«Как можно иностранцу предлагать зарплату в рублях?! Это смешно!»
КРИСТИАН НОБОА. Один из самых стабильных легионеров РФПЛ, отыгравший в России без малого восемь лет, не смог договориться о новом контракте с «Динамо» и поехал искать счастье в греческий ПАОК. В интервью «ССФ» 29‑летний полузащитник сборной Эквадора откровенно рассказал о том, почему зашли в тупик переговоры с бело-голубыми и почему он так и не смог раскрыться при тренере Черчесове.
«ВЕСЬ ПРОШЛЫЙ ГОД ЖДАЛ, ЧТО ПРОДЛЯТ КОНТРАКТ»
– В прошлом году слухи отправляли вас то в дортмундскую «Боруссию», то в «Севилью», то в «Марсель». Почему в итоге оказались всего лишь в чемпионате Греции?
– Интерес со стороны этих клубов был на уровне «мы еще посмотрим, мы подумаем». У меня не было столько времени, чтобы ждать ответа, я и так с 11 декабря тренировался индивидуально. А в ПАОКе со мной долго и серьезно разговаривали, сразу сделали конкретное предложение. Мне нравится, что у команды есть реальный шанс на «золото». Однозначно, хороший вариант для меня. Хотя я очень хотел остаться в «Динамо».
– Спортивный директор «Динамо» Гурам Аджоев утверждает, что летом вы отказались от весьма выгодного контракта.
– Да я весь прошлый год ждал, что продлят контракт! А мне все говорили: потом, потом, потом. Я неплохо провел прошлый сезон – забил шесть голов, сделал немало результативных передач. После завершения сезона был уверен: уж теперь-то наверняка сделают предложение. Но мне сказали: «Давай обсудим после чемпионата мира». А после чемпионата мира заявили, что в Бразилии я выглядел неважно. Мол, мы еще подумаем. В августе обыграли в гостях «Краснодар», я забил гол. Думаю: сейчас, пока перерыв на игры сборных, точно все уладим. Ни одного звонка из клуба! И вот так на протяжении многих месяцев я находился в подвешенном состоянии. Все, что мне было нужно, – хорошее, серьезное предложение. Но «Динамо» предложений не делало.
– Серьезное предложение – это какое?
– Контракт на 2,5 года.
«АДЖОЕВ НЕ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ Я ОСТАЛСЯ В «ДИНАМО»
– Говорят, вы требовали от «Динамо» повышения зарплаты.
– Неправда! Никакого повышения я не требовал. Говорил: «Буду играть на тех же условиях, только дайте контракт на 2,5 года». Ну, полтора года – это минимум. Это было мое единственное условие. И знаете, что в итоге предложил Гурам? Новый контракт на 6 месяцев. Как это вообще понимать – контракт на 6 месяцев?
– Других предложений от «Динамо» не было?
– Еще одно – в конце года. Двухлетний контракт. Но теперь уже в рублях. Как можно иностранному футболисту предлагать зарплату в рублях?! Это смешно.
– В КХЛ это нормальная практика, когда легионеры играют за рубли.
– А в футболе все получают в евро. Почему именно я должен быть в проигрышном положении? В России у меня всегда была зарплата в евро. Ладно, в конечном итоге я был готов согласиться даже на предложенную сумму, но только если бы мне платили в евро, по курсу 45 рублей за евро. А он мне говорит: «Нет, так нельзя».
– Он – это Аджоев?
– Ну а кто еще? Понятно, что мне предложили значительно меньшую зарплату, чем у меня была до этого. За неделю, пока мы вели переговоры, курс евро к рублю вырос с 45 до 70. То есть предложенная мне зарплата, по сути, обесценилась еще в полтора-два раза. Получалось, что мне предлагают зарплату в 300–400 тысяч евро за год! При этом полная неясность, что может произойти с рублем дальше. Во всех отношениях это несерьезное предложение. И Гурам понимал, что я отвечу отказом. Очевидно, он просто не хотел, чтобы я остался в «Динамо». И при этом он сейчас вроде как выглядит в хорошем свете: «Мы сделали Нобоа отличное предложение, но он захотел слишком много денег».
Подчеркиваю: я хотел остаться в «Динамо». У меня там много друзей. Отличная команда, отличный тренер, серьезное руководство. И все они тоже хотели, чтобы я остался. Все, кроме Аджоева.
«КУРАНЬИ УЕДЕТ В ГЕРМАНИЮ»
– Что говорил Черчесов?
