Глеб Петров: Станислава Комарова – наше сокровище
Завершился летний плавательный сезон. Российская команда отправилась на каникулы со следующими достижениями: четыре золотые медали на июльском чемпионате Европы в Берлине и смена руководства. Виктор Авдиенко, покинувший в июне пост старшего тренера национальной сборной, передал свои полномочия Глебу Петрову. Между тем он остается на ведущих ролях, готовит экспериментальную группу пловцов к Олимпиаде 2004 года в Афинах. Однако, как заявил Петров в интервью корреспонденту «Советского спорта», ни о каком двоевластии не может быть и речи.
ВЫЙТИ ИЗ КУСТОВ
– Глеб Георгиевич, получается, вы с Авдиенко дублируете друг друга, поэтому между вами возможны распри?
– Конфликта не будет! Это просто наша уловка. До сих пор в обойме сборной находилось тридцать спортсменов. А с бригадой Виктора Борисовича их будет шестьдесят. Из такого количества народа легче выбирать звезд. В Волгограде у Авдиенко имеется собственный клуб с бассейном, который полностью подчинен спортивной подготовке. Экспериментальной эта группа названа потому, что в ней много молодежи и она тренируется по индивидуальному плану. Что касается отбора на чемпионат мира, который состоится в июле 2003 года в Барселоне, и Олимпиаду в Афинах, то все обязаны пройти его в равных условиях – на чемпионатах страны.
– Авдиенко категорически возражал против самостоятельной подготовки своих «кадров». Вы тоже сторонник централизованных сборов?
– Я полагаю, что если Всероссийской федерации плавания удастся организовать нам комфортабельные сборы, то никому и в голову не придет разбегаться «по кустам». Но так как в команде есть очень зрелые спортсмены, как четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов, то при наличии определенных средств они, естественно, могут готовиться к турнирам так, как им удобно. К категории подобных персон я бы отнес брассиста Романа Слуднова и его тренера Наталью Рощину из Омска. Иногда у них случаются не совсем удачные старты. Скажем, Роман проиграл чемпионат Европы в Берлине на своей коронной 100-метровке из-за того, что был нацелен на мировой рекорд в полуфинале. Упустив выдающийся результат, спортсмен сник и очень расстроился. Этим объясняется не только его проигрыш, но и некорректное поведение, когда он не пришел на пресс-конференцию, отказавшись прокомментировать финальный заплыв. Но в целом Слуднов и Рощина – очень опытный дуэт, который глупо и бессмысленно было бы принуждать приезжать на сборы.
– Госкомспорт не оплачивает россиянам сборы за рубежом, хотя там великолепные условия для тренировок. Как же быть, ведь сегодня у пловцов нет спонсоров?
– Не бывает правил без исключений. И я знаю, что в тех или иных ситуациях государство финансирует подготовку на заграничных базах. Более того, когда председатель Госкомспорта Вячеслав Фетисов выступал перед спортсменами, он подчеркнул, что для этих целей для каждой конкретной команды он лично будет искать спонсоров. Мы надеемся, что вскоре сможем надолго отправлять своих лидеров в те европейские страны, где проводится много турниров, поскольку соревновательный опыт бесценен.
КУПАЛЬЩИКИ НЕ НУЖНЫ
– Вы занимали должность главного тренера национальной сборной в 1990–1992 годах. Не без сомнений согласились вернуться?
– Моя профессия, я считаю, рискованная, поэтому сомнения всегда присутствуют. Тем более что я десять лет вообще не занимался большим спортом и почти не был в курсе того, что происходит. Но, побывав в июне на сборах в Волгограде и Домбае, убедился в том, что методика, процветавшая в советские времена, до сих пор актуальна. Это классика! В этой же манере Геннадий Турецкий работает с Поповым, а Авдиенко работал с великим Денисом Панкратовым.
