Чемпионы не должны жить в нищете

null
news

ПЕРСОНА

Удивительно, но факт: министр труда и социального развития Александр Петрович Починок, до сих пор не замеченный на спортивных тусовках, ни разу не декларировавший свою привязанность к тому или иному новомодному у отечественной элиты виду спорта, на самом деле оказался более чем информированным собеседником практически во всех вопросах, касающихся нашей спортивной жизни. А отвечая на вопрос о «деле Сычева», заявил, в частности, следующее: «Пора серьезно проверить, как нормы трудового законодательства выполняются спортивными клубами».

СЫЧЕВ: РАБОТНИК ИЛИ РАБ?

— С недавнего времени во многих официальных документах, в том числе в новом Кодексе законов о труде, появились упоминания о профессиональном спорте, спортсменах-профессионалах. По-вашему, вопрос созрел?

— А это отражение действительного положения дел. Мы не можем маскировать реальность и говорить о любительском спорте, когда он практически повсеместно перешел на профессиональные рельсы. То есть спортивная деятельность — это способ зарабатывать деньги. И управляться этот процесс должен по общим законам, действующим в других отраслях нашей жизни. Естественно, с учетом присущей ему специфики.

— Поясните, что вы имеете в виду?

— Все очень просто. Спортсмен или тренер, другие специалисты должны получать соответствующую зарплату, иметь социальные гарантии, соответствующие КЗоТу, заключать контракты с работодателем… То есть все то, что гарантирует новый Трудовой кодекс, вступивший в силу 1 февраля прошлого года.

— Но согласитесь, в профессиональном или большом спорте есть свои нюансы…

— Сколько угодно… Возьмите, к примеру, историю с Дмитрием Сычевым. В ходе скандала, возникшего между этим молодым футболистом и спартаковским клубом, вдруг вспомнили о существовании КЗоТа. Специалисты начали проверять, не были ли нарушены его нормы, иначе Дмитрия пришлось бы восстанавливать на работе.

— Так что же, с Сычевым обошлись по закону?

— Я сейчас не могу однозначно ответить. По мнению тех, кто это дело рассматривал, все было в рамках закона.

— Этим занимались ваши специалисты?

— Нет, футбольные… Если Сычев обратится к инспекторам Минтруда, мы заново займемся его делом. Также он имеет полное право прибегнуть к помощи суда.

— Не кажется ли вам, что при рассмотрении дела Сычева выявились определенные противоречия? Его спортивную судьбу определяли не только в соответствии с российским Кодексом законов о труде, но и основываясь на тех правилах, которые выработаны Европейским союзом футбольных ассоциаций (УЕФА).

— Есть случаи, когда международное законодательство превалирует над отечественным. Но только в том случае, если Россия подписала то или иное международное соглашение. Более того, оно должно быть ратифицировано. И вообще, на мой взгляд, пора серьезно проверить, как нормы трудового законодательства выполняются спортивными клубами. Я думаю, мы столкнемся здесь с немалым количеством нарушений и злоупотреблений.

— Видимо, инициативу с мест в этом вопросе вы пока не почувствовали?

— Конечно. Клубы, да и федерации заинтересованы в жестком контроле над спортсменом. В признании его собственностью клуба. В любом случае их устраивает срочный договор: возможность, когда потребуется, легко избавиться от человека, то есть уволить его либо перепродать. Это неправильно. Я считаю, что защитные нормы по отношению к спортсменам должны распространяться в полном объеме. Более того, работодатель, в нашем случае владелец клуба, обязан заключать со своими работниками коллективный договор. Для этого достаточно желания одной стороны. Причем не обязательно инициаторами должны быть именно футболисты. В клубе заняты люди многих профессий и специальностей. Но закон един для всех.

— Судя по всему, специалисты вашего министерства при анализе положения дел в российском профессиональном спорте столкнулись с множеством отклонений от общепринятых норм, не так ли?