– Последний раз мы виделись в первой половине декабря. Тренер сказал: «Кристиан, я желаю тебе удачи. Хочу, чтобы ты остался. Пожалуйста, договорись с клубом». Я ответил, что сделаю все от меня зависящее, чтобы остаться в команде. «У нас хорошая команда, и я хочу выиграть чемпионат с «Динамо». Просто сделайте мне хорошее предложение». – «Разговаривай с Гурамом».
– Думаете, Черчесов был искренен с вами?
– Я думаю, что Черчесов – очень серьезный человек. Тренер, наверное, раз пять интересовался у меня, как продвигаются переговоры по новому контракту.
– Но ведь это именно он вас с Гранатом сослал в молодежный состав в октябре.
– Лучше этот вопрос задать Аджоеву. Я так и не понял, зачем это было сделано и кто был инициатором. Мол, руководство посчитало, что мы не в форме и что вопрос о продлении контракта отвлекает от тренировочного процесса. При этом нам не разрешали играть за «молодежку». Как же тогда набрать форму? Какое-то недопонимание произошло. Могу ответить за себя: я нисколько не снизил требований к себе из-за проблем с контрактом, тренировался по полной. Мой контракт действовал до 31 декабря, и я хотел отработать его до конца, принеся максимальную пользу команде. Я очень рад, что хотя бы Гранат сумел договориться с «Динамо» и останется.
– Откуда у вас такая информация?
– Читал в Интернете. Это неправда?
– Граната не взяли на первый сбор команды.
– Очень жаль, если они все-таки не договорятся. Гранат тоже любит команду и хотел бы остаться.
– Как считаете, Кураньи продлит контракт или уйдет?
– Насколько я знаю, Кураньи хочет вернуться домой. Его семья немного устала от жизни в России. Для него не столь важно, какой контракт сейчас предложит «Динамо», он просто хочет, чтобы семья была счастлива. Мне кажется, что он уедет в Германию после окончания сезона.
«И ЗА «СПАРТАК» БУДУ ОТДАВАТЬСЯ НА СТО ПРОЦЕНТОВ»
– По российским сайтам разошлась цитата из вашего интервью радио SUPER K800: «Если вы мне предложите пойти в клуб, где я стану более знаменитым, но ради этого придется снизить зарплату в два раза, я откажусь». Подтвердите?
– Я говорил с эквадорским радио, но про деньги вообще не упоминал.
– В ПАОКе вы зарабатываете больше, чем в «Динамо»?
– В ПАОКе все серьезно, зарплата в евро. Как и у любого нормального футболиста. Больше или меньше, чем в России, – это уже неважно. Дело ведь не в деньгах, а в уважении. Я провел в «Динамо» три года, выкладывался на тренировках, делал все, что в моих силах. Возможно, у меня не всегда получалось приносить пользу, но я отдавался на сто процентов. Тем неприятнее такое отношение. Неуважительное. С точки зрения менеджмента, тоже весьма странное решение. Даешь игроку полтора года контракта – и продаешь его за 4–5 млн. А так, получается, что купили меня за 8 млн, а отпустили бесплатно. Странно. Хотя это уже не мои заботы.
– В Интернете много шутят на тему того, что в «Динамо» играют одновременно сын Ротенберга, сын Аджоева и сын Черчесова. В команде над этим подшучивают?
– Без комментариев (смеется). Я не хочу говорить ничего плохого о «Динамо» или о России. У меня нет никаких обид на клуб, нет злобы на Гурама. Это хороший клуб, хорошая работа. Я провел в команде три трудных, но хороших года. Просто хочу сказать спасибо и пожелать, чтобы они стали чемпионами и выиграли Лигу Европы. А если вдруг возникнет возможность вернуться – сделаю это с удовольствием. Натхо ведь вернулся.
– И тоже транзитом через ПАОК.
– Россия для меня как второй дом. Здесь моя семья, мои друзья. Конечно, бывали сложные ситуации, но ничего плохого про Россию я сказать не могу. Если будет вариант, почему бы не вернуться? Через год, через два. Моя жена русская, мои дети русские, так что я не закрываю дверь.
– И в «Спартак» перешли бы?
– А почему я должен отказывать? Потому что «Спартак» соперничает с «Динамо»? Я прежде всего профессионал. Если будет хорошее предложение – буду отдаваться на сто процентов за «Спартак». Мы футболисты – это наша работа.
«ЗАЧЕМ ЧЕРЧЕСОВ ИСПОЛЬЗОВАЛ МЕНЯ НА ПОЗИЦИИ «ПОД НАПАДАЮЩИМ»?»
