Председатель МГФСО «Спартак»: Мы можем потерять целое поколение

19 октября состоится отчетно-выборный съезд общественной организации - Международного физкультурно-спортивного общества «Спартак». Около десяти лет общество возглавляет Анна Алешина. За несколько дней до начала съезда она рассказала и о славном спартаков

19 октября состоится отчетно-выборный съезд общественной организации - Международного физкультурно-спортивного общества «Спартак». Около десяти лет общество возглавляет Анна Алешина. За несколько дней до начала съезда она рассказала и о славном спартаковском прошлом, и о нелегком настоящем, и о будущем общества, которое давно уже стало неотъемлемой частью страны. Обо всем это в интервью Алешиной газете «Газета», самые интересные моменты из которого мы приводим для вас.

- Анна Борисовна, если с самого начала: в чем сегодня смысл существования физкультурно-спортивных обществ вообще и «Спартака» в частности?

- Вообще это как «альма матер», как родина твоя спортивная. А что касается «Спартака» - это союз людей, интерес которых - воспитание нормального подрастающего поколения. Это было и раньше, это есть и теперь. «Спартак» - это сообщество и тех великих, которые под флагом «Спартака» совершали спортивные подвиги, и тех, которые просто приходят на спортивную площадку, но в спартаковской форме, со спартаковским значком. И эта сопричастность внутри каждого человека, она есть, от этого никуда не деться. Я почему так говорю - я знаю детей, которые говорят: «Я спартаковец!» И они, когда говорят это, знают, что спартаковцами были и остаются и Симонян, и Парамонов, и Старостин, и Якушев, и Шадрин. И он, маленький человечек, тоже в этом сообществе. Что же касается обществ в целом, то сегодня, как мне кажется, мы потеряли тот соревновательный момент, который существовал раньше между командами мастеров. И школ стало меньше. А главное - школы стали обезличенными, у них нет собственного названия, у них только начинается история. Так зачем зачеркивать то, что было, и то, что есть. Те организации, которые работали и работают вот уже 70-80 лет, и которые принесли славу отечественному спорту. Можно, конечно, строить заново. Но нужно и сохранять то, что было. Сохранить традиции «Спартака», «Динамо», ЦСКА, «Локомотива», «Буревестника» - все это надо сохранить. Пожалуйста, создавайте новые клубы. И они сегодня есть. Финансовые и промышленные структуры имеют на это средства. Но эти монстры работают только на свои интересы. Выбирают только те виды спорта - в основном это игровые - или те соревнования, которые им больше нравятся. Или тот, кто находится ближе к руководству, убеждает руководство в том, что «вот это вот» на самом деле нужно. Но это мое мнение, может быть, оно и ошибочное.

- А общества, они по крайней мере раньше существовали почти так же. Каждое имело покровителя в лице того или иного министерства…

- Мы действительно работали под крышей, хотя сегодня это слово имеет негативный смысл, но не одного, а сразу нескольких министерств и ведомств. У «Спартака», например, было 11 министерств и ведомств, и это не считая ЦК профсоюзов. Раньше профсоюзы были очень богатыми, а сегодня они спорт содержать не в состоянии. Они свои спортивные объекты либо вообще продали, либо передали в управление другим организациям. Если до 1987 года в «Спартаке» было много самых разных спортивных сооружений - от Ледового дворца в Сокольниках до парусного центра в Хлебникове, то сегодня флаг «Спартака» носит только Дворец спорта имени братьев Знаменских. Все остальное - уже в ведении других организаций. Почему это произошло - это другой вопрос.

- «Спартак», я имею в виду физкультурно-спортивное общество, как явствует из названия, организация международная…

- Я поняла. В качестве примера можно привести Украину. «Спартак» на Украине финансируется государством, через комитет по физической культуре и спорту; через профсоюзы, сохранив при этом всю спортивную базу в ведении «Спартака», и еще фонд социального страхования. Мы, к сожалению, из всего этого не имеем ничего. Мы имеем только договор с Федеральным агентством по физической культуре и спорту, согласно которому мы проводим пять всероссийских мероприятий, которые Росспорт частично финансирует. Но это в Москве. К сожалению, не во всех регионах страны есть такие, как в столице, возможности.

- Но вам удается находить общий язык с властными структурами?

- Скажем так, мы находим. «Стучите, вам откроют». Мы ищем, пытаемся и сами зарабатывать. Имея сегодня, по сути, в интеллектуальной собственности только две вещи - это само слово «Спартак» и спартаковский ромбик, мы пытаемся здесь наладить пусть и небольшие финансовые потоки. Мы заключаем договора с командами, выступающими под спартаковским флагом, и они нам платят членские взносы. Сегодня мы хотим заключить такие договора со всеми командами, которые выступают под названием «Спартак». Ну и существуют еще и частные пожертвования.

- Иными словами, поиск средств и для физкультурно-спортивного общества - насущная проблема. А с кем проще договориться, с чиновником или просто с богатым человеком?

- Наверное, с богатым человеком. Некоторые понимают, что нужно вкладывать не только в большой, но и в детский спорт, и в спорт ветеранов. Но если бы у нас был не один, не два и не три таких человека, а двести или триста - то это было бы совсем другое дело. Это был бы заметный вклад в развитие в целом всей структуры «Спартака».

- Вы как руководитель «Спартака» себя ощущаете самостоятельной единицей или же чаще приходится выступать в роли просителя?

- И так бывает, и так. Если у нас есть с кем-то договорные отношения, то это одно. Но все равно, хочешь или нет, просить приходится.

- Источники финансирования вы перечислили. А на что идут спартаковские деньги?

- Вы знаете, за что общество «Спартак» получило в свое время орден Ленина? Орден Ленина «Спартак» получил за развитие физкультурно-массового движения в стране. Мы пытаемся эту систему возродить. Мы стали одними из первых обществ, которые в 1990-е годы возобновили проведение массовых соревнований, и не только в Москве. Как бы там ни было, «Спартак» - это люди, которые находятся в регионах. Мы, центральный аппарат, проводим несколько всероссийских мероприятий, а основную работу делают они. И если сеть этих организаций поддерживать и развивать, это принесет большую пользу. А для этого, конечно, нужны финансы. Раньше все-таки была государственная система, и под то, что решалось, всегда были деньги. А сегодня, даже если решение и принимается, то средств на претворение его в жизнь может и не быть.

- Вы пытаетесь построить новую систему или же вернуться к старой?

- Я считаю, что ничего плохого в советской системе, в той ее части, которая касалась спортивных обществ, не было. Прежде всего была отработана структура детских спортивных школ. То, о чем я говорила вначале. С гордостью говорили: «Я спартаковец» или «Я - динамовец». Помимо всего прочего это несло еще и хороший воспитательный момент. У всех по разному, но очень многие оставались верны своему клубу всю жизнь. Я в «Спартаке» с 1968 года. И никуда из «Спартака» не уходила. Была спортсменкой в составе сборной страны (Анна Алешина - заслуженный мастер спорта по академической гребле), потом директором специализированной детско-юношеской спортивной школы, теперь вот - функционером. Так что в советской системе было… сказать, что хорошо, наверное, значит покривить душой. Были вещи, которые надо было и тогда менять. Но что касается детских спортивных школ - все было очень хорошо.

- Можно это возродить?

- Это нужно делать. Иначе мы будем терять поколение. А пустот в жизни не бывает. Их займут другие организации. Неспортивные.

Новости. Архив