Тише едешь, Duster будешь
Идея недорого и функционального автомобиля живет в Renault с 50-х годов. Автором концепции был Пьер Дрейфус, высокопоставленн
В начале XXI века идея «Blue jeans car» приобрела новое звучание. Появился Renault Duster, впитавший и «неубиваемую» подвеску, и универсальность кузова, и высокий клиренс.
Проектом Duster с 2004 года руководит монгольский дизайнер Эрде Тунга, выпускник английского университета Coventry School of Design, нашедший применение талантам во Франции. «Передо мной стояла задача - создать автомобиль 4х4, доступный каждому, дружелюбный и простой, - рассказывает Эрде Тунга. - Я засматривался на старенький Renault 4L, от которого мы позаимствовали переднюю часть и некоторые обводы кузова. Полноприводная трансмиссия стала тем дополнением, что заставило массовую модель играть по-новому».
Duster действительно превратился в «Blue jeans car». Во многих случаях он стал незаменимым, как джинсы. Но вот когда назрела необходимость в смене поколений автомобиля, то дизайнеры призадумались. На что делать ставку в дальнейшем, на эксплуатации дружелюбности или может пойти по стопам современной моды? И тут в дело вмешались российские маркетологи.
Они выкручивали руки французским дизайнерам, чтобы те подавили творческие позывы и не попортили все те находки Эрде Тунга, что и сделали Duster народным бестселлером. Желания занизить клиренс для улучшения управляемости, намерения всунуть развеселые бампера и подправить мужские фары пресекались на корню. В итоге, автомобиль получился как прежде сермяжным, простым и с колхозной проходимостью.
Российская модель приобрела и немного воинственности. Для отечественных покупателей джип это всегда танк. Поэтому для своего Duster россияне придумали цвет хаки, с которым машина превратилась в «УАЗик». Для пущей суровой красоты был выбран бампер с серебристыми фальш-кенгуринам
Что нового?
Идея была в следующем. Загнать машину в такие непролазные дали, чтобы вытрясти из Duster все внедорожные амбиции. К счастью, об этом подумывали и производители, но с обратной целью, а именно доказать, что Duster справится даже с серьезным бездорожьем. Организацией испытаний занималось агентство Авторазум, давний разработчик тревелов по гиблым дорогам России и мира. Они не удержались и подобрали нечто невообразимое. Мы отправились на перевалы Карпат, в Румынии, откуда Duster, собственно, и родом.
Новый цвет хаки здесь оказался как дома. Через эти перевалы в Первую Мировую шли колонны румынской «непобедимой армии» захватывать Трансильванию, о чем свидетельствуют памятные столбики, пирамидки и пъедесталы. Здесь же они получили по ушам и обратились за спасением к России, о чем, как водится, в последствии забыли. В этих же местах в 1944 году колонны советской техники вновь пробивались с боями через горы в бывшие австрийские владения графа Цепиша. В общем, нашим зеленым Duster не хватало лишь красных звезд на звонких дверях и белых надписей «На Берлин!»
Чего же нового появилось в машине помимо цвета хаки? Значительно облагородился салон и добавилась шумоизоляция. Кроме того, с сиденьями поработали ортопеды, и они стали дружелюбнее к пояснице. Появился человекоразмерны
Для топовых Duster доступна магнитола с красочной навигационной системой. Она проста и понятна. Лишних функций никаких, зато основные обязанности она знает хорошо. Даже умеет показывать пробки, информацию о которых получает по радиоканалам RDS. Есть и Bluetooth, соединяющийся со смартфоном и «по воздуху» проигрывающий его музыкальные треки.
