Александр Кравцов: Хочу отделить мух от котлет
СКАНДАЛ
Наверное, стоило нашим национальным лыжным сборным потерпеть на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити относительную неудачу (усугубленную громкими допинговыми скандалами), чтобы мы узнали все, что думают о работе Федерации лыжных гонок России (ФЛГР) ряд ведущих отечественных тренеров и специалистов. Сор из избы с вывеской «ФЛГР» понесли, как говорится, мешками, благо махать кулаками после драки мы научились отменно.
«Катастрофическая ситуация в отечественном лыжном спорте», «подтасовка фактов, ложь и беззаконие в стиле руководства федерацией», «отсутствие профессионализма у менеджеров ФЛГР» – это лишь малая часть «открытий», на которые нынче пытаются обратить внимание руководителей российского спорта вдруг «прозревшие» рачители отечественных лыжных гонок. Среди них, что интересно, и руководитель рабочей группы «Солт-Лейк-Сити-2002» Виктор Маматов, чей профессиональный оптимизм накануне Игр и вера в успех на олимпийских лыжных трассах внушали неподдельное уважение.
Впрочем, в «рабочей группе» главных действующих лиц грандиозного скандала, развернувшегося нынче вокруг Федерации лыжных гонок России, Виктора Федоровича нет. Войну президенту ФЛГР Анатолию Акентьеву, «его солдафонским порядкам управления» объявил триумвират «ГКЧп» в составе бывшего старшего тренера мужской сборной России Александра Грушина, пресс-атташе ФЛГР Андрея Кондрашова и тренера национальной команды Анатолия Чепалова. Кондрашов даже подал исковое заявление на Акентьева, обвиняя его в «откровенном обмане, подлоге и фальсификации» результатов отчетной конференции ФЛГР, прошедшей 29 марта в Сыктывкаре.
УШАТ ГРЯЗИ НА БЕЛОМ СНЕГУ
Не дожидаясь итогов судебного разбирательства, обе стороны сегодня демонстрируют недюжинные таланты в эпистолярном жанре (главным образом, на интернетовских лыжных сайтах), выливая друг на друга ушаты грязи. При этом обе крайне заинтересованы в таком союзнике, как генеральный директор спортивного клуба «Роснефть» Александр Кравцов (он же – ответственный секретарь ФЛГР), что, в общем-то, и понятно, поскольку эта компания является сейчас генеральным спонсором всех национальных команд по лыжным гонкам. Мало того, в одной из публикаций, пренебрегая элементарными принципами дипломатии, от Кравцова в категоричной форме потребовали незамедлительно определиться с позицией. При этом, правда, почему-то посчитали за труд задать самим себе лежащий на поверхности вопрос: «А нужно ли ему это в его положении?» Зачем представителю спонсорской компании (пусть и облеченному должностью ответственного секретаря федерации) «боевые действия» на территории, благополучие которой как раз и составляет его главный и единственный интерес? Тем более что до очередного чемпионата мира по лыжному спорту осталось всего полгода…
Впрочем, слово самому Кравцову.
– Александр Михайлович, позиции конфликтующих сторон определились четко. Грушин, Кондрашов и Чепалов обвиняют Акентьева в нарушении уставных норм проведения отчетной конференции в Сыктывкаре, требуют созвать внеочередную отчетно-выборную конференцию федерации, на которой надеются сместить Акентьева с поста президента. Тот, в свою очередь, настаивает на правомерности сыктывкарской конференции. Ситуация, на ваш взгляд, тупиковая?
– Нет, я считаю, что путем разумных переговоров, заинтересованных конструктивных мер обе стороны могут прийти к тому, чтобы дело, которому они служат, не пострадало. Пока же в проигрыше только отечественный лыжный спорт.
– Значит, суд, к помощи которого прибегли оппоненты Акентьева, – это не выход из положения?
– Не берусь гадать, какой вердикт он вынесет: докажет правомерность действий президента Федерации лыжных гонок России на отчетной конференции или согласится с доводами истца о проведении внеочередной отчетно-выборной конференции. Однако не сомневаюсь, что суд в данном случае делу не помощник. Я вообще не уверен, что он уполномочен принимать решения о созыве внеочередных конференций, потому что согласно уставу ФЛГР для того, чтобы это произошло, надо для начала провести отчетные конференции на местах, направить отчеты о них в ФЛГР, рассмотреть эти материалы на президиуме федерации и насчитать две трети голосов «за» (или пятьдесят процентов голосов членов президиума). Далее необходимо определиться со сроками, местом и найти средства на проведение такой конференции. В общем, определенных, мягко говоря, сложностей немало…
– Тем более что сам Акентьев, надо полагать, не горит желанием устраивать собственные перевыборы?..
