«Матч ТВ» и Sports.ru – война за выживание?
Главный редактор «Советский спорт» говорит о своей позиции в связи с резонансным конфликтом между «Матч ТВ» и Sports.ru.
Накануне стало известно, что Роскомнадзор может заблокировать один из спортивных ресурсов. Делаться это будет по требованию Мосгорсуда о возможном нарушении авторских прав телеканала. Наутро глава надзорного ведомства Александр Жаров заявил, что блокировки не будет, так как ресурс не транслирует пиратский контент. Что произошло между вечером и утром – не мне судить. Вчера пиратский контент был найден – сегодня уже нет, при том, что спортивное интернет-издание утверждает, что не получало конкретных претензий, к какому именно контенту возникли претензии, потому и не знает, что удалять. Речь не об этом.
Меньше всего мне хотелось бы комментировать частную историю спора двух СМИ. Мне звонят второй день все за комментариями: «Тина все-таки мстительная оказалась?», «Поддерживаете ли Вы борьбы нелегальным контентом?» - эти и подобные вопросы задают. Мне не хочется в это вникать и лезть: уважаю Тину Канделаки, хорошо отношусь к Юрию Дудю и всем прочим.
Любой конфликт – лишь одно из проявлений какой-то более серьезной проблемы. Давайте посмотрим на ситуацию так, как должны смотреть. То есть более стратегически. А проблема тут есть. И проблема эта намного более серьезна, чем принято говорить. И это не проблема пиратского контента и авторских прав. И «Матч ТВ», и Sports.ru, и другие ресурсы пытаются выжить в очень непростой ситуации глобальных изменений в медиа вообще и в спортивных медиа в частности. Традиционные СМИ (в том числе телевидение) стремительно теряет свою аудиторию, которая переходит в интернет и соцсети. Но и интернет-агрегаторы, подобные Sports.ru, уже давно проигрывают борьбу более динамичным, более агрессивным, а значит – более современным медиа. Все это накладывается на низкий интерес аудитории к спортивному контенту. Индикатор этого – пустые трибуны и низкие рейтинги телевизионныхтрансляций.
В этих условиях разумно задать вопрос: что такое вообще легальный и нелегальный контент, если речь идет, к примеру, о спортивном соревновании? Очевидно, что вы можете с трибуны снять игровой эпизод, потом выложить его в общедоступные сети – чьи права вы нарушили? Лиги? Спортсменов? Вы снимаете свою частную жизнь – то, что лично вы увидели, чему были свидетелем. Где тут грань между легальностью и нелегальностью? Она очень зыбкая.
Технологии развиваются не просто очень быстро – стремительно. Завтра я приду с друзьями на футбол и мы впятером с разных точек снимем на свои гаджеты игру так, что компьютерная обработка позволит очень быстро все это увидеть в 3D-измерении. Вы предъявите мне претензии? Вы будете по всему миру отслеживать такой контент? Поэтому и разговоры о нелегальности спортивного контента требуют каких-то новых подходов.
Сегодня стало возможным вести прямые трансляции каждому участнику спортивного действа, судье, игроку, зрителю, мальчику, подающему мячи. У каждого свой взгляд на эпизод и соответственно своя картинка в эфире. То есть налицо назревший конфликт, который можно будет решить только двумя способами: либо тотальным запретом на трансляции для всех, кто за это не заплатил, либо введение полной свободы, которая разрушит понятие о правах на трансляции в том виде, в котором мы их знаем.
В нашей стране в успешную реализацию первого пути верится с трудом. А второй путь будет означать еще более глубокие изменения на рынке спортивных медиа.
«Советский спорт» призывает всех участников рынка к активному диалогу для формирования нового подхода к этим стратегическим вопросам.