Судьба арбитра: как спортивное кино помогает понять мир
После выхода в «Советском спорте» рейтинга мирового кино о спорте многие сотрудники редакции начали водить пальцами по строчкам в списке фильмов: а где это, а где вот это? Некоторые уже пишут статьи, которые послужат началом, видимо, серьезной дискуссии. Николай Яременко правок не вносит – он делится личной историей.
– А давай мы тебя пригласим в качестве члена жюри на фестиваль спортивного кино, в Самару, – сказала симпатичная и молодая кинорежиссер, уже успевшая отметиться на поприще создания спортивного кино. Я до этого ее только на трибуне «Локомотива» встречал, а тут выясняется, что она кино снимает… Да еще про спорт!
– Я не против. Всё равно неделя свободная как раз выпадает. Вот только… я в кино ничего не понимаю. Я ж не кинокритик.
– А я тебе по секрету скажу, там в жюри никто не кинокритик. Но разве это главное? Там все равно победитель главный определен, я потом расскажу, за кого голосовать – нам ради этого и дали денег на фестиваль.
Вот так 4 года назад я оказался на одном из многочисленных фестивалей спортивного кино. Никогда столько фильмов подряд не смотрел: чуть ли не по десятку в день. Игровое кино было представлено не так уж широко, а вот документальное кино о спорте для меня, честно говоря, оказалось настоящим открытием. Во-первых, я не предполагал, что в мире его так много. Во-вторых, это были просто суперские человеческие истории. Из того, что реально запомнилось… Помните шведского арбитра, не заметившего руку у Тьери Анри? В 2009 году он судил матч Ирландия – Франция. Зовут Мартин Ханссон. После того эпизода, который навсегда вписал его ошибку в черную книгу судейских ляпов, у него вся жизнь пошла наперекосяк. Даже жена ушла. Не смогла жить с таким неудачником. Видеть любимых детей прежний глава шумного семейства стал намного реже.
Камера следует за ним в течение целого дня, и мы видим, как Ханссон приезжает в родную деревню. Только тут его помнят, любят и готовы принять снова, простив любые ошибки. Безумно сильный фильм о футболе, о любви к футболу. При этом футбола на экране за полчаса нет вообще.
Так что пожалеть о том, что я неделю изображал кинокритика, мне не пришлось.