Тише едешь, Duster будешь

Новые внедорожные Renault Duster прошли испытания горными перевалами Карпат.
news

Идея недорого и функционального автомобиля живет в Renault с 50-х годов. Автором концепции был Пьер Дрейфус, высокопоставленный чиновник министерства промышленности Франции, избранный главой Renault в 1955 году. Дрейфус поручил разработать «автомобиль-джинсы» («Blue jeans car»), то есть недорогой и одинаково пригодный для города и деревни. В итоге на свет родился Renault 4 с большим клиренсом, «неубиваемой» торсионной подвеской и экономичным двигателем. Машина стала культовой и одной из самых распространенных во Франции.

В начале XXI века идея «Blue jeans car» приобрела новое звучание. Появился Renault Duster, впитавший и «неубиваемую» подвеску, и универсальность кузова, и высокий клиренс.

Проектом Duster с 2004 года руководит монгольский дизайнер Эрде Тунга, выпускник английского университета Coventry School of Design, нашедший применение талантам во Франции. «Передо мной стояла задача - создать автомобиль 4х4, доступный каждому, дружелюбный и простой, - рассказывает Эрде Тунга. - Я засматривался на старенький Renault 4L, от которого мы позаимствовали переднюю часть и некоторые обводы кузова. Полноприводная трансмиссия стала тем дополнением, что заставило массовую модель играть по-новому».

Duster действительно превратился в «Blue jeans car». Во многих случаях он стал незаменимым, как джинсы. Но вот когда назрела необходимость в смене поколений автомобиля, то дизайнеры призадумались. На что делать ставку в дальнейшем, на эксплуатации дружелюбности или может пойти по стопам современной моды? И тут в дело вмешались российские маркетологи.

Они выкручивали руки французским дизайнерам, чтобы те подавили творческие позывы и не попортили все те находки Эрде Тунга, что и сделали Duster народным бестселлером. Желания занизить клиренс для улучшения управляемости, намерения всунуть развеселые бампера и подправить мужские фары пресекались на корню. В итоге, автомобиль получился как прежде сермяжным, простым и с колхозной проходимостью.

Российская модель приобрела и немного воинственности. Для отечественных покупателей джип это всегда танк. Поэтому для своего Duster россияне придумали цвет хаки, с которым машина превратилась в «УАЗик». Для пущей суровой красоты был выбран бампер с серебристыми фальш-кенгуринами, торчащими из-под днища, но при этом не портящим углы въезда. В общем, после вмешательства российских маркетологов дружелюбный некогда «Blue jeans car» превратился в «милитари-кар». Тестировать такой боевой Duster нужно в грязи, чем мы и занялись.

Что нового?

Идея была в следующем. Загнать машину в такие непролазные дали, чтобы вытрясти из Duster все внедорожные амбиции. К счастью, об этом подумывали и производители, но с обратной целью, а именно доказать, что Duster справится даже с серьезным бездорожьем. Организацией испытаний занималось агентство Авторазум, давний разработчик тревелов по гиблым дорогам России и мира. Они не удержались и подобрали нечто невообразимое. Мы отправились на перевалы Карпат, в Румынии, откуда Duster, собственно, и родом.

Новый цвет хаки здесь оказался как дома. Через эти перевалы в Первую Мировую шли колонны румынской «непобедимой армии» захватывать Трансильванию, о чем свидетельствуют памятные столбики, пирамидки и пъедесталы. Здесь же они получили по ушам и обратились за спасением к России, о чем, как водится, в последствии забыли. В этих же местах в 1944 году колонны советской техники вновь пробивались с боями через горы в бывшие австрийские владения графа Цепиша. В общем, нашим зеленым Duster не хватало лишь красных звезд на звонких дверях и белых надписей «На Берлин!»

Чего же нового появилось в машине помимо цвета хаки? Значительно облагородился салон и добавилась шумоизоляция. Кроме того, с сиденьями поработали ортопеды, и они стали дружелюбнее к пояснице. Появился человекоразмерный профиль, расширилась подушка, и добавилась боковая поддержка. Теперь это вполне нормальные кресла, в которых можно провести пару суток без боязни защемления нерва, как раньше.

Для топовых Duster доступна магнитола с красочной навигационной системой. Она проста и понятна. Лишних функций никаких, зато основные обязанности она знает хорошо. Даже умеет показывать пробки, информацию о которых получает по радиоканалам RDS. Есть и Bluetooth, соединяющийся со смартфоном и «по воздуху» проигрывающий его музыкальные треки.

