Кавказский плен Сергея Бодрова
ПАМЯТЬ
Вечер 20 сентября 2002 года. Жители Северной Осетии спокойно засыпали, еще не ведая, какая страшная беда пришла в их общий дом. Лишь наутро стало известно о трагедии в Кармадонском ущелье. Эта дата черными буквами будет вписана в современную историю Осетии и… российского кинематографа. Для Сергея Бодрова-младшего съемки фильма «Связной» оказались последними.
БРАТ «АЛАНИИ»
«Кавказский пленник», «Брат», «Брат-2», «Сестры», «Связной»… Сергей Бодров-младший неожиданно стремительно ворвался в мир российского кинематографа и чудесным образом оживил его. В постсоветские времена о массовом российском кино приходилось только мечтать. Бодров был одним из тех, кто встряхнул отечественное кинопроизводство. «Брат-2» до сих пор остается самым кассовым российским фильмом, которому наверняка уготована роль киноклассики. Возможно, тот самый «Связной» стал бы верхом его творчества. А сколько еще могло появиться кинолент, срежиссированных Бодровым? Если бы… если бы не эта трагедия.
Все произошло как-то неожиданно. До этого никто и предположить не мог, что многотонный ледник вдруг сорвется с насиженных веками мест и с адской силой понесется вниз по ущелью, сметая все на своем пути. Проходя в секунду 30 метров, 20 млн. тонн льда поглощали в себя сотни человеческих жизней, теперь уже печально известный поселок Нижний Кармадон, живописные базы отдыха, наконец, красивейшее Кобанское ущелье.
Именно сюда Бодров привез свою киносъемочную группу накануне катастрофы. Фильм «Связной», по задумке его автора, должен был рассказать о войне, о том, что и на линии огня есть место для любви.
Особенность Кобанского ущелья заключается в том, что человек, впервые попав сюда, непременно захочет побывать здесь еще раз. Горное великолепие поражало человеческий глаз. Наверное, поэтому Бодров вернулся на Кавказ, в эти места. «Он рвался на съемки. Теперь Сергей навсегда останется в Осетии. Ущелье — это братская могила, и у нашей семьи появилась еще одна родина», — сказал Сергей Бодров-старший в коротком интервью журналистам, когда вернулся с осмотра места трагедии.
ПОСВЯЩЕНИЕ В ФАНАТЫ
Бодров долго выбирал, в каком кавказском регионе провести съемки задуманного фильма. В июле он приехал во Владикавказ. Здесь ему пообещали оказать всяческую помощь и предоставили лучшие условия для киносъемок. Не случайно же пару лет назад сюда приехали снимать несколько серий всем полюбившегося телесериала «Убойная сила» («Предел прочности»). По словам актеров-«убойщиков», они были поражены гостеприимством осетин и созданными для съемок фильма условиями в селении Балта, что по соседству с Кобанским ущельем. Не мудрено, что и Бодрова, словно магнитом, тянуло в Северную Осетию.
Среди тех, кто самым активным образом помогал ему, был Сергей Такоев. Читателям газеты «Советский спорт» он наверняка больше известен как президент футбольной «Алании». В Осетии же он вице-премьер республики, курирующий в том числе спорт и искусство. Именно под его патронажем во Владикавказе в прошедшие два года проводились крупные кинофестивали, на которые съезжались известные российские и зарубежные актеры и режиссеры. Видимо, не случайно Такоев решил помочь Бодрову в съемках его очередного фильма. Он лично договаривался с командующим 58-й армией генерал-лейтенантом Валерием Герасимовым о предоставлении кинематографистам боевой техники, попросил руководителей соответствующих структур о выделении охраны и машин сопровождения.
В аэропорту Сергея встретили сотрудники ФК «Алания», в том числе главный администратор Борис Дзасохов. Именно по этой причине Бодров и еще пять человек, среди которых был и директор съемочной группы Тимофей Носик, оказались в офисе футбольного клуба. Как только Сергей приехал на стадион «Спартак», его тут же посвятили в фанаты «Алании»: ребята из фан-клуба «Аланские барсы» надели ему шарф любимой команды, сфотографировались, как подобает в подобных случаях. Свой презент преподнесли и сотрудники клуба — фирменный мяч с эмблемой «Алании» и другие сувениры. Тогда-то и родилась нынче ходовая фраза: «Бодров — брат «Алании».