– Я не вправе судить о том, что думает по этому поводу Акентьев. Выскажу лишь свою точку зрения. Я пришел работать в ФЛГР с благими намерениями, хотя меня вполне устраивает наш спортивный клуб, который сегодня, кстати, занимается тем, что вместо федерации (я подчеркиваю это) готовит национальные сборные России к предстоящему сезону. В ситуации, когда Акентьев не принимает условия, выдвинутые противной стороной, а та, в свою очередь, не приемлет принципов работы Анатолия Васильевича, дело страдать не должно. В этой связи мы понимаем, что клуб должен сделать все, чтобы сохранить боеспособность национальных сборных. Думаю, что он с этой миссией справляется. Сегодня две мужские группы по восемь человек и две женские (в том же количественном составе) готовятся по единому плану, скорректированному и утвержденному в мае нынешнего года коллегиальным решением тренеров, работающих с национальными командами. И пока, как говорится, ни один человеко-день тренировочных сборов не потерян.
Я далек от мысли, что клуб сейчас полностью взял на себя обязанности, которые по долгу службы должны выполнять противоборствующие стороны, но в том, что доля истины в этом есть, не сомневаюсь: согласитесь, конфликтовать и в то же время полноценно работать невозможно по определению.
– Удивительное дело: на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити, когда скандалы в наших лыжных командах происходили едва ли не каждый день, президент ФЛГР Анатолий Акентьев упорно избегал общения с отечественными журналистами, вынуждая тех комментировать ситуацию по принципу «кто во что горазд». Та же история после пресловутой отчетной конференции в Сыктывкаре. Вспыхнувший, можно сказать, бунт на корабле, судебный иск, скандальные пресс-конференции, направленные против политики федерации, а Анатолий Васильевич спокойно уходит в долгосрочный отпуск. Не могли бы вы прокомментировать такую позицию?
– Нет, поскольку не знаю, что определяло в этих случаях поведение президента ФЛГР. Меня другое коробит, а именно те средства, которые избрали конфликтующие стороны в этой борьбе. Не ограничившись судом, который как раз является цивилизованным методом выяснения отношений, они с садистским наслаждением вылили друг на друга ушаты грязи в Интернете. Сначала откуда-то всплыло письмо, написанное год назад (!) специалистом комплексно-научной группы господином Мартыновым, открыто и доказательно выразившим свое недовольство руководящей политикой Акентьева. А затем последовал ответный, еще более хлесткий удар другой стороны – на одном из сайтов появилось письмо президента ФЛГР председателю Госкомитета РФ по физической культуре и спорту Вячеславу Фетисову и президенту ОКР Леониду Тягачеву. В нем Анатолий Васильевич сказал все, что думает о сложившейся ситуации, о своих оппонентах, в частности об Александре Грушине. Документ служебной переписки существует, как известно, только для служебного пользования, это, по сути, секретный документ, и каким образом он попал в Интернет, остается лишь догадываться.
УМНЫЕ – НАПРАВО, КРАСИВЫЕ – НАЛЕВО
– Александр Михайлович, возвращаясь к позиции в этом конфликте возглавляемого вами клуба, создается полное впечатление, что он не вынужденно, а добровольно готов взять на себя львиную долю функций общественной организации под названием «Федерация лыжных гонок России» и возникшая конфликтная ситуация ему лишь на руку?
– Я уже не раз слышал подобные размышления, в том числе и «не замешанных» в конфликте тренеров. Что можно сказать на этот счет? Давайте представим себе ситуацию, когда вы делаете что-то полезное и доброе, а вам постоянно напоминают, что добрыми намерениями выложена дорога в ад. Понравится ли вам это? Думаю, вряд ли. В этой связи у меня есть четкое указание руководителей нефтяной компании, которая вкладывает в отечественные лыжные гонки немалые средства, навести там порядок. В мире на этот счет существуют два пути: готовить национальные команды силами национальных федераций и второй, самый распространенный, – использовать возможности заинтересованных профессиональных спортивных клубов. Федерация во втором случае выполняет только представительские функции – заявляет подготовленных в клубах спортсменов на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. При этом должен подчеркнуть, что именно федерация определяет состав национальной команды на этих соревнованиях.