Коробка передач теперь вооружена улучшенными синхронизаторами. С ними трансмиссия работает четче и ясней, стало меньше скрежетаний, даже если втыкать первую после четвертой. С такой механикой автомобиль ощущается, как более благородный.

Брелок стал увесистый и красивый, правда, жало не сгибается и не прячется в корпус. Добавилась третья кнопка, отвечающая за дистанционный запуск двигателя. Работает эта система на расстоянии до 200 м., и с ее помощью можно из окошка «выстрелить» в машину, чтобы начать прогрев зимой или, наоборот, охлаждение салона летом. Доступен дистанционный пуск для всех двигателей и коробок, кроме дизеля. Причем, на механической трансмиссии стоит электронный стопор, препятствующий запуску, если машина на передаче.

Двигатели теперь имеют сертификат Евро 5 и по паспорту меньше потребляют топлива. 1.6-литровый агрегат изготавливается в Тольятти на специально выстроенном конвейере. 2,0-литровый мотор производится в Румынии, а 1,5-литровый дизель освоен заводом в Бельгии. Этот мотор идет не только на румынскую Dacia, французский Renault, но и на японские бренды.

После дождичка…

В Румынии Duster намного проще чем в России. Там это Dacia без обвесов, рейлингов и кенгурин. Поэтому увидев наших зеленых «бойцов» в поселках, местные жители останавливались и спрашивали, откуда приехали эти «звери». Больше всего интересовались машиной трансильванские цигане. Встретить родной Duster в обвесе и с ромбом на решетке для них забавно.

Во время перекуса на природе погода испортилась и пошел дождь. Дорога размокла, а с гор сошли ручьи, размывшие часть горной трассы, по которой до этого ходили лесовозы. Часть грунтовки сползла, образовав провалы. Попав в них колесом, можно хорошо посадить машину на днище. Поэтому колонне Duster пришлось ехать совместно, соблюдая дистанцию и выдерживая скоростной режим. Все включили блокировку муфты и деактивировали трекшн-контроль.

Муфта на Duster конструктивно походит ну ту, что имеет Murano. Размещается она в заднем мосту в корпусе редуктора и от мурановской отличается электронными настройками. В памяти устройства записаны три программы. Первая предполагает движение автомобиля только на переднем приводе. Задний мост с редуктором пассивны и лишены момента. Вторая программа предполагает автоматическое распределение тяги. По сути, электроника сама решает, когда задействовать заднюю ось и насколько сильно. Преднатяг фрикционов здесь минимальный 1-3%. Задние колеса получают «копеечную» тягу, которой достаточно для старта с места, но серьезный момент приходит только при пробуксовке передних. Срабатывание быстрое, но если демонстративно забраться в грязь и начать выползать из нее, разбрасывая брызги, то передок поплывет. Не всегда корма успевает подключиться вовремя.

Для бездорожья предназначен режим Lock, который замыкает фрикционы, и момент делится 50/50. При его активации, автомобиль ведет себя более уверенно на зыбком грунте. Duster гребет всеми четырьмя лапами. Вопрос, лишь в том, насколько долго он это будет делать.

По отзывам владельцев прежнего поколения, конструктивно муфта обладает высокой надежностью. Рассчитана она на автомобиль гораздо большей массы и, чтобы перегреть муфту, нужно постараться. К примеру, нырнуть в болото по брюхо и буксовать под полным газом в течение 3-5 минут. Но и в этом случае страшного с муфтой не произойдет. Электроника размыкает диски, избегая их прокручивания и повреждения. На моей памяти перегрев электронной муфты произошел однажды, когда несколько человек поочередно в течение 40 минут дрифтовали на автомобиле на льду, пытаясь боком пройти коридор из оранжевых конусов.

В общем, трансмиссия на Duster зарекомендовала себя неплохо еще на предыдущем поколении, но и у нее есть слабое место. Это корпус из легкого сплава. Узел не рассчитан ни на какую внешнюю нагрузку, тем более ударную. Проседание на камнях с ударом «в пах» может закончиться плачевно. Корпус муфты не гнется, а трескается и крошится со всеми последующими «прелестями», включая вытекание масла и прочее. Короче, при эксплуатации Duster в деревне, неплохо защитить «хозяйство».

