Революция отменяется! Конькобежцы нашли компромисс

null
news

КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ

На состоявшемся в Костроме отчетно-выборном конгрессе Союза конькобежцев России (СКР) на очередной четырехлетний срок был переизбран его действующий президент – Владимир Комаров. За его кандидатуру проголосовало 2/3 делегатов, съехавшихся в город на Волге из 40 регионов России. Соперник Комарова на выборах – олимпийский чемпион Николай Гуляев будет работать в СКР в качестве вице-президента.

Обстановка накануне выборов российскому любителю коньков вполне могла бы показаться предвоенной. Ситуацию подогревали регулярные телевизионные сюжеты и статьи в различных СМИ. «Произойдет ли переворот в коньках?», «Почему коньки не едут», «У скороходов – революционная ситуация» – таков далеко не полный перечень наиболее характерных заголовков статей, с завидной регулярностью появлявшихся в газетах на протяжении последних двух месяцев. Оппозиция действовавшему руководству СКР подобралась довольно серьезная. Для человека, следящего за коньками пусть даже от случая к случаю, имена тренера сборной Валерия Муратова и заслуженного тренера России Бориса Васильковского, членов нынешней сборной команды Варвары Барышевой, Светланы Бажановой и Вадима Саютина и уж, конечно, легенды коньков Лидии Скобликовой – не пустой звук. Равно как и имя Николая Гуляева – олимпийского чемпиона, чемпиона мира и Европы и обладателя конькобежного «Оскара». Именно за его кандидатуру ратовала оппозиция, обвиняя действующего президента Владимира Комарова во всех грехах, в которых можно обвинить руководителя федерации.

Николай Гуляев, по мнению оппозиции, был единственным человеком, способным разобрать ворох накопившихся противоречий. Виделась в этом противостоянии и более глубинный конфликт. Противоречия между Олимпийским комитетом России и Госкомспортом, о которых руководители названных организаций предпочитают не говорить, но о которых не устает писать все та же пресса, со всей очевидностью должны были проявиться именно на этом конгрессе. Коньки – вид для российского спорта «стратегический», традиции в нем сильны, и потому глава национальной федерации – фигура, можно сказать, ключевая. В ходе всей «предвыборной» кампании (если таковой можно назвать события, предшествовавшие выборам) «люди» из Госкомспорта симпатизировали Гуляеву, в то время как ОКР занимал позицию своей «подшефной» общественной организации – то есть Союза конькобежцев России. Даже в том, как участники конгресса отправились в Кострому, можно было обнаружить подтекст: сторонники Комарова отправились от Олимпийского комитета, оппозиция – от здания Госкомспорта.

«МЫ СТРАННО ВСТРЕТИЛИСЬ…»

Тон прессы накануне выборов был таков, что, казалось, между соперниками не только невозможен диалог, но само их нахождение рядом чревато самыми непредсказуемыми последствиями. Собираясь в Кострому, ваш корреспондент сознательно не писал никаких статей из серии «Накануне», стараясь не поддаться общим настроениям и поглубже вникнуть в ситуацию. За три дня до выборов эти попытки привели меня к дверям кабинета Владимира Комарова в здании на Лужнецкой набережной. У президента был посетитель, и я решил подождать. Ждать пришлось довольно долго, и свободное время я заполнял чтением газет, изобиловавших все теми же заголовками: «Зачем отбрасывать коньки?», «Не хотим в Красную книгу!» и так далее.

Дверь, наконец, открылась, и из кабинета вышел… Николай Гуляев. Встреча с прославленным конькобежцем и претендентом на пост президента СКР в столь неожиданном месте внушила оптимизм – по крайней мере, подумалось, до драки дело не дойдет.