Коробка передач теперь вооружена улучшенными синхронизаторами
Брелок стал увесистый и красивый, правда, жало не сгибается и не прячется в корпус. Добавилась третья кнопка, отвечающая за дистанционный запуск двигателя. Работает эта система на расстоянии до 200 м., и с ее помощью можно из окошка «выстрелить» в машину, чтобы начать прогрев зимой или, наоборот, охлаждение салона летом. Доступен дистанционный пуск для всех двигателей и коробок, кроме дизеля. Причем, на механической трансмиссии стоит электронный стопор, препятствующий запуску, если машина на передаче.
Двигатели теперь имеют сертификат Евро 5 и по паспорту меньше потребляют топлива. 1.6-литровый агрегат изготавливается в Тольятти на специально выстроенном конвейере. 2,0-литровый мотор производится в Румынии, а 1,5-литровый дизель освоен заводом в Бельгии. Этот мотор идет не только на румынскую Dacia, французский Renault, но и на японские бренды.
После дождичка…
В Румынии Duster намного проще чем в России. Там это Dacia без обвесов, рейлингов и кенгурин. Поэтому увидев наших зеленых «бойцов» в поселках, местные жители останавливались и спрашивали, откуда приехали эти «звери». Больше всего интересовались машиной трансильванские цигане. Встретить родной Duster в обвесе и с ромбом на решетке для них забавно.
Во время перекуса на природе погода испортилась и пошел дождь. Дорога размокла, а с гор сошли ручьи, размывшие часть горной трассы, по которой до этого ходили лесовозы. Часть грунтовки сползла, образовав провалы. Попав в них колесом, можно хорошо посадить машину на днище. Поэтому колонне Duster пришлось ехать совместно, соблюдая дистанцию и выдерживая скоростной режим. Все включили блокировку муфты и деактивировали трекшн-контроль.
Муфта на Duster конструктивно походит ну ту, что имеет Murano. Размещается она в заднем мосту в корпусе редуктора и от мурановской отличается электронными настройками. В памяти устройства записаны три программы. Первая предполагает движение автомобиля только на переднем приводе. Задний мост с редуктором пассивны и лишены момента. Вторая программа предполагает автоматическое распределение тяги. По сути, электроника сама решает, когда задействовать заднюю ось и насколько сильно. Преднатяг фрикционов здесь минимальный 1-3%. Задние колеса получают «копеечную» тягу, которой достаточно для старта с места, но серьезный момент приходит только при пробуксовке передних. Срабатывание быстрое, но если демонстративно забраться в грязь и начать выползать из нее, разбрасывая брызги, то передок поплывет. Не всегда корма успевает подключиться вовремя.
Для бездорожья предназначен режим Lock, который замыкает фрикционы, и момент делится 50/50. При его активации, автомобиль ведет себя более уверенно на зыбком грунте. Duster гребет всеми четырьмя лапами. Вопрос, лишь в том, насколько долго он это будет делать.
По отзывам владельцев прежнего поколения, конструктивно муфта обладает высокой надежностью. Рассчитана она на автомобиль гораздо большей массы и, чтобы перегреть муфту, нужно постараться. К примеру, нырнуть в болото по брюхо и буксовать под полным газом в течение 3-5 минут. Но и в этом случае страшного с муфтой не произойдет. Электроника размыкает диски, избегая их прокручивания и повреждения. На моей памяти перегрев электронной муфты произошел однажды, когда несколько человек поочередно в течение 40 минут дрифтовали на автомобиле на льду, пытаясь боком пройти коридор из оранжевых конусов.
В общем, трансмиссия на Duster зарекомендовала себя неплохо еще на предыдущем поколении, но и у нее есть слабое место. Это корпус из легкого сплава. Узел не рассчитан ни на какую внешнюю нагрузку, тем более ударную. Проседание на камнях с ударом «в пах» может закончиться плачевно. Корпус муфты не гнется, а трескается и крошится со всеми последующими «прелестями», включая вытекание масла и прочее. Короче, при эксплуатации Duster в деревне, неплохо защитить «хозяйство».