Удивительно, как люди не додумались раньше поставить в механическую коробку укороченную первую передачу взамен раздаточной трансмиссии! Без «раздатки» машина значительно облегчается, а потерь в функционале никаких. На первой передаче Duster должен преодолевать бездорожье.

Это в теории, но вот, что будет на практике? Заламываю руль и сворачиваю с грунтовки прямо на пастбище. Duster напрягается, но качнувшись на канаве, ползет вперед по пояс в траве. Если двигаться по полю напролом через кочки, то можно бросить педали и лишь задавать Duster направление рулем. Но вот, когда автомобиль взбирается на размокшие уклоны, здесь уже требуется добавлять газу, иначе заглохнет. Там где поровнее, можно воткнуть и вторую. С нее можно стартовать на ровной площадке или ехать не выше 20 км/ч. Если нужно быстрее, то есть третья. В общем, за ездой по пастбищам нас застали пастухи с отарой овец, в сопровождении кавказских овчарок величиной с теленка. Смысл слов, что они бросали нам в след, не был нами раскрыт, так как великой румынский язык, рожденный древней латынью, не был вовремя изучен. Но вот по жестам и по тому, как овчарки обложили нашу группу, стало ясно, что местные шутить не любят. Да и вид у карпатских крестьян был далеко не дружелюбный. Вспомнились верные слуги Дракулы и нацистские банды «черных сермяг», наводившие ужас на мирных трансильванских цыган во время Войны. В общем, из машин мы выходить не стали, а тихой сапой вернулись на дорожку и покатились восвояси. Овчарки еще долго бежали за нами следом и вставали кругом на остановках, не давая носа высунуть из автомобилей.

В общем, для Duster целина по силам. Первая укороченная передача в механической коробке вполне адекватно ведет себя в грязи. Но еще лучше, если она сопряжена с 1,5-литровым французским дизелем, который уже успел нахватать наград от различных журналистских и экспертных сообществ. Его мы попробовали уже на следующий день, когда карпатские перевалы проходили в обратную строну.

Комбинация легкого Duster с его геометрической проходимостью, 6-ступенчатой механики с понижающей первой ступенью и 1,5-литрового тяговитого дизеля это просто песня. Машина гораздо увереннее ползет на холостых и даже карабкается по камням.

На этой дороге проявила себя ESP с антипробуксовочными функциями, имитирующими межколесные дифференциалы. При переваливании через овраг произошло диагональное вывешивание колес. Для прежнего поколения такой номер заканчивался беспомощной остановкой на вершине кочки. Новая же ESP позволила Duster миновать препятствие. ESP незаметно поджимает колодки, не позволяя срабатывать дифференциалу. Нужно просто держать ровный газ.

Момента на 1,5 тыс. оборотах хватает, чтобы, не тревожа сцепления, перескочить не только кочки, но и через наваленные бревна. Правда, дизельный Duster становится «золотым». Его цена приближается к миллиону.

Тише едешь…

Румынские равнинные пейзажи похожи на молдавские за одним исключением. Здесь столько гужевого транспорта, что опасно ездить ночью быстрее 60 км/ч. Телеги выползают допотопные, без катафотов и с дедовской упряжью. Бывает, что с ними сложно разъехаться даже днем и приходится тормозить, пропуская встречный транспорт.

На асфальте Duster держится ровно так, как и прежде. Свыше 100 км/ч появляется ватность в руле и пропадает острота. Машина плавно колеблется внутри полосы и от секунды к секунде ее необходимо подправлять рулем. Зато лучше стала шумоизоляция отчего восприятие машины изменилось. Ушли в небытие гудящие арки и барабанная дробь камешков по гулкому днищу. Duster наполняют ныне лишь благородные звуки.

В общем, наш вояка пролез через карпатские перевалы на границе с Трансильванией в обе стороны. Большую часть пути мы проделали по размокшей грунтовке. Не удивительно, что на равнину Duster выполз покрытый грязью с ног до головы. Выход из машины оборачивался испачканными штанами. Опустить ногу на асфальт, не задев выпирающего порога невозможно. Как вариант, можно носить яловые офицерские сапоги с высокими голенищами, но где же их сыщешь? Московские зимы тоже изобилуют грязью, а значит владельцам Duster нужно запастись сменными штанами. Ведь чем-то нужно жертвовать получив на руки пусть и маленький, но внедорожник.

Новости. Архив