Конькобежка Светлана Кайкан: Хочется доказать боеспособность российской школы
Сегодня Светлана Кайкан - лучшая российская конькобежка. На недавнем чемпионате мира в спринтерском многоборье она заняла восьмое итоговое место благодаря малой бронзовой медали на дистанции
- Старший тренер сборной Сергей Клевченя накануне чемпионата мира сказал, что вам по силам бороться за медали в общем зачете.
- Сергей как бывший конькобежец - максималист. И мне приятно работать с таким тренером, но, к сожалению, пока ровно выступать не могу. Моя тактика заключалась в том, чтобы выложиться на
- Что позволило вам добиться прогресса?
- Олимпийский сезон я полностью провалила. В начале сезона не смогла отобраться в национальную команду. Не выполнила отборочный норматив, который к тому же был пропуском в Турин. В результате была отрезана от сборной, в которой находилась постоянно на протяжении многих лет. Конечно, я была в шоке. Очень хотела и готовилась пробежать в Турине. Не скажу, что привезла бы медаль, но в шестерке лучших была бы. Вернувшись, я поняла, что надо что-то менять. Мне 29 лет, а результаты все хуже и хуже.
- И что вы предприняли?
- В качестве эксперимента в конце прошлого сезона я обратилась за помощью к известному специалисту Барту Халтену. Он консультирует многих известных конькобежцев, в частности олимпийского чемпиона Чеда Хедрика. Напрашивалась к нему на свой страх и риск. Его советы могли поломать все мои прежние представления о тренировочном процессе. Но все же я рискнула. Не пожалела денег - услуги такого специалиста стоят дорого - и поняла, что это стоило того.
- Когда вы поняли, что находитесь на правильном пути?
- В начале этой зимы я спокойно выполнила отборочный норматив и вернулась в команду. Наш тренер Сергей Клевченя придерживается той же системы тренировок, что и Барт Халтен. К тому же я выполняю все его рекомендации на мужских скоростях, и это сказывается положительно.
- А вот немецкая федерация запретила женщинам тренироваться с мужчинами.
- У нас эта мера вынужденная. С уходом Светланы Журовой я осталась единственной женщиной-спринтером в сборной, и волей-неволей пришлось тренироваться в мужской компании. Я хотела подключиться к их группе еще раньше, чувствовала, что это повлияет на рост моих результатов. Но меня осадили: пока не отберешься в команду, тренируйся как хочешь. Дескать, тренеры будут распылять свое внимание на других спортсменок. Но одно дело, когда говорят об этом сторонней спортсменке, и совсем другое - когда ты провела в сборной столько лет, и тебя вот так отфутболивают. Впрочем, к тем людям, с которыми я каждый день встречаюсь на катке, это никакого отношения не имеет. У нас прекрасные отношения.
- Как к вашей самостоятельности отнесся личный тренер Владимир Тюшняков?
- Мы поговорили с ним. Он понял, что более чем за десять лет совместной работы я переросла его уровень, и пожелал мне удачи. Хотя думаю, что он сильно переживал из-за нашего расставания. Но иного выхода не было.
- У вас были мысли бросить все после Турина?
- Светлана Журова выиграла золото в 35 лет, почему же я в 29 лет должна уходить? Тем более что я вижу прогресс в результатах. Улучшила свое личное достижение на
- Травмы не беспокоят?
- Ничего не беспокоит, за исключением недавнего злоключения. На этапе Кубка мира в Хамаре зацепила коньком ногу, получила рассечение ахилла. Врачи говорят, что должна восстановиться. Пока нас отпустили по домам, но через неделю мы должны собраться в Коломне на заключительный сбор перед чемпионатом мира на отдельных дистанциях в Солт-Лейк-Сити.
- Какие задачи вы ставите перед собой в Солт-Лейк-Сити?
- Медаль на моей любимой 500-метровке. Год назад на аналогичном турнире все награды российской сборной были добыты усилиями Светланы Журовой и Дмитрия Дорофеева, которые уже не будут в нем участвовать. Хочется доказать боеспособность российской школы.