Почему «Легенда №17» – фильм десятилетия
Коллеги Сергей Подгорнов, Степан Чаушьян и Николай Яременко опубликовали фундаментальный труд, посвященный самым выдающимся спортивным фильмам в истории кино. В топ-20 не вошел ни один советский (российский) фильм. Почему?
«ПЕРВАЯ ПЕРЧАТКА» И «ЗАПАСНОЙ ИГРОК»
Подозреваю, что наше кино им не интересно. Ладно – «Вратарь» (1936), «Первая перчатка» (1947), «Запасной игрок» (1955) с молодым Георгием Вициным в главной роли – типичные отголоски сталинской эпохи. Произведения, мягко говоря, действительно низкого уровня.
Но, спустя годы были сняты более содержательные фильмы – «Хоккеисты» (1965), затем «Удар! Еще удар!» (1968), тоже не шедевры, но в условиях дефицита спортивного кино в стране развитого социализма эти киноленты считалась откровением. А дальше, вот так, навскидку, сразу трудно что-то припомнить. Советские режиссеры спортивное кино держали в черном теле.
Смысл этой прелюдии в том, что вышеперечисленны
Например, фильм «Слава», посвященный Вячеславу Фетисову. Знаком ли человек с его великой карьерой или нет, все равно посмотрит это кино с интересом. Тем более, артистов подобрали визуально похожих на самого главного героя и на его супругу Ладу. А такое сходство всегда придает картине дополнительных плюсов. Собственно, на этом прелюдию заканчиваю и перехожу к главной теме.
МИФЫ И СЛАБЫЕ МЕСТА
То, что в топ-20 нет «Легенды №17», неправильно. Фильм про Валерия Харламова далеко не шедевр, но польза от него очевидна, хотя отношение к картине самое противоречивое. Задумывалась она, как громкий медиа-проект и задумку эту авторам осуществить удалось в полной мере. Фильм обсуждали все и везде. Да, опять же произведением искусства картину назвать сложно. Ходили даже такие разговоры, не уверен, что это правда, когда продюсеры сообщили сценаристам, что будем снимать кино про Харламова. Те спросили: «Про Гарика Бульбдога?». Возможно, это утка недоброжелателей
Но в картине действительно есть слабые места, не говоря уж о том, что некоторые факты там искажены, либо их не было вообще.
МИФЫ
*В фильме показана прямая телетрансляция первой игры Суперсерии-72 из Монреаля. Ее не было. На момент начал матча в Монреале, в Москве было 4 часа утра. Матч показали только в 12 часов дня 3 сентября, и в тот же день вечером повторили еще раз.
*Реальное знакомство с будущей супругой Ириной Смирновой Валерия Харламова состоялось лишь в 1975 году — на 3 года позже, чем показано в фильме.
*Валерий Харламов не попадал в аварию перед Суперсерией-72. Это произошло в 1976 году.
*Защитник Александр Гусев (Гуськов в фильме) не принимал участие в Олимпийских играх 1972 в Саппоро.
*Ни на каком тросе Харламов и Гусев в Чебаркуле не перемещались. О чем сам Александр Гусев рассказал в интервью «Спорт-Экспрессу
Судьба арбитра: как спортивное кино помогает понять мир
СЛАБЫЕ МЕСТА
Звероподобные, роботообразные канадцы. Таких соперников (противников) могли показать в конце сороковых, но в 2013-м это выглядит пародией и вызывает лишь усмешку. А ведь фильм задуман, как серьезное произведение.
Сам матч в Монреале снят очень слабо. Это всегда слабое место в фильмах о спорте – трудно близко к натуральности показать в кино хоккейный или футбольный матч. Неплохо это удается англичанам («Гол», «Проклятие «Юнайтед»). И в целом впечатление от картины: не захватывает, не держит в напряжении.
«ЧТО ВЫ, КАПИТАЛИСТЫ, ЗНАЕТЕ О СОВЕТСКИХ СПОРТСМЕНАХ!»
Однако фильм все равно стал явлением и фильмом десятилетия о спорте. Вышел он вовремя – когда волна патриотизма в стране начала подниматься. Все чаще мы стали обращать взгляд к славной отечественной истории. В том числе и к истории спортивной.
16 апреля 2013 года в Сочи Владимир Путин посетил специальный показ «Легенды № 17» , который был организован в преддверии чемпионата мира среди юниоров. Помимо юных хоккеистов, на премьеру были приглашены ветераны Борис Михайлов, Владимир Петров, Владислав Третьяк, Вячеслав Фетисов, а также Татьяна Тарасова.
Представили картину ее создатели — продюсеры Леонид Верещагин, Антон Златопольский и Александр Харламов, а также режиссер Николай Лебедев и актер Данила Козловский.
Фильм главе государства понравился. Путин отметил, что «Легенда № 17» — хорошее кино, которое непременно найдет своего зрителя и среди любителей спорта, и среди тех, кто гордится достижениями нашей страны.
После показа Татьяна Тарасова поклонилась в пояс съемочной группе в благодарность за создание образа ее отца, великого тренера Анатолия Тарасова, его сыграл Олег Меньшиков.
Года полтора назад я позвонил за комментарием к какому-то событию Владимиру Петрову и заодно спросил его мнение о картине. Он рассказал про ту премьеру в Сочи, рассказал, что сидел рядом с Президентом в первом ряду.
– Очень полезная картина, мне понравилась, – сказал центрфорвард великого звена, сам легенда №16, увы, ушедший недавно из жизни Владимир Петров.
Тоже самое, отметил в телефонном разговоре и Борис Михайлов.
Но самое интересное и ценное мнение – все-таки не совсем наш человек – о картине советско-литовск
– Мне фильм понравился, все правильно показано, так и ковался советский победный спортивный характер, – сказал олимпийский чемпион Сеула-88 автору этих строк. – Нас тоже так воспитывали: на первом месте – честь флага, а личные болячки, проблемы - на втором и третьем.
И тут Римас рассказал одну историю, которая произошла с ним, когда он только приехал играть в мадридский «Реал» из «Жальгириса».
– С ногой были проблемы, но я по привычке не обращал на это внимание, впереди был важный матч, я рвался в бой, но тренер сказал, что недолечившемуся играть нельзя. Это неправильно.
– Да, что вы, капиталисты, знаете о советских спортсменах? – возмутился я. – Доктор сделает укол и я сыграю.
– У меня даже мысли не было, что из-за какой-то болячки можно пропустить важный матч, – продолжил рассказывать Куртинайтис. – Но мне объяснили, что это, во-первых, непрофессиональн
Главная идея фильма: честь флага превыше всего. И этой цели создатели достигли. «Легенда №17» снят, прежде всего, для нынешнего поколения. И уж точно достоин топ-листа.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Премьера «Легенды №17» состоялась 18 апреля 2013 года в Москве в кинотеатре «Октябрь». Фильм удостоен шести премий «Золотой орел», в том числе как лучший фильм года. В 2014 году картина была удостоена Госпремии РФ.
В 2017 году портал «Кинопоиск» назвал фильм самым популярным в России за последние 15 лет.