Красная паутина. Сравниваем навигацию по пробкам Volvo и BMW с Яндексом
Навигационные системы становятся сложнее и интереснее. Volvo Sensus Connect и BMW ConnectedDrive научились распознавать пробки и прокладывать маршрут, исходя из дорожной обстановки. Насколько они лучше бесплатного сервиса Яндекса и стоит ли переплачивать за них десятки тысяч рублей?
Когда пару лет назад Volvo только выпустило в свет навигационную систему Sensus Connect, было удивительно видеть на картах красных «червячков», обозначающих дорожные заторы. Часто эти червячки обитали совсем в неожиданных местах, которые не подкреплялись показаниями Яндекса. Сейчас Volvo обновила свою навигационную систему и убрала многие закостенелые баги. Volvo Sensus Connect обновляется через USB или SIM-карту Volvo On Call.
BMW не осталось в стороне и на прошлом московском автосалоне представила мультимедийный комплекс ConnectedDrive, который способен стереть смазливую улыбку с уст представителей Volvo. Система вооружена более быстрым процессором, картами с 3D-визуализацией и кнопкой SOS аналогичной Volvo. Но главное, BMW ConnectedDri
Устанавливаются чудеса техники на довольно разноплановых автомобилях. К примеру, у нас на тесте были Volvo XC70, прошедшая через процесс обновления. Под капотом ее урчал 5-цилиндровый дизель, а салон был отделан бежевой кожей.
BMW 335i был абсолютной противоположност
В качестве независимого арбитра выступал древний iPhone на пятой прошивке со столь же древней прогой «Яндекс-пробки». С ее помощью мы собирались оценить реальную картину с дорожными происшествиями в Моске. Решено было проехать через Москву и ее центр и вернуться обратно, сравнив потенциалы навигационного оборудования обеих компаний с работой обыкновенного сервиса Яндекс-пробки.
Увидеть затор
Садимся в Volvo, включаем навигацию и видим новую карту. Экран стал намного четче и качественнее. Цвета передаются великолепно. Оперативность новой системы повысилась. Карта масштабируется быстрее, и меню прокручивается тоже. Однако тормоза все же остались. Если быстро крутить колесо прокрутки, чувствуется некоторая инерционность. Компьютер запаздывает за действиями человека.
Правда, на Volvo Sensus Connect теперь есть голосовое управление. По задумке водитель может не отвлекаться от вождения и командным голосом отдавать машине те или иные приказы. Но на проверку это оказалось не так просто сделать. Для начала необходимо пройти получасовой процесс адаптации, «сговориться» с машиной, понять друг друга и только потом, возможно, она соизволит слушаться. Нас же Volvo игнорировало с первого раза. Она безбожно отказывалась понимать слово МОСКВА, произносимое по буквам. Кроме того, компьютер, начитывающий текст, косноязычен. Он хоть и имеет на вооружении приятный женский голос, но допускает такие выражения, которым бы позавидовал даже приезжий гость из Средней Азии.
В общем, я все же потратил силы и ввел адрес вручную. Навигация построила маршрут. Но когда я двинулся с места, то обнаружил, что маршрут проложен через несуществующий ж/д переезд. Вернее, раньше, при царе Горохе, переезд в Подольске, на Рязановском шоссе был, но теперь переделан в пешеходный переход, а его функции выполняет эстакада. Я не поверил глазам. Ведь эстакаду построили еще в СССР. Даже приложение карты Яндекса прекрасно знает об изменении транспортной схемы в этом районе Подольска. В общем, доверие к навигационной системе упало.
Навигационная система BMW управляется по-другому. Она имеет шайбу на центральном тоннеле, с помощью которой и прокручиваются списки меню. По сравнению с вольвовской интерфейс у BMW просто летает. Нет запаздываний и подвисаний. Такое ощущение, что орудуешь физическим изображением, привязанным к шайбе ниткой. На шайбе имеется сенсорная панель, где можно писать пальцем буквы. Компьютер распознает каракули и складывает из них слова. Происходит это быстро и гораздо надежнее, чем с голосовым управлением.