— Не без этого. Профессиональный спорт, что греха таить, построен на очень жестких правилах. Человек эксплуатируется определенное время, зарабатывая при этом приличные деньги, а затем он уходит или его «уходят». Это допустимо, когда заключаются срочные договоры. Но что у меня вызывает опасения… Сейчас к нам обращается немало выдающихся в прошлом спортсменов. У всех почти одна и та же судьба. Прямо скажем, тяжелая. У многих не хватает средств к существованию. Конечно, если в прошлом человек защищал спортивные цвета страны, то государство должно о нем позаботиться. Но, предположим, работодателем являлся какой-нибудь клуб… Как быть в этом случае? Думаю, надо внимательно рассмотреть все вопросы, связанные с усилением гарантий, касаются ли они будущих пенсий или дальнейшего трудоустройства.

ЧЕМПИОНОВ ПРИРАВНЯЛИ К ГЕРОЯМ СОЮЗА

— Ну а как быть ныне здравствующим олимпийским чемпионам, их у нас более 600? Пенсии большинства не дотягивают до прожиточного минимума…

6 февраля этого года принят федеральный закон «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией». Так вот, среди категорий наших сограждан, которые вправе рассчитывать на дополнительные выплаты: Героев Советского Союза и России, Героев Социалистического Труда, лауреатов Ленинской и Государственных премий и так далее, значатся и олимпийские чемпионы. Утвержден порядок финансирования. Сделаны первые выплаты. А кроме того, хочу подчеркнуть, наряду с общим положением существуют дополнительные или персональные списки. Они составляются по предложению министерств и ведомств и представляются на подпись Президенту.

— Кто может рассчитывать на попадание в такой список?

— Применительно к спорту – это особо заслуженные люди. Не ставшие олимпийскими чемпионами, но внесшие выдающийся вклад в наши спортивные достижения, в развитие того или иного вида спорта. Ну а представление их — за Госкомспортом. Сейчас в соответствии с законом чемпиону Олимпийских игр полагается дополнительное материальное обеспечение в размере 250 процентов базовой части трудовой пенсии по старости. Напомню, что в будущем году базовая пенсия должна вырасти до 600 рублей. Если кто-то из наших олимпийских чемпионов еще не получает дополнительные и такие жизненно необходимые средства, надо обращаться в органы пенсионного фонда, а где их нет — в собес по месту жительства.

— Известно, что век спортсмена короток по сравнению с обычными профессиями.

— Вот именно. Отсюда вывод: тех отчислений, которые будут делать работодатели в пенсионный фонд, этим людям на достойную пенсию явно не хватит. Поэтому наверняка потребуется специальное пенсионное страхование. То есть клубы или федерации должны перечислять в негосударственные пенсионные фонды средства для формирования дополнительной пенсии.

— Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Сейчас спортсмены высокого класса немало зарабатывают на коммерческих турнирах. Эти деньги не учитываются при назначении пенсии?

— Это их личные средства. Спортсмены платят с них налоги. А вот перечисление в пенсионный фонд не производится. Все это необходимо учитывать. Кроме того, я бы порекомендовал спортивным клубам, командам обратить внимание на медицинское страхование. Здесь тоже потребуются дополнительные взносы. С учетом того, что организм спортсмена изнашивается раньше, да и травматизм в спорте встречается куда чаще, чем в повседневной жизни. Так что нужен специальный полис медицинского страхования.

— Сейчас ваше министерство разрабатывает новую тарифную сетку. Учитываются ли в ней категории профессиональных спортсменов и тренеров?

— В этой связи я очень бы хотел посмотреть на предложения Госкомспорта. Наши специалисты считают, что прежде всего необходимо учитывать квалификацию. А вот стаж не играет такой роли, как в других профессиях. Но и результат работы тоже учитывается. В зависимости от этого будет меняться оплата труда. В каждой отрасли (а у нас их 51) будет своя система оплаты труда. В том числе и почасовая. Когда соберем все сведения, предложим наши наработки правительству.

