Станислав Поздняков: Я убил в себе эмоции и нервы
ФЕХТОВАНИЕ
Заслуженный мастер спорта Станислав Поздняков пятый раз победил на чемпионате мира. Четырежды он выигрывал Олимпийские игры, шесть раз был лучшим в Европе. Он шестикратный обладатель Кубка мира. Некоторые называют его терминатором, машиной для побед, но нет такого человека, который бы не относился к нему с уважением. Румын Михай Ковалиу, которому немало доставалось на соревнованиях от Станислава, говорит: «Он всегда очень корректен, даже изыскан на дорожке. Настоящий джентльмен».
ТРУДОВОЕ ЗОЛОТО
Новоиспеченного чемпиона корреспондент «Советского спорта» сумел перехватить сразу после решающего поединка, в котором Поздняков победил француза Жюльена Пилле – 15:12. Станислав даже не успел переодеться, тем не менее оказался на высоте, терпеливо ответив на все вопросы.
– Поздравляем вас с победой! Какие ощущения испытывает человек, только что ставший чемпионом мира?
– Просто облегчение от того, что все закончилось. На состязаниях освобождается такое количество физической и психологической энергии, что я сейчас ощущаю некоторое опустошение.
– Вы заставили понервничать своих болельщиков, когда в одном из первых боев выиграли у поляка Рафала Шнайдера всего один удар. Чем это объясняется?
– Тут все поединки проходили в нервной и упорной борьбе. Только в 1/8 финала с итальянцем Джакомо Гуиди я выиграл 15:4. Но тот бой был намного напряженнее. А к встрече с поляком я еще не успел втянуться в соревнования, поэтому и получилась такая нервная концовка.
– Многие считали, что ваш бой с Михаем Ковалиу из Румынии можно считать досрочным финалом.
– Я с этим не соглашусь. Жюльен Пилле стоит в мировом рейтинге сразу вслед за мной. Он стабилен, именно с ним мы фехтовали в финале на прошлогоднем чемпионате мира.
– Для вас эта победа стала третьей на первенствах мира в личном зачете. Чем отличается один успех от другого?
– Первая победа, в 1997 году в Кейптауне, была необходима, чтобы подтвердить свой класс. Вторая награда в прошлом году была как бы компенсацией за неудачу в личном турнире в Сиднее, хотя конечно же это слабое утешение за проигрыш на Олимпиаде. А эта медаль трудовая. Мне пока трудно осмыслить этот момент. Для меня было важно сохранить ту победную линию, которую я держу.
– Вы уверенно начали финальный бой, однако в какой-то момент упустили инициативу и даже позволили Пилле выйти вперед – 12:11.
– Получилось, что меня несколько надломил психологически один удар, который я получил. Мне казалось, что там была моя правота, но судья решил иначе. Возможно, я был недостаточно убедителен. К тому же мои физические кондиции оставляли желать лучшего. Поэтому я и позволил сопернику себя достать. Я сделал небольшой анализ, выключил все эмоции, понял, что нужно подержать соперника на дистанции. И все получилось, мне удалось нанести четыре удара подряд и выиграть.
– В один из моментов в зале погасили почти весь свет, оставив освещенной только дорожку, вам это не мешало?
– Во многих странах мира на турнирах в финалах мы фехтуем при освещении только помоста. Пауза была вызвана тем, что судья проконсультировался с нами, готовы ли мы продолжить поединок при освещении дорожки софитами.
– Вы сказали, что не были готовы к этому чемпионату на все 100 процентов.
– Так оно и есть. Тот факт, что чемпионат мира состоялся всего лишь через месяц после первенства Европы, очень сильно повлиял на подготовку к турниру. После того психологического подъема, который был на чемпионате Европы, неизбежно должен был последовать некоторый спад. Я постарался побыть дома, чтобы отдохнуть, ведь у нас в Сибири, как известно, лето короткое и малоснежное (улыбается). Но все равно к чемпионату мира я подошел немного тяжелым. Хотя тренировочные задания выполнялись полностью, физической подготовки все же не хватало.
– Существует разница между этапом Кубка мира и чемпионатом мира или вам все равно, что выигрывать?
– Конечно, разница очень большая. Я не говорю даже об эмоциональной стороне, ведь на турнирах уровня первенства мира выплескиваешь все без остатка. А на этапах Кубка мира все зависит от твоей готовности в данный момент. Поэтому там не бывает, например, такого тягучего начала, как сегодня, когда я очень тяжело боролся с поляками Шнайдером и Яскотом. На таких турнирах либо ты готов с самого старта и доказываешь это, либо проигрываешь.
ТРЕНЕР ЧЕМПИОНА НЕДОВОЛЕН
Победу со Станиславом по праву разделил его тренер Борис Писецкий.
– Борис Леонидович, что вы говорили Позднякову во время финального поединка?
– Мы всегда обсуждаем стратегию и тактику боя, обмениваемся информацией. Станислав видит одно, я со стороны подмечаю что-то другое, а вместе это дает полную картину поединка. В этом и состоит работа тренера.
– Какой бой был для вас самым сложным на турнире?
– На этом чемпионате все поединки были непростыми. Лишь с первым соперником, корейцем, Станислав разобрался легко – 15:3. А для того чтобы выиграть у всех остальных, ему пришлось приложить все силы.
Дело в том, что в связи с политическими играми, связанными с возможным исключением командного турнира из программы Олимпиад, мы пропустили несколько турниров. Фактически соревновательная подготовка была сорвана, и в Лиссабоне мы фехтовали, можно сказать, с листа. Станислав выиграл на желании, просто из-за того, что больше других хотел победить.
– Тем не менее, несмотря на сорванную подготовку, в этом году Поздняков не знал поражений?
– Однако я недоволен тем качеством фехтования, которое он демонстрировал. Выиграть ему помогала та особенная, сибирская, жилка, которая в нем присутствует. Именно она заставляет выигрывать в те моменты, когда ты, кажется, уже мертвый.
– Станислав выиграл уже все, что можно и даже, наверное, что нельзя. Как вам удается сохранять мотивацию?
– Да, бывают моменты, когда приходится настраивать его на победу. Даже после боя со Шнайдером он не верил в общую победу. Но мы с ним уже давно составляем единое целое. Я знаю, когда его нужно похлопать по плечу, когда пошутить, а когда и поругать по-нашему, по-русски. А в результате получается то, что вы видите.
Во второй день состязаний вновь отличились саблисты. В соревнованиях женщин бронзовую медаль получила Елена Нечаева. Впервые в истории чемпионатов мира наши саблистки поднимаются на пьедестал почета в личном первенстве. А выиграла китаянка Сю Тан, в финале победившая двукратную чемпионку мира Елену Жемаеву (Азербайджан). В состязаниях рапиристов чемпионом стал итальянец Симоне Ванни. Лучший из россиян – Андрей Деев занял 12-е место.
НАША СПРАВКА
Станислав Поздняков
Родился 27 сентября 1973 года. Женат, жена Анастасия. Двое детей – дочери Софья и Анна. Кандидат педагогических наук.
Саблист. Представляет Вооруженные силы (Новосибирск). Четырехкратный олимпийский чемпион. Пятикратный чемпион мира. Шестикратный чемпион Европы. Шестикратный обладатель Кубка мира. Одержал 27 побед на этапах Кубка мира.