Удивительно, как люди не додумались раньше поставить в механическую коробку укороченную первую передачу взамен раздаточной трансмиссии! Без «раздатки» машина значительно облегчается, а потерь в функционале никаких. На первой передаче Duster должен преодолевать бездорожье.
Это в теории, но вот, что будет на практике? Заламываю руль и сворачиваю с грунтовки прямо на пастбище. Duster напрягается, но качнувшись на канаве, ползет вперед по пояс в траве. Если двигаться по полю напролом через кочки, то можно бросить педали и лишь задавать Duster направление рулем. Но вот, когда автомобиль взбирается на размокшие уклоны, здесь уже требуется добавлять газу, иначе заглохнет. Там где поровнее, можно воткнуть и вторую. С нее можно стартовать на ровной площадке или ехать не выше 20 км/ч. Если нужно быстрее, то есть третья. В общем, за ездой по пастбищам нас застали пастухи с отарой овец, в сопровождении кавказских овчарок величиной с теленка. Смысл слов, что они бросали нам в след, не был нами раскрыт, так как великой румынский язык, рожденный древней латынью, не был вовремя изучен. Но вот по жестам и по тому, как овчарки обложили нашу группу, стало ясно, что местные шутить не любят. Да и вид у карпатских крестьян был далеко не дружелюбный. Вспомнились верные слуги Дракулы и нацистские банды «черных сермяг», наводившие ужас на мирных трансильванских цыган во время Войны. В общем, из машин мы выходить не стали, а тихой сапой вернулись на дорожку и покатились восвояси. Овчарки еще долго бежали за нами следом и вставали кругом на остановках, не давая носа высунуть из автомобилей.
В общем, для Duster целина по силам. Первая укороченная передача в механической коробке вполне адекватно ведет себя в грязи. Но еще лучше, если она сопряжена с 1,5-литровым французским дизелем, который уже успел нахватать наград от различных журналистских и экспертных сообществ. Его мы попробовали уже на следующий день, когда карпатские перевалы проходили в обратную строну.
Комбинация легкого Duster с его геометрической проходимостью, 6-ступенчатой механики с понижающей первой ступенью и 1,5-литрового тяговитого дизеля это просто песня. Машина гораздо увереннее ползет на холостых и даже карабкается по камням.
На этой дороге проявила себя ESP с антипробуксовочн
Момента на 1,5 тыс. оборотах хватает, чтобы, не тревожа сцепления, перескочить не только кочки, но и через наваленные бревна. Правда, дизельный Duster становится «золотым». Его цена приближается к миллиону.
Тише едешь…
Румынские равнинные пейзажи похожи на молдавские за одним исключением. Здесь столько гужевого транспорта, что опасно ездить ночью быстрее 60 км/ч. Телеги выползают допотопные, без катафотов и с дедовской упряжью. Бывает, что с ними сложно разъехаться даже днем и приходится тормозить, пропуская встречный транспорт.
На асфальте Duster держится ровно так, как и прежде. Свыше 100 км/ч появляется ватность в руле и пропадает острота. Машина плавно колеблется внутри полосы и от секунды к секунде ее необходимо подправлять рулем. Зато лучше стала шумоизоляция отчего восприятие машины изменилось. Ушли в небытие гудящие арки и барабанная дробь камешков по гулкому днищу. Duster наполняют ныне лишь благородные звуки.
В общем, наш вояка пролез через карпатские перевалы на границе с Трансильванией в обе стороны. Большую часть пути мы проделали по размокшей грунтовке. Не удивительно, что на равнину Duster выполз покрытый грязью с ног до головы. Выход из машины оборачивался испачканными штанами. Опустить ногу на асфальт, не задев выпирающего порога невозможно. Как вариант, можно носить яловые офицерские сапоги с высокими голенищами, но где же их сыщешь? Московские зимы тоже изобилуют грязью, а значит владельцам Duster нужно запастись сменными штанами. Ведь чем-то нужно жертвовать получив на руки пусть и маленький, но внедорожник.