Анатолий Чепалов: Мы лишились лидеров, но сохранили команду…

null
news

СКАНДАЛ

Поклонники лыжного спорта — в тревожном ожидании. Наша женская команда, до недавнего времени сильнейшая в мире, после череды допинговых скандалов и разоблачений фактически оказалась на грани развала. На два года дисквалифицированы Лариса Лазутина и Ольга Данилова. К тому же пятикратная олимпийская чемпионка лишилась золотой медали за победу в Солт-Лейк-Сити на дистанции 30 км.

Тем временем в самой Федерации лыжных гонок России разразился нешуточный скандал. Группа ведущих тренеров во главе с Александром Грушиным и Анатолием Чепаловым требует отставки президента Анатолия Акеньтьева. Одновременно Акентьев судится с пресс-атташе федерации журналистом НТВ Андреем Кондрашовым.

Нам удалось побеседовать с одним из активных участников происходящих событий, заслуженным тренером России Анатолием Чепаловым.

— Мы, тренеры, да и спортсмены, конечно, крайне озабочены всем, что случилось, — говорит он. — Более того, откровенно встревожены. Через полгода чемпионат мира в Вал ди Фиемме. А затем там же, в Италии, — очередная зимняя Олимпиада. Если мы потеряем нынешний сезон, наши шансы на итальянской лыжне довольно призрачны.

— Анатолий Михайлович, тем не менее вы с коллегами не опустили руки, продолжаете готовиться с теми, кто остался в команде…

— Да, в июне одна группа из восьми лыжниц, которую я возглавляю, провела сбор по ОФП. Тренировки проходили на олимпийской базе в городе Остров на Псковщине. Это родина Миши Иванова — олимпийского чемпиона на «полтиннике». А другая половина команды, в основном молодежная, находилась в Раубичах, потом переехала в Остров. Там за старшего заслуженный тренер России Андрей Бояринов. Он личный тренер участниц Олимпиады в Солт-Лейк-Сити Елены Бурухиной и Екатерины Счастливой. К сожалению, Катя, чемпионка мира среди юниорок, неожиданно решила «завязать» со спортом, сейчас устраивает личную жизнь.

— Если подготовка к сезону все же началась, что вас, собственно, беспокоит?

— Вы знаете, нас с Бояриновым официально никто не утверждал. Как и наставников мужской сборной Михаила Девятьярова — олимпийского чемпиона 1988 года, и заслуженного тренера Сергея Ефимова. Мы не прошли аттестацию в Госкомспорте. Находимся, как говорится, в подвешенном состоянии. Да и с финансированием после отказа «ЛУКОЙЛА» от спонсорства наверняка возникнут проблемы. А больше всего угнетает неопределенность. Кто будет руководить федерацией? Утвердят ли в качестве главного тренера сборных Александра Грушина? Почему, наконец, президент нашей лыжной федерации официально не заявил о своей позиции в связи с допинговыми скандалами? Мы уже не первый год ощущаем определенную предвзятость со стороны некоторых чиновников Международной федерации лыжного спорта (ФИС) и тех, кто заодно с ними. Кому, мягко говоря, надоели наши громкие победы на Олимпиадах и чемпионатах мира?

ВИНА БАРАНОВОЙ НЕ ДОКАЗАНА

— Конкретизируйте, что имеется в виду?

— Например, введение в программу крупнейших соревнований, в том числе и в розыгрыш Кубка мира, так называемых спринтерских гонок, в коих у нас преуспевает только Юлия Чепалова. А у ребят и близко к пьедесталу никого нет. Это очень специфические забеги, и правильно говорят, что их следует выделить в отдельные турниры, как это делается на спринтерских чемпионатах мира у конькобежцев. Или, якобы, в интересах зрителей решили устроить массовые старты. Риск, что, пока ты выберешься в группу лидеров, тебе сломают палку, а то и вовсе собьют, чрезвычайно велик. Спрашивается, зачем это нужно?

