Красная паутина. Сравниваем навигацию по пробкам Volvo и BMW с Яндексом

Сравниваем Volvo Sensus Connect и BMW ConnectedDrive с Яндексом.
news

Навигационные системы становятся сложнее и интереснее. Volvo Sensus Connect и BMW ConnectedDrive научились распознавать пробки и прокладывать маршрут, исходя из дорожной обстановки. Насколько они лучше бесплатного сервиса Яндекса и стоит ли переплачивать за них десятки тысяч рублей?

Когда пару лет назад Volvo только выпустило в свет навигационную систему Sensus Connect, было удивительно видеть на картах красных «червячков», обозначающих дорожные заторы. Часто эти червячки обитали совсем в неожиданных местах, которые не подкреплялись показаниями Яндекса. Сейчас Volvo обновила свою навигационную систему и убрала многие закостенелые баги. Volvo Sensus Connect обновляется через USB или SIM-карту Volvo On Call.

BMW не осталось в стороне и на прошлом московском автосалоне представила мультимедийный комплекс ConnectedDrive, который способен стереть смазливую улыбку с уст представителей Volvo. Система вооружена более быстрым процессором, картами с 3D-визуализацией и кнопкой SOS аналогичной Volvo. Но главное, BMW ConnectedDrive информируется о дорожном движении в реальном времени через канал Real Time Traffic Information (RTTI). С помощью системы RTTI можно видеть данные о трафике, дорожных работах, авариях, и о заторах. В дополнение к визуализации картины пробок система рассчитывает и указывает самый быстрый маршрут до пункта назначения. В общем, захотелось познакомиться с этой электроникой поближе.

Устанавливаются чудеса техники на довольно разноплановых автомобилях. К примеру, у нас на тесте были Volvo XC70, прошедшая через процесс обновления. Под капотом ее урчал 5-цилиндровый дизель, а салон был отделан бежевой кожей.

BMW 335i был абсолютной противоположностью Volvo. Это мощный седан с 6-цилиндровым мотором был заточен под драйв. Внутри салона все подчинено духу соперничества и борьбы. Здесь грубая черная кожа и аналоговые стрелочные приборы.

В качестве независимого арбитра выступал древний iPhone на пятой прошивке со столь же древней прогой «Яндекс-пробки». С ее помощью мы собирались оценить реальную картину с дорожными происшествиями в Моске. Решено было проехать через Москву и ее центр и вернуться обратно, сравнив потенциалы навигационного оборудования обеих компаний с работой обыкновенного сервиса Яндекс-пробки.

Увидеть затор

Садимся в Volvo, включаем навигацию и видим новую карту. Экран стал намного четче и качественнее. Цвета передаются великолепно. Оперативность новой системы повысилась. Карта масштабируется быстрее, и меню прокручивается тоже. Однако тормоза все же остались. Если быстро крутить колесо прокрутки, чувствуется некоторая инерционность. Компьютер запаздывает за действиями человека.

Вводим адрес в адресную строку и замечаем первое неудобство. Чтобы выбрать букву необходимо прокручивать виртуальное колесо, как в игре «Поле Чудес». Причем все буквы на нем не уместились и чтобы поставить мягкий знак приходится перелистывать меню и заходить в другое окно. В общем, набор адреса пожирает время.

Правда, на Volvo Sensus Connect теперь есть голосовое управление. По задумке водитель может не отвлекаться от вождения и командным голосом отдавать машине те или иные приказы. Но на проверку это оказалось не так просто сделать. Для начала необходимо пройти получасовой процесс адаптации, «сговориться» с машиной, понять друг друга и только потом, возможно, она соизволит слушаться. Нас же Volvo игнорировало с первого раза. Она безбожно отказывалась понимать слово МОСКВА, произносимое по буквам. Кроме того, компьютер, начитывающий текст, косноязычен. Он хоть и имеет на вооружении приятный женский голос, но допускает такие выражения, которым бы позавидовал даже приезжий гость из Средней Азии.

В общем, я все же потратил силы и ввел адрес вручную. Навигация построила маршрут. Но когда я двинулся с места, то обнаружил, что маршрут проложен через несуществующий ж/д переезд. Вернее, раньше, при царе Горохе, переезд в Подольске, на Рязановском шоссе был, но теперь переделан в пешеходный переход, а его функции выполняет эстакада. Я не поверил глазам. Ведь эстакаду построили еще в СССР. Даже приложение карты Яндекса прекрасно знает об изменении транспортной схемы в этом районе Подольска. В общем, доверие к навигационной системе упало.

Навигационная система BMW управляется по-другому. Она имеет шайбу на центральном тоннеле, с помощью которой и прокручиваются списки меню. По сравнению с вольвовской интерфейс у BMW просто летает. Нет запаздываний и подвисаний. Такое ощущение, что орудуешь физическим изображением, привязанным к шайбе ниткой. На шайбе имеется сенсорная панель, где можно писать пальцем буквы. Компьютер распознает каракули и складывает из них слова. Происходит это быстро и гораздо надежнее, чем с голосовым управлением.