ЧИНОВНИК ПРОТИВ ЛЕГИОНЕРА

— Давайте отвлечемся от вашей профессиональной деятельности и поговорим о спортивных увлечениях. Ваш секретарь мне рассказала, что урывками вы смотрели матчи чемпионата мира по футболу и очень переживали…

— Наверное, как и все. Хотя больше всего уважаю шахматы и хоккей. В шахматах когда-то выполнил разряд по решению задач. Внимательно слежу за Анатолием Карповым. Он из Златоуста, а я — из Челябинска. Почти земляки. А в хоккей традиционно болею за челябинский «Трактор». Кумиры молодости — братья Макаровы. Да и тренер Цыгуров в хоккее — личность. Сейчас, правда, на матчи выбираюсь редко. И все же, когда магнитогорский «Металлург» приезжает в Москву (они тоже из моих краев), стараюсь выбраться на стадион. Жаль только, что в этом сезоне клуб сдает свои позиции.

— А в чем, на ваш взгляд, причины?

— Команда лишилась лучшей тройки, постарела значительно. А вот достойной смены пока нет.

— Может быть, стоило пригласить пару-тройку легионеров?

— Я же чиновник и исхожу в этом вопросе из интересов России. Когда мы приглашаем легионеров, то большие деньги, по сути, отправляются за рубеж. Когда же выращиваем своего классного игрока, он помимо всего прочего превращается в очень серьезный капитал, хотя по отношению к человеку так не очень удобно говорить. И даже если потом спортсмен уезжает за рубеж, часть средств получает воспитавший его клуб.

— Сейчас многие говорят о здоровом образе жизни: мода такая пошла. А вы верите, что эту моду можно заставить работать на человека?

— Надо вместо пафосных стадионов строить сотни хороших площадок — футбольных, хоккейных, баскетбольных. Чтобы они были в каждой школе, во дворах. Со временем там появятся, уверен, свои звезды. Нам сейчас львиную долю средств, а их и без того немного, надо вкладывать в массовый, детский спорт. Поддерживать энтузиастов-тренеров. Массовость в конечном итоге трансформируется в мастерство. Это материал, из которого можно выбирать. Наш прошлый опыт, опыт ГДР, это прекрасно доказал. А отечественная методика подготовки спортсменов мирового класса, по-моему, и сейчас одна из лучших.

— Вы это не от супруги узнали? Она ведь в прошлом чемпионка России в беге на 800 метров.

— В том числе и от Натальи. Кстати, она сейчас, несмотря на воспитание двоих детей (Пете в декабре будет два года, а Сашеньке только месяц исполнится),  увлеклась экстремальными видами — дайвинг, альпинизм… Недавно на Аляске по полной программе вместе покорили один из ледников. Не скрою, поначалу очень боялся. А затем освоился. И, как видите, остался жив (смеется). А вообще я сторонник общедоступных, развивающих видов: плавание, лыжи, легкий бег, шахматы. В США, Японии, Франции давно осознали: здоровье — великая ценность. И за здоровый образ жизни там неплохо стимулируют. Этим мы займемся в ближайшее время.

НАША СПРАВКА

ПОЧИНОК Александр Петрович. Родился 12 января 1958 года в Челябинске. В 1980 году окончил Челябинский политехнический институт. Кандидат экономических наук.

В 1990—1993 гг. — народный депутат ВC РФ. С 1993 г. — заместитель министра финансов РФ. С 1997 г. — руководитель Государственной налоговой службы РФ, а с мая 2000 г. — министр труда и социального развития.

Женат. Супруга – бывшая чемпионка России в беге на 800 метров.

КСТАТИ

Александр Починок является одним из самых молодых (1958 г.р.) министров в российском правительстве.

Новости. Архив