Ну а самое неприятное — нас буквально замучили проверками на допинг. Везде и повсюду. Буквально в любое время дня и ночи. Кстати, вина Натальи Барановой, дисквалифицированной накануне Олимпиады, до сих пор документально не доказана. В ее допинговой истории целый ворох нарушений, отступлений от правил. А наша федерация занимает какую-то невнятную позицию. По крайней мере, в ФИС, насколько мне известно, официально этот вопрос Акентьевым не ставился. Зато в федерации он царь и бог. Большинство решений принимает единолично и кулуарно. А нас ставят перед фактом. Такой стиль нравится далеко не всем. На мой взгляд, все это и стало первопричиной громкого конфликта в нашей федерации. Впрочем, наверняка у Акентьева и поддерживающих его функционеров на этот счет имеется иное мнение.

— А как отреагировали руководители Госкомспорта и ОКР на открытое коллективное письмо, под которым есть и ваши с Грушиным подписи?

— Знаю, что Леонид Тягачев переправил наше письмо — кому бы вы думали? — Акентьеву с просьбой «разобраться». А от Вячеслава Фетисова ни ответа, ни привета. Хотя мы очень надеялись, что с нами, по крайней мере, захотят встретиться.

— Хотелось бы прояснить и другую ситуацию, связанную с обвинением наших спортсменок в применении допинга. Существует мнение, что это спланированная акция с целью вывести из игры лидеров сборной. Но почему тогда вне подозрений оказалась ваша дочь и воспитанница олимпийская чемпионка Юлия Чепалова?

— То, что многолетнее превосходство наших лыжниц вызывает неудовольствие у некоторых основных конкурентов, в первую очередь из скандинавских стран, давно не секрет. Какие, так сказать, контрмеры принимаются их представителями, я уже говорил. При таком отношении следовало проявлять особую осторожность во всем, что связано с допингом. Не проявили. А потом известно, что по разным причинам наш антидопинговый центр оказался не в состоянии провести анализ на эритропоэтин. Что помешало, не знаю. Пусть разбирается спортивное начальство. А вот что касается Юли, считаю, ее уберегла от скандала возможность тренироваться персонально под моим наблюдением.

ЕГОРОВА И ГАВРЫЛЮК ВЕРНУЛИСЬ

— Но ведь и Лазутина готовилась вне сборной — самостоятельно…

— Мне трудно комментировать ситуацию с Лазутиной и Даниловой. Я не участвовал в их подготовке. Не опекал на Олимпиаде. Есть тренеры, врач сборной, наконец, президент федерации. Им и карты в руки.

— Юля, как известно, пропустит этот сезон — готовится стать мамой. Кто сейчас готовится в вашей группе? На кого, собственно, неофициальное руководство сборной может рассчитывать на чемпионате мира, а затем и на Олимпиаде?

— Когда стало известно, что Лазутина и Данилова выступать не смогут, я связался с Ниной Гаврылюк и Любовью Егоровой. После Солт-Лейк-Сити они заявили о завершении спортивной карьеры. Но когда я прояснил им складывающуюся ситуацию, эти опытнейшие спортсменки вошли в наше положение и приняли решение повременить с уходом.

Ну а кроме этих выдающихся лыжниц с нами тренируются неоднократная чемпионка России Ирина Складнева и девушки из ближайшего резерва национальной сборной — Марина Лажская и Ольга Москаленко. А под началом Бояринова готовятся призер этапов Кубка мира, член сборной Ольга Завьялова, чемпионка мира среди юниорок Елена Кравцова, другие молодые лыжницы. Так что хотя сборная и потеряла нескольких лидеров, в целом команду мы сохранили. А потом, я верю в своих коллег-тренеров, в нашу отечественную методику подготовки спортсменов высокого класса. Главное сейчас — побыстрее разобраться в наших внутренних конфликтах, целиком сосредоточиться на работе. А то ведь и планы на сезон окончательно не утвердили. Кто за что отвечает, неясно. Я вообще сторонник того, чтобы собрать внеочередную отчетно-перевыборную конференцию — коллегиально и демократично решить все наболевшие вопросы.

ДОСЛОВНО

В Федерации лыжного спорта России Анатолий Акентьев царь и бог. Большинство решений принимает единолично и кулуарно. А нас ставят перед фактом. Такой стиль нравится далеко не всем. На мой взгляд, все это и стало первопричиной громкого конфликта в нашей федерации.  (Анатолий ЧЕПАЛОВ)

Новости. Архив