Александр Прокопьев: Мы должны смыть позор с нашей команды

news

Александра Прокопьева можно назвать старожилом сборной России, он проводит в ее составе восьмой сезон. Форвард омского "Авангарда" - капитан главной команды страны, и на нем лежит двойная ответственность за себя и за своих товарищей, за выступления российской дружины. В разговоре о будущем национальной команды ее лидер не стал бросать слов на ветер, обещая разорвать соперников на глазах у московских болельщиков. России было дано обещание, что сборная приложит все силы, чтобы реабилитировать национальный вид спорта после унижения в Санкт-Петербурге.

МЕСТА В СБОРНОЙ ДЛЯ ПАТРИОТОВ

- В сборной России я с 1993 года, многое видел, многое пережил, - начинает свой рассказ Александр Прокопьев. - Мы не добились на этом этапе громких побед. И все эти годы во мне живет нереализованное желание: выиграть наконец-то медали чемпионата мира. Кубок "Балтики" - очередной этап подготовки сборной к мировому первенству в Германии. Сейчас перед нами стоит конкретная задача - выиграть московский турнир и побороться за общий успех в Евротуре. После того, что случилось в Санкт-Петербурге, мы обязаны реабилитироваться в глазах болельщиков.

- Так что же все-таки произошло в городе на Неве?

- Много факторов можно назвать, говоря о причине нашего провала. России пророчили победу задолго до старта чемпионата мира. Мы легко выиграли первую игру у французов, и у нас возникло чувство, что мы действительно на голову выше остальных. В состоянии эйфории трудно перестроить сознание. Поэтому, когда не смогли одолеть швейцарцев, согласитесь, не самого сильного соперника, команда рассыпалась. Выходит, что у тех же чехов или словаков желание выиграть было больше, чем у нас. Независимо от того, из НХЛ или из Чехии они ехали в сборную, они думали только об игре. Можно списать нашу неудачу на пресловутый русский характер, привычку совмещать приятное с полезным. Но ведь этим нельзя оправдаться за национальный позор!

А на деле действительно получилось так, что некоторые игроки приехали в Россию первым делом решать свои проблемы, а уж потом вникать в дела сборной. Я не знаю, почему в сборной оказались люди, которые уже месяц не играли, не тренировались, но, несмотря на это, для них были забронированы места. Если легионеры сильнее, пусть доказывают свое превосходство на льду. Те ребята из российских клубов, которые прошли через этапы Евротура, месяц готовились, удачно провели товарищеские игры накануне ЧМ, остались не у дел. Они говорили тогда, что в сборную больше не приедут, но, видимо, играть за Россию для них большая честь, поэтому они снова здесь.

- Какое настроение царило в тренерском штабе накануне ЧМ?

- Я знаю точно, что тренеры опасались повторения австрийского варианта образца 1996 года, тогда у России собрался сильный состав, приехали легионеры из НХЛ. Однако из-за околохоккейных дел, в том числе по причине несоблюдения в сборной спортивного режима, мы остались без медалей. Чуть-чуть не хватило, чтобы занять второе место.

- Выходит, наши легионеры, отрабатывающие миллионные контракты в НХЛ, не готовы защищать честь российского флага?

- Я не стал бы обобщать. Думаю, что в сборной всегда найдется место таким игрокам, как Алексей Яшин, который всегда готов помочь своей стране, независимо от своих планов, невзирая на личные проблемы.

ИЗ ЭЛЕКТРОСТАЛИ В "ДИНАМО" ТРАНЗИТОМ ЧЕРЕЗ ЦСКА

- Были ли у вас такие моменты после тяжелых поражений, когда в голову лезли неприятные мысли о неправильном выборе профессии?

- Я никогда не жалел о том, что стал хоккеистом. Хотя, пожалуй, был один момент, когда в душе у меня возникло сомнение. Это было еще в Электростали, в команде юниоров. Мы проиграли тогда Нижнему Новгороду в стыковых матчах и не попали в финал чемпионата страны. Не знаю почему, но я настолько остро и тяжело переживал неудачу, что мама, которая никогда не одобряла моего увлечения, стала уговаривать меня оставить спорт. Но все же я настоял на своем, наверное, в силу характера, закаленного еще в детской школе, на тренировках у Владимира Мариничева.

- Ваш путь в большой хоккей начинался в подмосковной Электростали…

- Да. В спортшколе нашу команду ребят 1971 года рождения возглавлял Мариничев, который отличался требовательностью и строгостью. Он воспитал в нас трудолюбие, ведь работали мы больше всех, тренировались даже тогда, когда все остальные отдыхали. Впоследствии я не раз вспоминал строгого наставника из детской команды добрым словом. Его уроки помогли мне без труда приспособиться к жестким и требовательным тренерам команд мастеров.

