Олег Саитов: Новый год встречу в роддоме
После того как олимпийский чемпион Атланты 26-летний боксер из Жигулевска Олег Саитов (67 кг) победил в финальном бою XXVII Олимпиады украинца Сергея Доценко, в историю российского любительского бокса, выражаясь официальным языком, была вписана очередная славная страница. До сих пор в России проживал лишь один двукратный олимпийский чемпион. Его имя Борис Лагутин. Олег Саитов стал вторым, но, помимо двух высших олимпийских наград, в его активе есть медаль чемпиона мира и Кубок Баркера, который по традиции вручается самому техничному боксеру Олимпийских игр. Самый техничный боксер мира и самый титулованный в России сегодня в гостях у "Советского спорта".
ПОХУДЕЛ, НО ОСТАЛСЯ В ТОНУСЕ
- Олег, если верить слухам, вы поставили перед собой цель - выиграть третью золотую медаль и сейчас начали активно готовиться к Играм 2004 года. Это правда?
- Не совсем. После Игр в Сиднее главный тренер сборной Николай Дмитриевич Хромов дал мне полтора года на отдых. За это время я должен подумать и определиться с планами на будущее. Если решусь готовиться к третьим в своей жизни Играм, заявлю об этом публично, но последнее слово в любом случае останется за руководством сборной.
- Полтора года - это не слишком большой срок? Не боитесь, что за это время растеряете форму, наберете лишний вес?
- Не боюсь, поскольку, во-первых, практически каждый день бываю в зале, занимаюсь общефизической подготовкой, держу себя в тонусе. А что касается лишнего веса, напротив, мне сейчас все говорят, что я заметно похудел. Не люблю, когда у меня что-то лишнее. Если есть такое ощущение, стараюсь двигаться, больше бегать.
С ТАЙСОНОМ МЫ ЕЩЕ СПОЕМ
- Надо думать, что сейчас вы не все дни напролет решаете для себя, участвовать в следующей Олимпиаде или нет? Чем сегодня заполнена ваша жизнь?
- Я стараюсь заниматься бизнесом, благо опыт такой работы у меня уже есть. В 1998 - 1999 годах, оказавшись в трудном финансовом положении, был вынужден принять приглашение своих друзей заняться коммерцией. Вроде бы что-то получилось. Кроме того, сейчас пока мое имя на слуху, хочу заработать в рекламном бизнесе. Есть хорошие предложения, которые, тем не менее, надо обсуждать.
- Другими словами, звание двукратного олимпийского чемпиона не обеспечивает в России безоблачную, материально обеспеченную жизнь?
- Это однозначно. А о тренере, подготовившем двукратного олимпийского чемпиона, я вообще не говорю…
- Два года назад вы всерьез говорили о карьере профессионального музыканта, даже выпустили две кассеты с песнями, написанными на собственные стихи. Как сегодня обстоят дела в этой области?
- Пока чуточку сбавил обороты. Но надеюсь, что эти две кассеты не станут моей лебединой песней в шоу-бизнесе.
- А мечта когда-нибудь спеть в дуэте с Майком Тайсоном осталась?
- Если представится такая возможность, естественно, не откажусь. Но сейчас, повторюсь, есть более реальные предложения.
БЕЛЫЙ КАДИЛЛАК И БРЫЗГИ ШАМПАНСКОГО
- Олег, в свое время наша газета не раз писала о том, какой грандиозный прием был оказан вам в родном Жигулевске после первой олимпийской победы в Атланте. Как было на сей раз?
- Практически так же. Был белый кадиллак, море шампанского, толпы поклонников и друзей…Но, к сожалению, праздник немного подпортил дождь…
- А в материальном плане земляки вас не обидели?
- Мы с тренером получили от городской администрации по 30 тысяч рублей. Все остальное, по их мнению, мы заработали после первой олимпийской победы.
- Не сомневаюсь, что после сиднейских Игр вы дали не одну сотню интервью. О чем наиболее часто спрашивают журналисты?
- Есть три вопроса, которые звучат почти в каждой беседе: "Какая победа вам далась труднее - в Атланте или Сиднее?", "Какой бой в Сиднее был самым трудным?" и "Что представляет собой Кубок Баркера?" Поэтому давайте я сразу отвечу на все. Победа в Атланте далась намного труднее, прежде всего в психологическом плане. Самым трудным поединком в Сиднее стал полуфинальный - с чемпионом мира из Румынии Дорелом Симоном; Кубок Баркера - это чаша с фигуркой боксера, которая содержит три килограмма серебра. Награда эта переходящая, так что, независимо от того, буду ли я выступать на следующей Олимпиаде или нет, все равно поеду в Афины для того, чтобы передать Кубок будущему лауреату. Но сначала выгравирую на нем свое имя и, если получится, изготовлю копию.
