«В раздевалку заваливаются четверо: «Кто двинется – тому пулю в лоб!». Что происходит в подвале российского футбола
Экс-президент реутовского «Титана» Владимир Легостаев в откровенном интервью «ССФ» рассказал о специфике низших дивизионов российского футбола.
РАБОТА С СУДЬЯМИ
– В начале 1980‑х я был директором небольшого завода в Реутове, – рассказывает Легостаев. – Из двух заводских команд – рядом еще один заводик был – создал одну и начал играть на первенство города. Выиграли, заявились на район. Его тоже выиграли. Потом я перешел с командой в другое предприятие – строительное. Заявились на первенство среди производственных коллективов, в 1991 году выиграли финальный турнир и получили право выступать во второй лиге. Тут уже нужно было создавать клуб как юридическое лицо – так и появился «Титан».
В том же 1991‑м возникла ПФЛ – государство в государстве! Некоторые ее законы с точки зрения гражданского кодекса ну совершенно несуразные. Где, например, в кодексе можно найти такое: если работник хочет сменить место работы, новое предприятие должно заплатить за него старому? Или то, что принимающая сторона должна оплатить судьям и инспектору проезд и проживание. С какой стати – они не в моем штате! Мне пришлось пять лет бороться, чтобы изъять этот пункт: сделайте больше членские взносы – лишь бы не было денежных отношений с судьями!
– О денежных отношениях с судьями хотелось бы поподробнее.
– Это – система. Все знали таксу, сколько надо заплатить за победу. Например, предстоит тяжелая игра, соперник выше классом. Те платят, например, тысячу долларов, значит, тебе надо дать больше. Это настолько вошло в обиход, что игроки при заключении контрактов начали требовать, чтобы я оговаривал работу с судьями!
Был случай – ко мне вся команда пришла! Говорят: «Мы не подпишем контракт на ваших условиях, если не решим, сколько будем выделять судьям. Не будете им платить, тогда увеличивайте нам премиальные, мы сами будем скидываться». Оклады были небольшие, зато премиальные за победы приличные. А если не работать с судьями, выиграть нельзя. Отвечаю: «Я же не могу вам в контракте написать – «на взятку»!» – «Ну, давайте тогда на словах договоримся». В итоге у нас в бюджете было заложено, сколько давать судьям. И не только у нас – у всех!
Смотришь: аутсайдер, шесть матчей летит – и вдруг обыгрывает лидера. Народ удивляется. А все просто! Шесть матчей судьям не платили, деньги скопились, рано или поздно это должно было выстрелить.
До смешного доходило. Играем матч, судья не заряжен, но вдруг начинает нам помогать: пенальти ставит, карточки соперникам раздает… Те – в крик, чуть ли не в драку лезут. А после перерыва выходим – все наоборот. Причем со страшной силой. Мы ничего понять не можем! Потом выяснилось, что он перепутал нас с хозяевами, думал, что им помогает. На майках тогда логотипов не было…
Вообще к таким командам, как наша, – относились грабительски. Ага, предприятие представляет – значит, деньги есть! Стоило заявиться во вторую лигу, сразу появились ходоки из областного футбола: «Можем организовать первое место. Будут приезжать судьи и инспекторы, которых захотите». Только бабла давай!
– Когда судье надо платить – до матча или после?
– После. Хотя я как-то встретил одного знакомого тренера – он в «Шиннике» работал. «Ты куда?» – «Да вот везу судьям 100 тысяч долларов – надо перед матчем дать».
Игнорировать судью нельзя в принципе! В самом крайнем случае нужно прийти и сказать: «Ну, нет денег, разорился! С меня бутылка!».
Другое жесткое правило – если пообещал, нельзя обманывать. Был у нас один матч, судья душил – мама не горюй! Очевидно, другая команда больше пообещала. Пенальти давал, те не забивали… В итоге мы выиграли 1:0. И когда он пришел ко мне за деньгами, я ему с порога: «Да пошел ты! Мы выиграли не благодаря тебе, а вопреки!». Но в следующем матче судьи нас просто прибили. То есть всем было передано: «Не связывайтесь с Легостаевым, он – кидала!».
– Получается, судьи в любом случае в выигрыше?
– Конечно! Лишь бы не было ничьей. И сейчас, обратите внимание, идет матч – арбитр судит идеально. Но стоит одной команде забить, он любыми способами будет этот счет держать. Или помогать команде забить еще. Потому что за ничью ничего не получит!
Вообще тут много нюансов. К примеру, приходит игрок: «Владимир Михайлович, два игрока соперника обратились к нам с предложением – хотят продать матч. Предлагаем не давать денег судьям, а дать этим ребятам. Сэкономим в два раза!». А эти ребята, оказывается, все обговорили с руководством – хитрая комбинация, чтобы ввести нас в заблуждение. И вот матч, уже 10 минут до конца, а они не сливают. И вдруг тренер берет и меняет этих игроков! Когда мы им потом претензии предъявили, они сделали вид, что ничего не понимают: «Да мы подыгрывали! Даже тренер заметил и заменил, хотя никогда в жизни не менял! Да мы бы на последней минуте пенальти сделали!».
И так каждый раз – не знаешь, то ли верить игрокам, то ли дать судье. Другое дело, когда, к примеру, на вылет стоишь, тут уже надо перестраховаться – и этим дать, и этому пообещать. Чтобы уж наверняка. Потому что в профессиональном футболе никому нельзя верить на 100 процентов.