И если сейчас мы сможем правильно выстроить идеологию подготовки – разработать технологию нагрузок в годовом цикле, – уверен, это принесет реальные плоды. Такая технология практически у всех одинаковая. Но существуют некоторые нюансы, которым необходимо обучить молодых тренеров. Классическую наработку нужно уметь использовать. Она, повторю, по сути, не претерпела изменений.
– Сборная образца начала девяностых и нынешняя схожи?
– Безусловно, что-то общее между ними есть. Олимпийская сборная, которой я руководил десятилетие назад, думаю, состоялась, когда мы успешно выступили в 1991 году на чемпионате Европы в Афинах. А потом из тех ребят, которые завоевали медали, и сложился костяк, добывший золото на Играх-92 в Барселоне. Но тогда все удачно получилось, потому что нас здорово поддержала Итальянская федерация плавания, организовав нам сборы в Италии и Андорре.
– И все-таки команда, выступившая недавно на чемпионате континента в Берлине, вселяет в вас оптимизм?
– Большинство спортсменов выполнили свои личные планы, однако в отдельных случаях этого оказалось недостаточно для того, чтобы претендовать на призовые места. Просто во всех номерах программы были продемонстрированы очень серьезные результаты – мировые, европейские и национальные рекорды. Я пришел к выводу, что на эти соревнования россияне отбирались по довольно скромным нормативам – восьмым результатам сезона в мире в каждом виде. В дальнейшем, убежден, требования должны быть ужесточены, потому что в апреле будущего года на чемпионате России предстанет уже сформированная олимпийская дружина. И статисты, или «купальщики», нам не нужны. Кроме того, не забывайте, что состав участников чемпионата Европы еще не вся сборная. И большие надежды я связываю с юниорами, с блеском выступившими на европейском юношеском первенстве в австрийском Линце. Кто-то из них непременно попадет на Олимпиаду, где поборется за медали.
– В некоторых дисциплинах российские пловцы не выступали. Так вы намерены охватить весь фронт дистанций или нет?
– Конечно, если бы мы располагали соответствующим «материалом», то попытались бы это сделать. Но так как не хватает исполнителей, то незачем форсировать подготовку там, где мы наверняка станем аутсайдерами. В первую очередь мы испытываем трудности с мужскими и женскими кролевыми эстафетами. Однако, возможно, квартет в эстафете 4х200 м у мужчин будет составлен из юниоров. Впервые мы не сумели выставить четверку представителей сильного пола и в эстафете 4х100, но это произошло по уважительным причинам. Два ведущих спринтера Андрей Капралов и Денис Пиманков пропустили летний сезон, взяв тайм-аут.
ЗОЛОТО ПАТРИАРХА
– Глеб Георгиевич, как бы вы оценили женскую команду?
– На мой взгляд, ее попросту нет, поскольку россиянки неконкурентоспособны даже на европейском уровне. Взять хотя бы вольный стиль. Ирина Уфимцева уверенно плывет в финалах 400 и 800 м. Больше никого нет! Спринт хромает... Выходит, надо возвращаться к старой системе и брать на вооружение мало-мальски перспективных девочек уже с детских соревнований. А то потом поздно будет.
Единственная, кто порадовал, – 16-летняя москвичка «спинистка» Станислава Комарова, выигравшая в Берлине две золотые медали. Она наше сокровище! Одаренная спортсменка находится в талантливых руках. Патриарх отечественного плавания Алексей Федорович Красиков на протяжении десятилетий лепит чемпионов по накатанной схеме. Проще говоря, сначала надо научить воспитанника плавать, обучить технике, а уже потом начинать его тренировать. Красиков очень аккуратно занимается с Комаровой, потому что она совсем юная, и надо чувствовать, когда добавить силовой выносливости, когда скорости, спринта и так далее. То, что Станислава ровно плывет обе половины дистанции и на 100- и на 200-метровке, свидетельствует о том, что акценты в подготовке расставлены грамотно.