием учиться. Конечно, место открыто и для российских специалистов тоже. Я всегда говорю представителям федерации, что если они хотят прислать группу спортсменов тренироваться в Швейцарию, всегда лучше присылать их с тренером. Тогда и работа получится более продуктивной, и мне будет помощь.
- Какие задачи поставила перед вами швейцарская федерация на Олимпиаде в Пекине?
- Нужно понимать: участвуют в Олимпийских играх многие, а медали выигрывают единицы. Если на Олимпиаде 1956 года в Мельбурне выступали пловцы из 37 стран, сейчас стран в плавании – уже больше 160! Задача-минимум для швейцарских спортсменов – пробиться в вечернюю часть соревнований, то есть в полуфиналы или финалы. Если из 16 человек в команде 10 будут в полуфинале, я останусь доволен.
- Неужели вам интересно решать такие задачи?
- У нас есть один-два человека, которые при удачном раскладе могли бы бороться за медали. Работать с элитным спортсменом, на самом деле, намного проще. У таких людей всегда есть опыт, ответственность, самостоятельность. Тренер с ними отвечает за десять процентов результата, не более. Все остальное спортсмен делает сам. Другое дело, что эти десять процентов – как раз и есть разница между победой в олимпийском финале и просто попаданием в полуфинал. Когда спортсмен уровнем ниже, ситуация прямо противоположная – здесь уже результат на 90 процентов обеспечивает тренер. Это сложно и требует большой отдачи. Но попытаться довести спортсмена среднего уровня до элитного – тоже очень интересный вызов.