Это во-первых. А во-вторых, рыночные отношения в нашей стране еще никто не отменял. Они заключаются в том, что если есть потребность в финансово-экономическом обеспечении какого-то проекта, то этот проект должен, в свою очередь, быть рентабельным. А если он, простите, что я так обозначу нынешнюю Федерацию лыжных гонок России, занимается склоками, то зачем вкладывать в него деньги? Я не вижу смысла направлять средства туда, что завтра не принесет результата.
– Наверное, поэтому другая нефтяная компания отказалась от спонсирования женской сборной России?
– Не буду обсуждать причины этого отказа, видимо, у них имелись на это какие-то основания. Что касается нас и лично меня, как руководителя спортивного клуба, я считаю, что мое самосознание не позволит отказаться от того проекта, который еще не завершен, а именно – вывести мужскую сборную России в положение лидера или, по крайней мере, сделать ее постоянным членом первой тройки.
Сегодня мы взяли под свою опеку женскую команду. Но, говоря нынешним языком, хочу отделить мух от котлет: два года клуб обеспечивал мужскую сборную страны всем необходимым для успешных выступлений по высшему разряду. Руководители команды, официальные лица говорят, что проблем с командой не было. Но, простите, у меня есть проблема: где результат? Первое олимпийское место Михаила Иванова, хоть и выдающееся, это не результат всей команды…
– И все-таки, чья позиция противоборствующих сторон вам ближе?
– Если бы группа, возглавляемая (по моим данным) Андреем Кондрашовым, вела свой диалог цивилизованно, я не только бы ее поддерживал, но и приложил все усилия, чтобы достичь скорейшего полезного результата. Но этого, к сожалению, не случилось. На вышеупомянутой отчетной конференции в столице Республики Коми для всех, кто хотел высказаться против политики руководства Анатолия Васильевича Акентьева, был прекрасный шанс. Но почему-то только Александр Кравцов сказал по этому поводу все, что думает. Я, в частности, заявил, что Анатолий Васильевич Акентьев, придя к власти, должен был привести свою команду, а не использовать прежний резерв.
Александру Алексеевичу Грушину на той конференции тоже был задан вопрос: «Имеете ли вы претензии к президенту Федерации лыжных гонок России?» Он ответил: «Нет».
– На одной из пресс-конференций Александр Алексеевич Грушин сказал, что при нынешнем руководстве Федерации лыжных гонок России их совместная работа невозможна. Кто-то должен уйти. Как вы считаете, кто?
– Пусть выбирает тот, кто считает себя более виновным.
С УЧЕТОМ СОСТОЯНИЯ ДУШИ
– Вы сказали, что сегодня к новому сезону, в котором главным стартом станет чемпионат мира, готовятся четыре группы по восемь человек – две женские и две мужские. По какому критерию отбирались эти люди?
– Во-первых, спортивный принцип, который во все времена был самым справедливым. Во-вторых, мы учитывали состояние души Александра Грушина, Сергея Ефремова, Анатолия Чепалова и Андрея Бояринова. Под руководством Грушина – почти вся олимпийская сборная образца 2002 года, за исключением Сергея Новикова, который тренируется у Ефимова, и Алексея Прокуророва, перешедшего на тренерскую работу. В женской команде готовятся Любовь Егорова, Нина Гаврылюк, которых мы попросили повременить с уходом из большого спорта и помочь молодым обрести уверенность.
– Значит, старших тренеров женских и мужских национальных сборных как таковых сегодня не существует?
– Нет. Мы планируем провести в Кировске в рамках чемпионата страны или других официальных отборочных соревнований контрольные старты, где определим составы, которые представят Россию на этапах Кубка мира. А первый, между прочим, уже не за горами – в конце октября в Дюссельдорфе. Потом на основании этих соревнований будут сформированы мужская и женская сборные, которые выступят на чемпионате мира в Италии.
– Тем не менее, когда будут названы новые старшие тренеры мужской и женской сборных России?
– Я думаю, что через год. Что же касается чемпионата мира, то реальная власть будет у тех тренеров, чьи ученики составят большинство в национальных командах.
– А должность главного тренера национальных сборных нынче осталась?
– Конечно. Опыт Виктора Александровича Иванова сегодня не заменишь ничем. Так же, как и опыт Бориса Михайловича Быстрова. Мы заключили с ними договоры, по которым и один, и второй дают сейчас такие разумные советы, которые стоят многих лет работы. Именно с подачи двух этих мэтров мы создали Целевую комплексную программу подготовки сборных команд России к XX Олимпийским играм.