– У вас были другие варианты в России, кроме «Динамо»?– Меня звали в «Ростов». Но сам я даже не говорил с Бердыевым, переговоры шли только через моего агента. Мне бы очень хотелось помочь Курбану, все знают, что он для меня как папа. Но из «Ростова» опять же поступило предложение на 6 месяцев.
– Чем так ужасны контракты на 6 месяцев?
– Я почти стал капитаном в сборной Эквадора, мне необходимо быть на виду у тренерского штаба. Да и нужны какая-то уверенность в будущем, стабильность. Все-таки у меня жена, дети. А где я окажусь через полгода, если подпишу контракт на полгода с «Ростовом»? Во второй лиге? И потом снова искать варианты?
– Считаете, «Ростов» вылетит?
– Курбан – супертренер. Я хочу, чтобы ему удалось спасти «Ростов» от вылета. Но играет не тренер, играют футболисты.
– Как тренер Бердыев сильнее Черчесова?
– Для меня нет лучше тренера, чем Бердыев. Благодаря ему я стал лучше как футболист и человек.
– Почему в «Динамо» вы так и не вышли на уровень, который показывали при Бердыеве в «Рубине»?
– Мне кажется, что ко мне чересчур придирчиво относились. Я не скажу, что всегда играл на суперуровне. Но никто не упрекнет меня в том, что я не боролся, не шел в подкат, не играл через не могу.
Я не люблю жаловаться и всегда выполняю установку тренера. Но зачем Черчесов использовал меня на позиции «под нападающим»? Это вообще не моя позиция, я всегда играл опорника – в сборной, в «Рубине», при Петреску. Не знаю, кто придумал, что я могу быть эффективен как атакующий хавбек.
Я старался как мог, но чувствовал, что команде только хуже от того, что я не на своем месте. Но Черчесову как опорники больше нравятся Ванкер и Денисов, с этим я ничего не мог поделать. В декабре, после матча с «Амкаром», он сказал в интервью: «Если бы Нобоа всегда так играл, то вопросов по контракту вообще не возникало бы». Мне это было смешно читать. Как я мог показать лучшую игру, если тренер лишь в нескольких матчах использовал меня в опорной зоне?
«КАК ЗАБЫТЬ ПОБЕДУ НА «НОУ КАМП»?»
– Очень много теплых воспоминаний! Главное – я познакомился со своей женой Ольгой. Этот день не забуду никогда – 16 марта 2008 года. Еще один ярчайший момент – когда я впервые в жизни увидел снег. Я только приехал в Казань и был шокирован. Конечно, игры с «Рубином» в Лиге чемпионов, с «Динамо» в Лиге Европы. Ну, и победа на «Ноу Камп» – как такое забыть?
– Ваши сыновья говорят по-русски?
– Лучше, чем по-испански. У них много русских друзей в садике.
– Если они станут футболистами, какую сборную будут представлять?
– Если они заиграют в футбол на профессиональном уровне, я буду счастлив, и поддержу любое их решение.
– Помнится, сразу после перехода в «Динамо» вам собирались сделать российский паспорт. Сделали?
– Разговоры так и остались разговорами. Видимо, ни для клуба, ни для меня это не было такой уж важной целью. Но меньше любить Россию от этого я не стану – здесь мой второй дом.
ЛЕГИОНЕРЫ, ПОКИНУВШИЕ РФПЛ ЭТОЙ ЗИМОЙ
Игрок / Возраст / Гражданство / Амплуа / Откуда / Куда / Сумма трансфера (млн евро)
Кристиан НОБОА / 29 / Эквадор / Полузащитник / «Динамо» / ПАОК (Греция) / бесплатно
Тино КОСТА / 30 / Аргентина / Полузащитник / «Спартак» / «Дженоа» (Италия) / 1,5 (аренда на 1,5 года)
ВИТИНЬО / 21 / Бразилия / Полузащитник / ЦСКА / «Интернасьонал» / (Бразилия) / 0,25 (аренда на 1 год)
Расмус ЭЛЬМ / 26 / Швеция / Полузащитник / ЦСКА// «Кальмар» (Швеция) / бесплатно
Марк ГОНСАЛЕС / 30 / Чили / Полузащитник / ЦСКА / «Универсидад Католика» (Чили) / бесплатно
Якуб ВАВРЖИНЯК / 31 / Польша / Защитник / «Амкар» / «Лехия» (Польша) / бесплатно
Маркос УРЕНЬЯ / 24 / Коста-Рика / Нападающий / «Кубань» / «Мидтюлланд» (Дания) / неизвестно