Плавание. Авдиенко и Турецкий вне игры
На днях в Волгограде завершился чемпионат России по плаванию, по итогам которого была сформирована команда на чемпионат Европы по водным видам спорта (24 июля — 4 августа, Берлин). Дружина из двадцати четырех человек отправится в Германию без Виктора Авдиенко, отказавшегося от поста главного тренера национальной сборной, который он занимал с февраля 1998 года.
В ДОМБАЕ СТРАШНО
За годы правления Авдиенко самыми яркими вспышками были мировые рекорды и золотые медали брассиста Романа Слуднова. Но ему было неловко отчитываться перед руководством этими достижениями, ведь Слуднова никак нельзя считать продукцией главного тренера. Роман тренируется в Омске по индивидуальному графику под присмотром мамы Натальи Рощиной.
Максималист Авдиенко не учел, что его авторитарные методы управления по душе далеко не всем. За его спиной плелись интриги, которые, в конце концов, как он признался, доконали его. В чем-то, конечно, он и сам не прав. Волевым решением авансом включал в список участников престижных турниров своих волгоградских учеников, например Константина Ушкова и Дмитрия Кузьмина, так и не раскрывшихся в полную силу.
Отчетливо прослеживалось противостояние Виктора Борисовича и московской «диаспоры», составляющей костяк сборной и упорно игнорирующей горную централизованную подготовку в Домбае.
Авдиенко называли тираном, деспотом, душителем демократии. Но он «выиграл» эту схватку: те, кто пропустил тренировки в горах, провалились на апрельском чемпионате мира по короткой воде в Москве. А, к примеру, столичный брассист чемпион Европы Дмитрий Коморников, которому еще недавно прочили олимпийское золото, переживает затяжной кризис и не сумел отобраться на предстоящий чемпионат Европы.
Понятно, многие боятся ехать в Домбай, откуда рукой подать до Чечни. А пригласи их Авдиенко в США, где тренируется вся плавательная элита, за исключением австралийцев, все бы радостно примчались в аэропорт. Но он не приглашал. Российские пловцы, лишившиеся после Олимпиады 2000 года в Сиднее французского спонсора, ежегодно приносившего в казну по 800 тысяч долларов, обанкротились. Финансирующий их Госкомспорт строго-настрого запрещает проводить сборы за рубежом из-за дороговизны. И к тому же вынуждает вдвое сокращать состав как взрослой, так и молодежной команд. То есть юные потенциальные чемпионы уходят в никуда.
И от этого Авдиенко, который фанатично радеет за дело, совсем горько. Он даже заработал букет заболеваний. Несколько лет назад надорвал сердце и до сих пор лечится. Но больнее всего ему оттого, что у него на глазах рассыпается третья по счету команда, в создании которой он принимал участие.
— Одно дело тренировать самому, а другое — стоять и смотреть, как это делают другие, — говорит он. — В данный момент проблемы заключаются в том, что молодые спортсмены вдруг перестали «срабатывать». Просто у тренеров, которые доводят своих воспитанников до первых строчек в мировом рейтинге, сразу почему-то крыша начинает съезжать.
МЕЧТЫ ОБ АМЕРИКЕ
Спрашивается, зачем Авдиенко такие стрессы? Ладно бы, он умел только руководить. Но он же талантливый практик, подготовивший неоднократных олимпийских чемпионов Евгения Садового и Дениса Панкратова.
На базе волгоградского клуба «Волга» (Авдиенко его президент) он организовал экспериментальную группу, куда вошли двадцать 16—18-летних перспективных пловцов. И целенаправленно готовит ребят к Олимпиаде 2004 года в Афинах.
Авдиенко, видимо, собирается форсировать подготовку. Тренеру такого класса нужны лидеры, а не статисты. В Волгограде он царь и бог, на городском и областном уровне может решить любые вопросы, в том числе и финансовые. Вот найдет деньги и отправится со своим выводком в Америку, где россияне будут тренироваться бок о бок со спортсменами американской сборной и набираться драгоценного опыта.
ПАДЕНИЕ СО СКАЛЫ
Функции Авдиенко разделили Глеб Петров и Владимир Кочкуркин, работавшие в свое время со сборными СССР и СНГ. На плечи опытных ветеранов в первую очередь возложены административные вопросы. А вот авторитетного профессионала, сильной личности, готовой в экстраординарных условиях сплотить коллектив, у российских пловцов нет. На эту роль подошел бы Геннадий Турецкий, наставник Попова. Тем более что в Канберре, где он трудится с 1992 года, у него неприятности.
Он провинился. В самолете, следовавшем по маршруту Сингапур — Сидней, знаменитый тренер, по заявлению сотрудников австралийской авиакомпании «Квантос», повел себя неадекватно. Вроде бы расталкивал пассажиров и бортпроводников. Причем Турецкий бузит на «высоте птичьего полета» не впервые. Летом 1995 года по дороге из США в Австралию он укусил пилота, отсидев за это месяц в тюрьме.
Турецкий уверяет, что в иные моменты часть его мозга попросту отключается (врачи диагностировали редкую аномалию), поэтому он перестает контролировать свои поступки. Но, как нам стало известно из собственных источников, много лет назад на сборах в Цахкадзоре Турецкий сорвался с пятнадцатиметровой скалы, получив травму головы. С тех пор ему вообще нельзя выпивать. Несколько граммов виски или банка пива могут спровоцировать некорректное поведение.
Впрочем, мы не прокуроры, чтобы допытываться, коротал ли маэстро долгие часы в самолете с бокалом в руке. Главное, что в тренерской работе у Турецкого не было сбоев. В противном случае австралийцы вряд ли продлили бы с ним контракт до Олимпиады 2004 года.
— Я горжусь тем, что меня пригласили работать в Австралию на должность главного специалиста Института спорта, — сказал Турецкий в беседе с корреспондентом «Советского спорта». — Но, безусловно, хотел бы вернуться и жить в России. Помните, у Достоевского в «Идиоте» героя спрашивают: «Ну как там в Швейцарии?» Он отвечает: «Хорошо. Коровы. Но не мое».
— Однако, не забывайте, что у меня контракт с австралийцами, — продолжает он. — Кроме того, мое сотрудничество с Поповым важнее, чем должность главного тренера.
КСТАТИ
Как считает Авдиенко, низкая дисциплина, поддерживаемая крупными богатыми регионами, привела к тому, что внезапно закончила плавать победительница международных турниров Надежда Чемезова, получив квартиру и машину в Самаре.
ЛЮБОПЫТНО
Руководители Всероссийской федерации плавания заявляют, что готовы создать Турецкому идеальные условия для работы и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Правда, не уточняется, какая зарплата будет предложена знаменитому тренеру. На Зеленом континенте он ежемесячно получает 10 тысяч австралийских долларов (примерно 7 тысяч долларов США).