Крамник: так хочется нормальной жизни!

news

С победой 25-летнего российского гроссмейстера Владимира Крамника над 13-м чемпионом мира Гарри Каспаровым в историческом лондонском матче на стыке столетий произошла не просто смена одного чемпиона другим. Эта победа знаменовала смену эпох, открыв новую эру в шахматном мире.

Восемь месяцев назад, 17 апреля, Владимир Крамник был гостем нашей редакции и, отвечая на вопросы читателей и журналистов по "Горячей линии", пообещал сделать все, что в его силах, чтобы выиграть матч у Гарри Каспарова: "Для меня это, возможно, единственный шанс в жизни, и я постараюсь его использовать".

Сегодня Владимир Крамник уже в новом качестве делится своими впечатлениями о матче, отвечает критикам, в числе которых и Гарри Каспаров.

ШАНСЫ ПРЕТЕНДЕНТА

— Перед матчем мне казалось, что мои шансы значительно выше, чем думало большинство любителей шахмат и самих шахматистов. Дело в том, что я считал, что могу бороться с Каспаровым по меньшей мере на равных. Что же касается вопросов психологии и дебютной подготовки, то здесь немного опасался: в дебюте очень трудно противостоять Каспарову, да и психологически было тяжело, учитывая недостаток матчевого опыта. Откровенно говоря, я не знал точно, чего ожидать, хотя понимал, что борьба будет очень сложная и равная. Тем не менее верил, что могу выиграть.

КТО "СУШИЛ" ИГРУ?

После матча многие шахматные специалисты (в том числе из лагеря Каспарова) обвиняли Крамника в том, что он сознательно "сушил" игру, играя черными. Это сделало многие партии чрезвычайно скучными и привело к снижению интереса любителей шахмат к матчу.

— Это не совсем так. Дело в том, что белый цвет — это довольно большое преимущество, и потому играющий белыми как бы несет ответственность за развитие партии. Возможно, мои черные партии и были в какой-то степени скучноваты, хотя для настоящих ценителей шахмат, для профессионалов было много интересных моментов. Моя главная задача была все же связана с удержанием позиции, а то что Каспарову не удалось белыми завязать острую, интересную борьбу — это его проблемы. Когда же я играл белыми, то практически все 7 партий получились очень интересными и напряженными. Поэтому мнение многих специалистов (в том числе из лагеря Каспарова), что я пытался как-то "засушить" игру, не соответствует действительности. Например, 7-я и 13-я партии (белыми играл Каспаров) закончились на 11-м и на 14-м ходу, так что трудно понять, кто пытался "засушить" игру. Я же шел белыми на полнокровную борьбу, давил в каждой партии.

Для меня стало большим сюрпризом, что Каспаров раз за разом шел в "берлинский" эндшпиль. Потому что есть шотландская партия, есть много интересных сложных дебютов, где невозможно поменять ферзей и сделать быструю ничью, где черные должны идти на полноценную и острую борьбу. Я думаю, что Каспаров уклонялся от острых позиций потому, что знал о моей готовности играть очень острую "шотландку", гамбит Эванса, итальянскую партию. Просто, ценя логику в шахматах, Каспаров не мог отказаться от объективно лучшего эндшпиля, ведь это значило отказаться от испанской партии в целом, а "испанка" — главный дебют в ответ на "е5". Поэтому упреки в попытке "засушить" игру совершенно необоснованны. Во всяком случае, я делал это не в большей степени, чем мой соперник.

"СУПЕРБРИГАДА" КРАМНИКА

После матча Гарри Каспаров обвинил Владимира Крамника в том, что ему помогал слишком большой отряд шахматистов, не являвшихся официально его секундантами. В сущности, Крамнику помогала половина Олимпийской сборной России.

— Это отчасти правда, но я не вижу здесь ничего предосудительного, поскольку большинство профессионалов болело за меня, и я это чувствовал. Но их помощь необязательно была шахматного плана. Например, с Морозевичем мы не занимались шахматами перед матчем, но иногда вместе ужинали, и он что-то рассказывал о Каспарове, отмечая его слабые места, то есть давал дружеские советы. То же самое с Борисом Гельфандом. Что же касается тех людей, которые помогали мне в период полугодичной подготовки перед матчем, — они были в Лондоне. Это Бареев, Лотье, Ильескас и гроссмейстер из Воронежа Владимир Беликов. Поэтому рассказы, что у меня была какая-то супербригада, как во времена Карпова, — это неправда.

Вообще, у меня со многими шахматистами дружеские отношения, и мы часто перезваниваемся, обмениваемся идеями, но при этом никакой коммерции, никакой выгоды. Поэтому я был очень удивлен столь бурной реакцией Гарри Кимовича.

КТО БЫЛ ЛУЧШЕ ПОДГОТОВЛЕН В ДЕБЮТЕ?

После матча многие специалисты считали, что Гарри Каспаров был недостаточно хорошо подготовлен в дебютной стадии, что и явилось причиной его поражения в матче. У Владимира Крамника прямо противоположное мнение.

— Я не думаю, что Каспаров был подготовлен в дебюте хуже меня. Если объективно рассматривать те позиции, которые возникали по выходу из дебюта, то этого никак нельзя сказать. Он получил явный перевес в 3-й, 5-й, а также в 15-й партии. Кроме того, черными он имел "лучше" в 8-й партии и еще — в 14-й. То есть в пяти партиях из пятнадцати у Каспарова был ощутимый перевес. У меня же кроме второй партии, где мне удалось "выловить" Каспарова в защите Грюнфельда, реального перевеса в дебюте не было. Кстати, эта новинка (11.Лb7!) у меня пролежала больше года, и я почти забыл про нее, то есть специально к матчу она не готовилась. После этого хода позиция не выходила за рамки оценки "минимальное преимущество белых", и если бы Каспаров после 16.Сd5 и сыграл 16…Фd2, а не 16…Сс3, белые так и остались бы с минимальным перевесом. Поэтому говорить о том, что партия была выиграна по дебюту, неправильно.

ПЛАНЫ ЧЕМПИОНА

Хорошо известно, что сразу после Нового года Крамник сыграет ставший уже традиционным матч с венгром Петером Леко в "быстрые шахматы", а затем в Голландии примет участие в супертурнире в Вейк-ан-Зее с участием почти всех сильнейших шахматистов мира. Однако компания BGN ("Интеллектуальные игры") предложила Владимиру сыграть еще в одном матче…

— Это будет матч с суперкомпьютером типа "Дип Блу", но гораздо более сильным. Для меня это очень важный матч, и я считаю, что у меня есть шансы победить.

Кстати, руководство BGN собирается в середине 2001 года провести отборочный цикл по стройной системе с участием более 30 сильнейших гроссмейстеров мира. После серии матчей к семерке победителей добавляется финалист предыдущего цикла (в данном случае Каспаров) и восьмерка претендентов в два круга выявляет сильнейшего, который затем участвует в матче на первенство мира. То есть старая добрая система, которая давно не применялась. Ориентировочно отборочный цикл намечено провести летом 2001 года в Аргентине. Я думаю, если руководство BGN сможет организовать матч на первенство мира, атмосфера вокруг шахмат станет значительно чище. А одна из моих задач, которые я теперь себе поставил, — это как раз стремление наладить нормальную жизнь в шахматном мире, страдающем от отсутствия единства. Именно поэтому я советовал руководству BGN встретиться с руководством ФИДЕ. Это две реальные силы в мире шахмат, и они по крайней мере не должны враждовать.

Новости. Архив