ВОЛЧЬИ ЗАКОНЫ
– В любительской лиге работа с судьями…
– Там вообще беспредел творится! Играем где-то под Тулой, а судьи – в невменяемом состоянии! Пьяные. После игры врываюсь к ним: «Вызывайте милицию, будем проводить экспертизу!». И тренеру говорю: «Протокол не подписывай, пиши: «На мой взгляд, судьи были в нетрезвом состоянии». Меня из судейской вытолкали. Я – к милиционерам, ноль внимания! Через некоторое время выходит тренер – бледный, говорит, что подписал протокол. До сих пор не знаю, что они там с ним делали?
– Даже страшно представить, что эти судьи в игре творили.
– Да замочили нас просто! В некоторых городах судей сразу увозят на базу: девочки, водочка… Они после этого и поле-то еле видят! Еще один закон: если ты до выезда не договорился с судьей, в чужом городе сделать это практически невозможно. Тебя к нему просто не подпустят. Так мы на выезде 99 процентов матчей проигрывали. Против лома нет приема.
– Зато дома…
– Брали свое, да. Волчьи законы – как вы, так и мы.
– Тренерское участие в странных матчах.
– Я знаю много случаев, когда тренер договаривался слить игру, с футболистами не делился, а те назло ему выигрывали. Потому что информацию не утаишь, всегда найдется игрок из другой команды, который скажет дружбану-сопернику: «Да ты не упирайся! Все равно сольете, ваш-то договорился!».
– В 1990‑е, наверное, в иной город было опасно ездить?
– Играли в Люберцах. Местные болельщики сидели, пили водочку, а потом начали оскорбления кричать. Наш защитник Саша им что-то ответил. После игры в раздевалку заваливаются четверо, достают оружие: «Кто двинется – тому пулю в лоб!». Один подошел и начал Сашу избивать. Обратились в ПФЛ – никакой реакции…
К нам однажды на игру приехали ребята из Раменского – четырех футболистов посадили в свои машины и увезли в лес. Что они с ними делали, не знаю, но после этого Игорь Гаврилин в команду так и не вернулся, начал играть за «Сатурн» – помог им выйти в высшую лигу. Я обратился в РФС: «Как же так?» – «Все нормально».
Когда в Новокосине базировались, приехала команда из Жуковского. Оказалось, половина игроков – милиционеры. И прямо на поле как начали наших избивать – еле ноги унесли. Иногда, когда на поле начинался беспредел, я хватал чемоданчик – типа доктор – и выбегал на поле. И там уже кричал судье: «Что же ты, гад, творишь?». Мне от ПФЛ – штраф, зато людей не перекалечили.
До сих пор считаю своим самым большим достижением победу нашего «Монтажника» (там только мои работяги играли да я) в Кубке Балашихинского района. Потому что выиграть его было невозможно! Ноги-руки ломали! Особенно отличалась Фабрика № 1 – за нее играл один чуть ли не вор в законе. Как начал гоняться по полю – избивать нашего пацана. Кричу: «Что ты делаешь!» – «А какого х… он меня обводит?».
ОТКАТЫ, ОБНАЛИЧКА
– 1990‑е – время всевозможных финансовых схем и пирамид.
– Расскажу на примере Московской области. В то время было много заводов-неплательщиков – с большими долгами в бюджет. Область использовала это, чтобы финансировать любительские клубы: сколько завод перечислял на футбол – настолько же меньше платил налогов.
Но, главное, был разрешен взаиморасчет между предприятиями. Приезжаю я, к примеру, на завод в Воскресенск: «Если вы дадите моему клубу цемент, то на эту сумму вам погасят долги перед бюджетом». Клуб получает цемент, передает моей строительной конторе, я строю, получаю прибыль и рассчитываюсь с клубом. Таким же образом получал доски, гвозди... После взаиморасчета с ракетным центром в Королеве отремонтировал стадион в Железнодорожном. Когда получил от птицефабрики в Курской области пионерский лагерь, возил туда летом ребят с ДЮСШ, там же иногда команда жила.
Был еще один замечательный закон: если я что-то перечисляю на спорт, театры, детские дома (там был большой перечень), это считается как расходная часть. Значит, меньше прибыль – меньше налогов платишь. Все сразу стали искать дома престарелых, заключать договора, вкладывать деньги и получать откат. Но если сначала откаты были 10–20 процентов, то постепенно дошли до 70!
В итоге взаимозачеты запретили, льготы по налогам тоже. Государство само начало выбирать, какому клубу помогать. В футбол полились бюджетные деньги. Все выросло в разы: зарплаты, взятки...
– Теперь уже клубы стали кормушкой для чиновников.
– Да все греют руки на этих бюджетных деньгах! Если в производстве, к примеру, я купил станок за миллион рублей, он у меня на балансе и исчезнуть не может, только стоимость каждый год уменьшается на 5 процентов, то в футболе можно игрока купить за 10 миллионов, а завтра его уже нет. Соответственно – нет и 10 миллионов. Эту схему многие быстро просекли – отличный способ обналички и вывода денег!
Я всегда говорил, что нужен закон, запрещающий давать государственные деньги профессиональным клубам. Государство должно заниматься только любительским футболом. Когда «Сатурн» вышел в высшую лигу, собрали банкет в областном спорткомитете. Все кричали ура! А я встал и сказал: «С этого дня поставьте крест на любительском футболе Московской области». И оказался прав. Все деньги пошли в Раменское.
Говорят, на чемпионат мира 2018 года уйдет 300 миллиардов рублей. Эту сумму смело можно умножать на два, а то и на три. Половину украдут. А на эти деньги, я как-то подсчитал, мальчишек всех российских ДЮСШ можно полвека обучать!..