- Затем в вашей биографии наступил московский этап…

- Из электростальской команды я уехал "служить" в калининский СКА МВО, а потом в ЦСКА, где застал Павла Буре, Валерия Каменского, Андрея Коваленко, сегодняшних звезд НХЛ. После армии вернулся в Электросталь. У меня был действующий контракт с "Кристаллом", когда Георгий Журавлев, селекционер московского "Динамо", предложил мне переход в стан бело-голубых. В Электростали не хотели отпускать меня, и поэтому мой переход ознаменовался небольшим конфликтом между бывшим клубом и "Динамо", который вскоре благополучно разрешился.

Кстати, в это же время я имел возможность уехать в Америку играть за "Форт-Уэйн", но посчитал, что "Динамо" солиднее, чем младшие заокеанские лиги. Тренером бело-голубых в том сезоне был Игорь Николаевич Тузик, он подобрал мне партнеров по тройке: Вову Воробьева, сейчас играющего за "Северсталь", и Валеру Белова, нынешнего капитана и играющего тренера подольского "Витязя". В следующем году главным у нас стал Владимир Голубович. С ним я отработал еще два года, после чего уехал в чешский клуб "Витковице".

ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ЧЕШСКОГО ПИВА И СОСИСОК!

- Чем был вызван ваш отъезд?

- Хотел попробовать себя в другом хоккее, да и контракт по тем временам предложили солидный. В "Витковице" мы оказались с Димой Ерофеевым. Поначалу было очень нелегко: я скучал по дому, по друзьям, буквально висел на телефоне. Когда приносили счета за переговоры, чехи, увидев сумму, делали огромные глаза, столь велико было удивление. Постепенно, конечно, освоился. Общаясь с местными ребятами, стал понимать язык, сам более или менее заговорил. Пришлось привыкать к переменам и в профессиональном плане: пятидесятикилометровые велосипедные кроссы по горам во время предсезонки были для нас в диковинку. Приезжали мы с Димой, сами понимаете, последними, что давало чехам повод для насмешек: мол, русские богатыри каши мало ели! Но когда мы вышли на лед и стали забивать, отношение к нам изменилось. Так все вошло в свою колею. В Чехии я провел два года.

- К какому выводу вы пришли, сравнивая чешский и российский хоккей?

- В Чехии сильнейшие игроки собраны в четырнадцать команд Экстралиги, по-моему, больше и не надо. Российскую Суперлигу тоже необходимо сокращать. Стоит ли держать в числе ведущих клубов бессмысленный балласт? Помните, количество участников главного дивизиона нашего хоккея переваливало аж за двадцать?! Хоккей от этого не выигрывает.

В чешских командах не по четыре-пять звеньев, как в России, а по три, которые и играют весь сезон. Кроме того, на первом плане индивидуальные действия, и уровень мастерства игроков достаточно высок. Наш хоккей - командный как на льду, так и за его пределами. Большинство российских клубов работает в системе сборов, гораздо больше времени уделяя тренировкам. Тогда как чехи живут дома и, по-моему, даже не слышали о сборах. В общем, я бы сказал, подход к делу у них совершенно иной. Пожалуй, более профессиональный.

- Прожив в Чехии два года, вы все-таки вернулись в Россию. Почему?

- Если бы остался в Чехии еще на пару сезонов, весил бы, наверное, килограммов сто, а то и больше! (Смеется). На пиве, да на сосисках быстро набираешь массу.

В конце сезона 1997-98 гг. мне поступило предложение от Зинэтулы Билялетдинова вернуться в "Динамо". Да и по дому соскучился. Ко всему прочему из "Витковице" стали уходить опытные ребята, осталась одна молодежь. Москвичи предложили мне неплохие условия, и я вернулся. Билялетдинов сразу поставил меня в первое звено к Петренко и Афиногенову, плюс защитники Хаванов и Марков. Так возникла ударная пятерка "Динамо". В том сезоне мы много забивали, да и вся команда выступала неплохо. Правда, неудачно провели финалы Евролиги и чемпионата России, уступив в них "Магнитке". Зато следующий год стал для "Динамо" золотым.

КОНТРАКТЫ НАДО ВЫПОЛНЯТЬ!

- Почему же после столь долгожданного успеха команда распалась?

- Я не могу говорить за других, отмечу только, что четверо уехавших в НХЛ - Марков, Хаванов, Харитонов, Еремеев - имели полное право попробовать себя в богатейшей лиге мира.

А причину моего перехода из "Динамо" в омский "Авангард" я не скрываю: невыполнение контрактных условий. Я терпел два года и решил, что больше ждать нет смысла, клуб не выплатил мне деньги, положенные по контракту, а также не решил, как указывалось в договоре, бытовые проблемы. Возможно, деньги - это весомая причина перехода игроков, но, думаю, главное - отношение, честное и профессиональное. Мы квалифицированно выполнили свою работу, завоевали "серебро", а затем и "золото" чемпионата страны. Со стороны руководства требовалось соблюдение условий контрактов, я думаю, в этом случае ребята не разъехались бы по другим клубам. Но если тебя обманули один раз, есть вероятность, что это повторится в дальнейшем.