- Честно говоря, ожидал, что самым трудным вы назовете свой второй бой на Олимпиаде с азербайджанцем Русланом Хаировым. Кстати, о чем вы подумали, когда за десять секунд до финального гонга судья дал вам необоснованное предупреждение и счет стал равным - 10:10?
- Мысль была одна: "Неужели я заслужил поражение? Разве я что-то плохое кому-то сделал? Ну ладно, раз заслужил, значит получай - так Богу угодно". Но, к счастью, пронесло: судья в ринге поднял мою руку. Кстати, после этого главный тренер сборной Хромов сказал мне, что я стану олимпийским чемпионом. На мои возражения, дескать, впереди еще бой с румыном, Николай Дмитриевич ответил одной фразой: "Ты его сделаешь, он твой!.."
МОЙ ТАЛИСМАН - ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ
- Тридцать шесть лет назад, когда Валерий Попенченко стал первым отечественным боксером, завоевавшим Кубок Баркера, журналисты написали, что он "промчался по своему весу, не оставив наследников". Кого вы считаете своим наследником в категории 67 килограммов?
- В первую очередь назову Тимура Гайдалова, у которого в прошлом году незаслуженно отняли золотую медаль на чемпионате мира. Очень перспективный боксер подрастает в Москве - ученик заслуженного тренера России Олега Меньшикова Володя Носов, который стал чемпионом страны нынешнего года.
- Если бы на Олимпиаде вручали два Кубка Баркера, кому бы вы дали второй?
- Безусловно, Саше Лебзяку. Он прошел эту Олимпиаду, по меткому выражению Хромова, как нож сквозь масло.
- В Сиднее у вас был талисман?
- Мой талисман - это жизненное кредо: люби людей, делай как можно больше добра, и это добро к тебе вернется.
- Скажите, как вы обычно празднуете Новый год?
- Каждый раз по-новому. Я вообще люблю спонтанность. Не исключено, что двадцать первый век встречу в… роддоме, поскольку моя жена Катя в конце декабря должна родить.
- Ждете сына?
- Врачи говорят, что должна родиться девочка. Но все в конечном счете решит Бог.
- Вы верующий человек?
- Да.
- Говорят, что в Сиднее, в Олимпийской деревне, существовало специальное место, где каждый верующий мог пообщаться с Богом?
- Не знаю, я там не был. Но молился каждый день. Молился не для того, чтобы пришла победа, а для того, чтобы я был ее достоин.
- Какой тост вы произнесете первым за новогодним столом?
- Тост за счастье. Это короткое слово, но в нем - все.
Олег САИТОВ
Бокс. Весовая категория 67 кг. Родился 26 мая 1974 года в Новокуйбышевске. Рост 178 см. Вес 67 кг. Студент 5 курса факультета журналистики Казанского государственного университета. Член сборной России с 1992 года. Бронзовый призер чемпионата мира 1993 года. Серебряный призер чемпионата мира 1995 года. Чемпион мира 1997 года. Чемпион Европы 1998 года. Двукратный олимпийский чемпион (1996, 2000 гг.). Обладатель Кубка Баркера. Тренер - Игорь Уткин.
Кубок Вала Баркера, учрежденный в 1936 году, присуждается самому техничному боксеру Олимпийских игр.
1936 - Луис Лауриа (США), наилегчайший вес,
1948 - Джордж Хантер (ЮАР), полутяжелый вес,
1952 - Норвел Ли (США), полутяжелый вес,
1956 - Дик Мак-Таггарт (Великобритания), легкий вес,
1960 - Джованни Бенвенути (Италия), 2-й полусредний вес,
1964 - Валерий Попенченко (СССР), 2-й средний,
1968 - Филип Варуинги (Кения), полулегкий вес,
1972 - Теофило Стивенсон (Куба) - тяжелый вес,
1976 - Ховард Дэвис (США) - легкий вес,
1980 - Патрицио Олива (Италия) - 1-й полусредний вес,
1984 - Пол Гонсалес (США) - 1-й наилегчайший вес,
1988 - Рой Джонс (США), 2-й полусредний вес,
1992 - Роберто Баладо (Куба), супертяжелый вес,
1996 - Василий Жиров (Казахстан), полутяжелый вес,
2000 - Олег Саитов (Россия), 2-й полусредний вес.
Примечание. В 1936, 1968 и 1988 гг. Кубок получили бронзовые призеры Игр.