Обе навигационные системы обладают инерцией и им нужно время, чтобы получить сообщения о пробках. Примерно это происходит за 15-20 минут. Когда Volvo Sensus Connect загрузила относительно подробную информацию о состоянии московского трафика по ходу маршрута, она адекватно стала предлагать объезды. Тестировали мы ее в пятницу и в субботу, когда счетчик Яндекса колебался в районе 3-4 баллов. Volvo адекватно обвела пробку на МКАД в районе Ленинского проспекта, а так же на обратном пути сумела протолкнуться через сложности на Варшавке. При этом, расчетное время до цели расходилось с реальным примерно на 15%. То есть в начале маршрута система убеждала нас, что мы приедем в пункт назначения через 43 минуты, хотя реальный путь занял около часа.
Маршрут для BMW был несколько иным. От метро «Водный стадион» мы выдвинулись к м. «Калужская» и на следующий день обратно. Признаться, инерционность заметна и у BMW. «Красные червячки» появляются здесь так же поздно, как и у Volvo. К примеру, система проложила маршрут по ТТК и Ленинскому проспекту и вела по нему довольно долго, пока не увидела пробку у Москва-Сити только напротив самих башен. В итоге все пути объезда уже были потеряны. При этом, Яндекс видел эту пробку с самого начала.
Инерционность системы действует и в обратную сторону. Так система может указывать пробки там, где их уже нет. К примеру при поездке из м. «Водный стадион» через Центр, система показывала пробку на выезде на Бульвар. Но переулок был совсем пуст. Обычно пробка в часы пик рассасывается не менее чем за 30-40 мин. Видимо, такова и задержка системы в получении информации.
Вообще, «красные червячки» появляются на BMW хаотично. В некоторых районах пробки видны, ну а в других тишь, да гладь. То же самое и на Volvo. Почему?
Откуда берутся «червячки»
Все дело в канале передачи данных. Для большинства навигационных систем с функцией дорожной информации данные поступают бесплатно по радиоканалу RDS (Radio Data System). Через эти куцые каналы шлются и пакеты информации о пробках. Примерно около 300 в час. Естественно, дать полную картину о трафике в Москве, да еще за одну минуту канал RDS не способен. Приходится хитрить. Разработчики системы пересылают информацию по секторам по ходу движения машины. В итоге, происходит не только задержка, но и ошибки планирования маршрута на конечных его стадиях. Бортовые навигации могут просто не получать всех данных. Поэтому при отображении красных «червяков» появляются любые глюки.
Поставщиком информации о пробках для Volvo компаний служит сервис HERE, бывший Navteq Traffic. Его главным конкурентом является TomTom Traffic, работающий с BMW.
Яндекс в этом ключе выглядит предпочтительнее
Поэтому мобильники с «пробочным» софтом пока обыгрывают любую штатную систему по оценке городского трафика. Но производители уже готовятся исправить положение. В Volvo и BMW уже имеются встроенные слоты для SIM-карт, а значит будет и их платный интернет-канал дорожной информации. Кроме того, штатные навигационные системы удобнее за счет подачи информации водителю. Не приходится отвлекаться на манипуляции смартфоном и отводить глаза от дороги. Органы управления закреплены на специальных местах и ими можно оперировать почти вслепую. Карты же на экране находятся всегда перед глазами. Штатная, навигация быстрее ловит спутники и умеет ориентироваться по карте, используя информацию бортового компьютера. Тем самым, ведение к цели не прерывается внутри тоннелей и среди высотных зданий, где связь с космосом нередко пропадает. А у BMW и вовсе есть проекционный дисплей, позволяющий держать главную информацию в фокусе зрения. Так что с введением индивидуальных SIM-карт с возможностью выхода в Интернет для штатных антипробочных навигаций наступит новая жизнь.