— Я хорошо помню тот день, — говорит Борис Дзасохов. — В общей сложности мы пообщались с Сергеем не больше 30 минут. Но даже за это время он успел произвести самое лучшее впечатление. Признаться, я ожидал встретить совсем другого человека. Наверное, было бы неудивительно, если бы он вел себя под стать своей известности. И все же Бодров поразил нас своей душевной простотой и добротой. С ним было приятно даже просто перекинуться двумя-тремя фразами.
А дальше Сергей Бодров поехал на встречу с Сергеем Такоевым в Дом правительства. Вице-премьер первой же фразой развеял убеждение своего тезки, что люди из власти чересчур серьезные. «Ну как дела, брат?» — с таких слов началось тесное знакомство самого футбольного политика Северной Осетии с поистине самым талантливым молодым российским режиссером. «Я думал, что в Доме правительства меня ждут проявления бюрократизма и бумажная волокита», — признался потом сам Бодров. На деле же оказалось совсем наоборот.
НА ПУТИ У ЛЕДЯНОЙ ЛАВИНЫ
После встречи с Такоевым Бодров выехал в горы для выбора места съемок. А уже на следующий день он из рук Бориса Дзасохова получил авиабилеты до Москвы. Возвращение во Владикавказ было намечено на середину сентября. К этому времени уже прошел отбор местных актеров, которые и вошли в группу кинематографистов Бодрова. Подумать только, в районе поселка Нижний Кармадон им предстояло поработать всего три дня, чтобы снять эпизод фильма «Связной». Днем в селе Тменикау они провели намеченный объем работы, а вечером засобирались обратно во Владикавказ. И надо же было леднику Колка сойти именно в этот момент. Он не пощадил никого и ничего. Более того, мог принести куда больше жертв и разрушений, если бы подхватил с собой более крупный ледник Майли, на который упал с высоты 4000 метров.
Пограничники утверждают, что видели кинематографистов как раз там, где и прошла ледяная лавина. Если это так, то у них не было никаких шансов спастись, ведь скорость ледника, по разным оценкам, составляла 110-150 км/ч.
На следующий день по специальному указанию президента Северной Осетии Александра Дзасохова на поиски группы Бодрова были брошены большие силы спасателей. Попытки отыскать Сергея и его коллег оказались тщетными. Но их все равно ищут, ищут до последнего.
Два человека из группы Бодрова по счастливой случайности избежали участи остальных. Вечером они направились в сторону альпийских пастбищ, чтобы попросить пастухов поутру провести свои отары овец мимо селения Тменикау — нужно было отснять один из эпизодов фильма. Они-то и спаслись. Прочие — нет. Среди них, кроме московских кинематографистов, были и местные актеры, в том числе и лучшие наездники из конного театра «Нарты». За плечами многих из них съемки в «Убойной силе». Виктора Засеева хорошо знали в Осетии. В «Пределе прочности» он играл главаря чеченской банды Султана. Хаджимурат Галазов только в этом году закончил Щукинское училище. Отбор для съемок в «Связном» он прошел успешно: получил одну из главных ролей.
Первый фильм, первая главная роль, первый день съемок, ставший последним… Последним он стал и для Сергея Бодрова. Его творческая звезда ушла (но не угасла) с небосклона так же неожиданно, как и появилась там. Российское кино в одночасье потеряло своего лучшего актера. Сергей хоть и не имел специального образования, но по праву считался ярким представителем киноискусства. Ему подражали миллионы россиян, ибо он олицетворял лучших представителей нашей молодежи. Он ушел в расцвете творческих сил. Но людская память — сильная вещь. Она хранит все лучшее, передавая от одного поколения к другому. Для многих россиян Сергей Бодров навсегда останется просто любимым «БРАТОМ»…