Кострома, как место проведения отчетно-выборного конгресса, тоже получила изрядную долю критики. Со стороны противников президента звучали слова, что собрание конькобежцев нельзя проводить на периферии, ибо это может превратить конференцию в «келейное» событие. Как человек, присутствовавший на нем, могу заверить – келейностью на конгрессе и не пахло. Напротив, страсти начали бушевать уже в субботу, когда делегаты лишь прибывали в гостиницу «Интурист», где, по мысли прессы, должна была произойти революция. Сторонники каждого из кандидатов были настроены весьма решительно, и оттого жаркие дискуссии возникали вокруг полномочий едва ли не каждого делегата, прибывшего в Кострому.

С немалыми трудностями конгресс добрался до отчетного доклада.

КТО И ЗА ЧТО ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ

Союз конькобежцев не может в единственном лице отвечать за отсутствие у сборной олимпийских медалей и не в состоянии на собственные средства строить катки – таков был мотив отчетного доклада Владимира Комарова.

Получая на протяжении всего олимпийского цикла недостаточное бюджетное финансирование (30% от необходимых средств), СКР с большим трудом выдерживал график проведения необходимых соревнований и тренировочных сборов. Так получилось, что за последние годы проблема тренерских кадров в стране аукнулась и на национальной команде. Старший тренер сборной Валерий Муратов в единственном числе готовил и конькобежцев-спринтеров, и многоборцев. Парадоксально, что подобная ситуация сложилась с ведома и благословения тренерского совета, чья работа в отчетном периоде получила наибольшую долю критики президента.

– Я не снимаю с себя ответственности за неудачи сборной, но прошу заметить, что сборную готовит не президент, а главный тренер. Кандидатура Муратова была одобрена тренерским советом, и Союз конькобежцев сделал со своей стороны все возможное, чтобы руководимая им сборная провела все необходимые учебно-тренировочные сборы, чтобы получила необходимую экипировку. На все, что подписывалось Муратовым, мной накладывалась резолюция «Утвердить». Разве теперь тренер сборной не должен ответить, почему в Солт-Лейк-Сити наша команда осталась без медалей?

Президент постарался предельно ясно расставить акценты в вопросе, кто должен отвечать за отсутствие в стране крытых катков.

– СКР не может заниматься строительством! Мы можем поднимать этот вопрос на различных уровнях, выходя на глав городов и регионов, организовывать для них ознакомительные поездки в страны, где эти катки существуют, но что до самого строительства? Разве что на субботник можем выйти. При этом за последние годы достигнуты определенные сдвиги. Если Лужков обещает построить крытый каток и авансом получает под это строительство обещание президента международного союза провести на нем в 2005 году чемпионат мира, значит, он тоже нас услышал. Если губернатор Московской области берется за реконструкцию искусственной дорожки в Коломне, значит, коньки в нашей стране не умерли, как пытаются представить некоторые, и их надо не возрождать, а выводить на достойный уровень.

Выступление Николая Гуляева было выслушано с большим вниманием. Лейтмотивом речи олимпийского чемпиона стал тезис о необходимости привлечения в коньки внебюджетных средств. «Союз конькобежцев должен не ходить с протянутой рукой, а активнее искать источники внебюджетного финансирования». Этот тезис был встречен участниками конгресса с большим воодушевлением. Увы, многие прочие положения кандидата в президенты звучали не столь убедительно. За объяснениями далеко ходить не приходится. Опытом работы в качестве чиновника прославленный в недавнем прошлом спортсмен не располагает, потому в результате голосования набрал гораздо меньшее количество голосов, чем можно было ожидать. Впрочем, произнесенная с трибуны конгресса критика не прошла бесследно. Избранный на новый срок президент СКР ввел в состав исполкома союза сразу нескольких человек из тех, кого мог бы считать своими противниками.

Что же до противостояния ОКР – Госкомспорт, то оно могло бы показаться надуманным, если бы не один эпизод. Прямо во время работы конгресса один из делегатов получил по телефону прямое указание своего регионального министра спорта голосовать за определенного кандидата. Подобное указание выдавалось за позицию Госкомспорта и лично его министра. Будем надеяться, что конькобежный спорт окажется выше такого рода интриг, и уже в ближайшее время мы услышим имена российских чемпионов мира, Европы, а там, глядишь, и Олимпийских игр.
Новости. Архив