Спустись с небес на землю
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ
Октябрь — традиционно время, когда начинается очередной призыв в армию. Отбросьте скептические ухмылки, дескать, мы лучше по нынешним временам как-нибудь на гражданке перекантуемся. Что бы ни происходило, Вооруженные силы всегда остаются защитой и гордостью для своей страны плюс школой настоящих мужчин. А чем гордится собственно армия? А гордится она в нашем с вами случае своими Воздушно-десантными войсками. Те же в свою очередь — не только способностью решать самые немыслимые боевые задачи, но даже в большей степени причастностью к великому таинству — способности парить в небе под куполом парашюта. В бой мы вас сегодня не позовем, а вот о том, как ощутить себя в прямом смысле подобными птицам, расскажем.
Нельзя сказать, что прыжок с парашютом — это совсем просто. Но то, что это незабываемое впечатление весьма доступно, можно утверждать наверняка. Сделать шаг «в пустоту» по силам практически каждому. По большому счету на первом этапе требуется только одно — решиться на это.
СДЕЛАЙ ШАГ
О том, что ждет новичка на аэродроме, рассказывает Василий Павлов, мастер спорта, инструктор парашютно-десантной подготовки Центрального аэроклуба имени Чкалова города Ступино Московской области:
— Замечу, что поздняя осень и зима — идеальное время, чтобы начать практическое знакомство с парашютом. Дело в том, что почва в это время размягчается, а если еще и выпадет снег, то приземляться вы будете, будто в пух. Начать следует, наверное, с того, что прыжки с парашютом разрешены с 15 лет. Максимальный возраст, как правило, не ограничен. Если человек хорошо себя чувствует, то и в 60 можно каждую неделю приходить прыгать.
Если со здоровьем у потенциального парашютиста все в порядке, то следующим этапом идет теоретическая подготовка. За полтора-два часа вам расскажут о самом парашюте, о том, как правильно прыгнуть и приземлиться…
Но как бы хорошо человек ни был подготовлен, как бы ни был уверен в себе, прыгая первый раз, он, как правило, ничего не соображает. Это сказано не в обиду потенциальным парашютистам, просто страшно бывает всем. Более того, это абсолютно нормальная реакция на происходящее. Кто не боится – психически ненормален и его ни за что нельзя допускать до прыжков. Так вот, того, кто прыгает первый раз, заставить думать о том, через какое время какое кольцо нужно дернуть, практически невозможно. Поэтому новичкам выдается нейтральный парашют с принудительным открытием, во всяком случае лихорадочно дергать «за кольцо» не придется, купол над головой раскроет автоматика. Происходит первый прыжок обычно с высоты 700 метров и длится 1,5 – 2 минуты. Из них в свободном падении парашютист находится 3 секунды.
Страх и оцепенение проходят на четвертой секунде, сразу после раскрытия парашюта. Потом начинается фонтан счастья и буря эмоций, которых становится тем больше, чем земля ближе. Здесь-то как раз и надо сконцентрироваться, поскольку самое опасное при прыжках с парашютом — это не выход из самолета, не сам полет и уж точно не проблема того, откроется парашют или нет. Самое сложное — это приземление. 99,9 процента травм происходит из-за ошибок именно на этом этапе. Хотя на самом деле все просто. Ноги — вместе, ступни — вместе и параллельны земле, полусогнутые колени тоже вместе – вот, собственно, и все, что нужно сделать для успешного завершения полета.
ЦЕНА ПОСТУПКА
Надо сказать, что увлечение прыжками с парашютом не самое дешевое из удовольствий. Но поверьте, это удовольствие того стоит.
Первый прыжок с принудительным открытием стоит около 400 рублей. Последующие, если прыгать в одном и том же клубе не реже одного-двух раз в месяц, – по 350 рублей. Дороговизна объясняется работой инструктора, пилота, тратами на авиабензин, покупку новой и содержание в порядке имеющейся экипировки. При всем этом профессиональным спортсменам прыжки обходятся значительно дешевле — 80 — 200 рублей. Сэкономить удается на инструкторах и казенной экипировке.
Стать «спортсменом» можно двумя путями – классическим и ускоренным. Классический курс подготовки, что называется, эволюционный. Сначала выполняются прыжки с задержкой в 3, 5, 10, 15, 20, 30 секунд. Высота прыжка соответственно увеличивается. Так, для прыжка с задержкой в десять секунд расстояние до земли должно составлять 1200 метров, в 20 секунд – 1600 метров, в 30 – 2200 метров. Только когда, прыгая с 30-секундной задержкой на круглом парашюте, человек выполняет все требуемые фигуры правильно, его пересаживают на «крыло». Там все начинается сначала и заканчивается все теми же обязательными элементами, но только уже на управляемом парашюте. После прохождения такого курса выдается вожделенный сертификат, позволяющий прыгать самостоятельно.
Курс ускоренный подразумевает как минимум семь часов теоретических занятий. После чего прыжок совершается сразу с 4000 метров. Понятно, что после семи часов инструктажа ни смелее, ни опытнее не станешь. Тем не менее прыжок совершается сразу на управляемом парашюте – «крыле». Делает это человек, конечно, не один. С ним вместе обязательно прыгают два инструктора, которые буквально зажимают новичка между собой и следят за тем, чтобы все протекало нормально. Парашют тем не менее новоявленный спортсмен открывает самостоятельно. Второй раз происходит приблизительно то же самое. Третий прыжок уже может быть только с одним инструктором. Понятно, что все индивидуально, но, как правило, восьми–десяти прыжков хватает для достижения нужного уровня мастерства. После выполнения набора все тех же элементов претенденту выдается сертификат. Этот путь самый короткий, но и весьма дорогой. Революционный способ обойдется примерно в 800 – 1000 долларов.
ЛЮБОПЫТНО
Приобрести минимальный набор профессионального парашютиста можно в аэроклубах. Только учтите, что потратиться придется изрядно. Так, индивидуальный парашют стоит $1500–4000, комбинезон $300–400, каска — $200, высотомер — $40–100.
КСТАТИ
«Нейтральный» — парашют, не управляемый в полете, с принудительным открытием, имеет круглую форму, иногда называется «купол».
«Крыло» — управляемый парашют прямоугольной формы, имеет горизонтальную скорость порядка 10—15 метров в секунду. Используя две стропы для управления, можно значительно увеличить время своего пребывания в воздухе. Вертикальная скорость такая же, как и у нейтрального парашюта, – 5 метров в секунду.