- Какие условия пообещал вам Омск?

- Хорошие!

- Насколько?

- Скажем так, в два раза лучше, чем могло предложить "Динамо". Контракт сроком на два года с возможностью пересмотра через год обеими сторонами, кроме того, согласно договору, в мое пользование предоставлена служебная квартира. Провинция мне не в новинку, ведь в Чехии я жил совсем в маленьком городке. Безусловно, Омск с Москвой не сравнить. Но я быстро освоился в компании ребят, в свое время поигравших в "Динамо", а сейчас выступающих за "Авангард".

САМОЯ ЯРКОЕ СОБЫТИЕ - СВАДЬБА

- Ваша семья уехала с вами?

- Да, конечно. Со мной рядом моя жена Мария. Мы поженились этим летом, а познакомились на свадьбе у Бори Зеленко, где Маша была подружкой невесты. Моя жена умница и красавица, человек, которому я полностью доверяю. Наша свадьба - самое яркое событие в моей жизни. Это мой второй брак, от первого у меня осталась дочь - первоклассница Кристина, которая живет со своей мамой.

- Вы не задумывались о том, что ждет вас в будущем, когда закончите играть?

- Я не ставлю для себя возрастных рамок, но наша профессия непредсказуема. Любая травма может поставить крест на карьере. А что потом? Надеюсь устроиться в жизни так, чтобы другая работа приносила мне такое же удовольствие, как и хоккей. Возможно, открою свой бизнес, благо у меня есть друзья, на помощь которых я рассчитываю в дальнейшем. Но заранее планов не строю, ведь стоит мне что-то загадать, а уж тем более заранее похвалиться - пиши пропало, ничего не получится! Как в жизни, так и в хоккее. Поэтому даже перед игрой со слабым противником никогда не говорю, что выиграем. А уж накануне ответственного матча и вовсе стараюсь соблюдать особый ритуал: начиная с самого утра делаю то же самое, что в тот день, который был для меня удачным. Даже на обед ем такое же блюдо.

- И помогает?

- Помогает, да еще как! Наверное, потому что верю.

ШТРАФУЮТ НЕ ТОЛЬКО НА ЛЬДУ

- Выходит, вы суеверны?

- Получается, что да.

- А азартны?

- В меру. Стараюсь держать себя в руках, хотя иногда увлекаюсь. В азартных играх мне не везет - проигрываю чаще, чем выигрываю. Дополнительную долю адреналина получаю за рулем своего "Вольво", за что частенько расплачиваюсь штрафами. Но тоже знаю, где можно рисковать, а где стоит перестраховаться. Слава Богу, в серьезные аварии сам не попадал. Но был причастен к одному происшествию на дороге. Еще при Голубовиче "Динамо" поехало на товарищескую игру в Воскресенск. Дело было зимой. Так как Электросталь и Воскресенск находятся в общем-то не далеко друг от друга, я отправился туда на своей машине, чтобы после игры поехать домой. Мы немного отстали от клубного автобуса: нас остановила ГАИ за превышение скорости. Стоим, беседуем с представителями правопорядка. И тут видим, по встречной полосе летит машина, тормозит около нас, и водитель в панике кричит: "Езжайте скорее, там впереди автобус перевернулся!" Гаишник отдает мне документы, и мы едем дальше. И издалека я вижу картину: в кювете на боку лежит наш автобус, а из него выбираются перепуганные ребята. Чудом обошлось тогда без серьезных травм. Только у Игоря Бахмутова были проблемы с коленом. Оказалось, на узкой дороге автобус не разминулся с грузовиком и, уходя от удара, свалился в кювет.

Александр ПРОКОПЬЕВ
Родился 10 июня 1971 года, мсмк, нападающий. Воспитанник электростальского хоккея. Выступал за "Кристалл" (Электросталь), СКА МВО (Калинин), "Корд" (Щекино), ЦСКА (Москва), "Витковице" (Чехия), "Динамо" (Москва). Сейчас-в "Авангарде" (Омск).
Чемпион МХЛ 1995. Серебряный призер МХЛ 1994, 1996. Обладатель Кубка МХЛ 1996. Чемпион России 2000. Призер чемпионата Чехии: серебряный 1997, бронзовый 1998. Участник чемпионатов мира 1995-97, 1999, 2000. Второй призер Кубка Европы 1994. Второй призер Евролиги 1999. Капитан сборной России. В чемпионатах страны провел 335 матчей, забросил 78 шайб. В сборной провел 105 матчей, забросил 19 шайб.

Новости. Архив