Обе навигационные системы обладают инерцией и им нужно время, чтобы получить сообщения о пробках. Примерно это происходит за 15-20 минут. Когда Volvo Sensus Connect загрузила относительно подробную информацию о состоянии московского трафика по ходу маршрута, она адекватно стала предлагать объезды. Тестировали мы ее в пятницу и в субботу, когда счетчик Яндекса колебался в районе 3-4 баллов. Volvo адекватно обвела пробку на МКАД в районе Ленинского проспекта, а так же на обратном пути сумела протолкнуться через сложности на Варшавке. При этом, расчетное время до цели расходилось с реальным примерно на 15%. То есть в начале маршрута система убеждала нас, что мы приедем в пункт назначения через 43 минуты, хотя реальный путь занял около часа.

Маршрут для BMW был несколько иным. От метро «Водный стадион» мы выдвинулись к м. «Калужская» и на следующий день обратно. Признаться, инерционность заметна и у BMW. «Красные червячки» появляются здесь так же поздно, как и у Volvo. К примеру, система проложила маршрут по ТТК и Ленинскому проспекту и вела по нему довольно долго, пока не увидела пробку у Москва-Сити только напротив самих башен. В итоге все пути объезда уже были потеряны. При этом, Яндекс видел эту пробку с самого начала.

Инерционность системы действует и в обратную сторону. Так система может указывать пробки там, где их уже нет. К примеру при поездке из м. «Водный стадион» через Центр, система показывала пробку на выезде на Бульвар. Но переулок был совсем пуст. Обычно пробка в часы пик рассасывается не менее чем за 30-40 мин. Видимо, такова и задержка системы в получении информации.

Вообще, «красные червячки» появляются на BMW хаотично. В некоторых районах пробки видны, ну а в других тишь, да гладь. То же самое и на Volvo. Почему?

Откуда берутся «червячки»

Все дело в канале передачи данных. Для большинства навигационных систем с функцией дорожной информации данные поступают бесплатно по радиоканалу RDS (Radio Data System). Через эти куцые каналы шлются и пакеты информации о пробках. Примерно около 300 в час. Естественно, дать полную картину о трафике в Москве, да еще за одну минуту канал RDS не способен. Приходится хитрить. Разработчики системы пересылают информацию по секторам по ходу движения машины. В итоге, происходит не только задержка, но и ошибки планирования маршрута на конечных его стадиях. Бортовые навигации могут просто не получать всех данных. Поэтому при отображении красных «червяков» появляются любые глюки.

Поставщиком информации о пробках для Volvo компаний служит сервис HERE, бывший Navteq Traffic. Его главным конкурентом является TomTom Traffic, работающий с BMW.

HERE (Navteq) и TomTom формируют свою карту трафика из нескольких источников. Львиная доля информации приходит от «тысяч дорожных сенсоров», то есть обычных мобильных навигационных устройств, продающихся в магазинах. Эти устройства после установки в машинах автоматически формируют сеть, и по их перемещениям можно определить насколько высока пропускная способность дорог.

Яндекс в этом ключе выглядит предпочтительнее, потому как его система опирается на показания не GPS-приемников, а на сотни тысяч мобильных телефонов с модулями GPS. Кроме того, у них быстрее и лучше связь. Установив «пробочную» программу, пользователь фактически превращает свой телефон в сенсор городской паутины. А так как мобильные телефоны есть у подавляющего большинства автомобилистов и все они подключены к интернету и оперативно обмениваются информацией через GPRS или 3G, то и информация о дорожных заторах у Яндекса своевременнее и достовернее.

Поэтому мобильники с «пробочным» софтом пока обыгрывают любую штатную систему по оценке городского трафика. Но производители уже готовятся исправить положение. В Volvo и BMW уже имеются встроенные слоты для SIM-карт, а значит будет и их платный интернет-канал дорожной информации. Кроме того, штатные навигационные системы удобнее за счет подачи информации водителю. Не приходится отвлекаться на манипуляции смартфоном и отводить глаза от дороги. Органы управления закреплены на специальных местах и ими можно оперировать почти вслепую. Карты же на экране находятся всегда перед глазами. Штатная, навигация быстрее ловит спутники и умеет ориентироваться по карте, используя информацию бортового компьютера. Тем самым, ведение к цели не прерывается внутри тоннелей и среди высотных зданий, где связь с космосом нередко пропадает. А у BMW и вовсе есть проекционный дисплей, позволяющий держать главную информацию в фокусе зрения. Так что с введением индивидуальных SIM-карт с возможностью выхода в Интернет для штатных антипробочных навигаций наступит новая жизнь.

Новости. Архив