Япония с темной стороны
Наш эксперт протестировал мотоцикл Yamaha MT-09.
Долгое время вершину модельной гаммы городских мотоциклов компании Yamaha составляли модели FZ1 и FZ8 с объемом двигателя 998 см³ и 779 см³ соответственно. Несмотря на очень достойные заявленные характеристики, они прослыли все же в большей мере как практичные и удобные байки, нежели как генераторы адреналина и безудержных эмоций. И, чтобы сломать сложившиеся стереотипы, инженеры «Трех камертонов» обратились к новой для себя схеме силового агрегата: рядной тройке. Ну а чтобы дистанцировать новинку подальше от предшественников, ее выполнили в новой, необычной стилистике, а в качестве названия вместо привычной серии FZ использовали аббревиатуру MT, применяемую раньше для немногочисленных нишевых моделей. И все это венчала активная рекламная кампания под агрессивным слоганом: «MT-09 – темная сторона Японии».
Впервые же столкнувшись с мотоциклом вживую, пришлось констатировать, что его дизайн, несмотря на самобытность, все же следует признать скорее сдержанным. Поэтому ждать, что подобная стилистика будет оставаться на пике моды, определяя вектор развития дизайна будущих конкурентов, мягко говоря, не приходится.
Эргономика заслуживает высокой оценки, хотя и имеет свои особенности. Наиболее удобно сидеть на нем, придвинувшись вплотную к баку и плотно охватив его коленями. Совсем не похоже на многочисленные новинки 2014 года, имеющие большое и плоское сиденье пилота, как бы призывающее не стесняться и активно экспериментировать с удобной посадкой.
Но все это перестает играть хоть какую-то роль сразу после того, как вы включаете на MT-09 первую передачу…
Часто можно слышать от мотоциклистов, имеющих большой стаж, что, дескать, и трава раньше была зеленее, и «Доширак» – наваристее, а старые карбюраторные японские мотоциклы и вовсе были свирепы и необузданны, как легендарные воины-ниндзя из японской мифологии. Так вот если и можно с чем-либо сравнить яркость характера мотора Yamaha MT-09, то лишь с теми самыми карбюраторными двигателями старой школы. Благодаря потрясающей характеристике крутящего момента мотоцикл демонстрирует ломовую тягу с самых низов, не замутненную никакими электронными ошейниками и ограничителями. Кстати, об ограничивающей электронике. Не надейтесь, что в случае если вы заиграетесь с ручкой газа MT-09 и немного переборщите, то вас спасет ставший таким традиционным на новинках 2014 года трекшн-контроль. Вопреки тенденции его здесь нет. Так что добро пожаловать в старую добрую эпоху настоящего железа без страховок и поводырей!
Yamaha словно специально создала мотоцикл, ориентированный на адептов уходящей российской мотокультуры нулевых. Веселый мотор позволяет с честью выйти почти из любой светофорной гонки и с легкостью отправляет переднее колесо в воздух вплоть до 3-й передачи. Но в те, совсем еще недалекие, времена у российских мотоциклистов не в чести были многочисленные электронные системы, делающие управление байком более дружелюбным и интуитивным. Говоря о спортивных трассах, ничего криминального с MT-09 на них не происходит. И даже высота подножек на удивление оказывается приемлемой для трековых безобразий. Вот только даже среди японских одноклассников легко можно найти гораздо более приспособленного для спорта кандидата. Так что спортивные таланты исходя из рекламного слогана, очевидно, относятся к светлой стороне Японии, к которой новинка не имеет никакого отношения. Хотя, повторюсь, мотор Yamaha MT-09 яркостью характера способен заткнуть за пояс любого конкурента. Ведь с его рабочим объемом всего 847 см3, японец формально попадает в сегмент среднекубатурных мотоциклов. Но даже достаточно опытные райдеры, не стесняясь, сравнивали его с бескомпромиссными полуторасотсильными литровыми нейкедами, на полном серьезе сожалея, что после 200 км/ч Yamaha начинает им «сливать» в динамике.
А теперь внимание! Достаточно упомянуть еще один параметр MT-09, чтобы все странности и особенности его конструктива стали предельно объяснимы.
На момент тестирования мотоцикла в августе 2014 года его цена составляла 454 000 руб.! Любой мотоцикл с сопоставимой динамикой стоил на тот момент в полтора раза дороже. Можно ли простить за подобный ценовой гандикап отсутствие трекшн-контроля и ватные подвески? Как показали итоги первого года продаж, немало райдеров по всему миру готовы положительно ответить на этот вопрос.
А мы, впечатленные прорывом Yamaha в сфере двигателестроения, с робкой надеждой и трепетом будем ждать новостей из недр концерна. Ведь, напомню, формально MT-09 является среднекубатурной моделью. И можно лишь вообразить себе ужас на лицах конкурентов, если «Три камертона» через год-два анонсируют какой-нибудь трехцилиндровый нейкед с объемом двигателя 1100 см³. Думаю, ему прекрасно подойдет название «MT-110 Godzilla».