Саркисян ставит "Локомотиву" "хорошо"
Вчера футболисты "Локомотива" перебрались из Марбельи, расположенной на Средиземноморском побережье, в Мадрид. До матча вице-чемпиона России с "Райо Вальекано" остаются считанные часы. Корреспондент "Советского спорта" был единственным представителем российских СМИ, воочию наблюдавшим за подготовкой "Локо" к ответному матчу Кубка УЕФА.
Еще накануне прилета в испанскую столицу главный тренер "Локо" Юрий Семин признал:
— Наш стартовый состав на матч сейчас определен фактически уже на 90 процентов. Осталось только принять решение относительно одной-двух кандидатур.
Действительно, при всем богатстве выбора, а в сборе участвовали 24 футболиста, включая, правда, не входящего в заявку Алексея Косолапова и просматриваемых потенциальных новичков — бразильца Сезара и либерийца Смита, — тренерский штаб железнодорожников сейчас располагает весьма ограниченным подбором игроков, способных провести весь матч на пределе сил (иначе рассчитывать на успех в Мадриде не приходится).
С кандидатурой голкипера и так все ясно — Руслан Нигматуллин уже практически здоров. А на десять вакансий в поле претендуют прежде всего 12 футболистов. Те самые, которые работали перед отлетом в Мадрид в облегченном режиме (Семин дал им отдохнуть после солидных нагрузок в первую неделю сборов). К этой группе относятся следующие игроки: Чугайнов, Дроздов, Черевченко, Пашинин, Евсеев, Сенников, Маминов, Харлачев, Саркисян, Булыкин, Джанашия и Терехин.
Еще один претендент на место в стартовом составе — Нижегородов. Он вовсе не тренировался в последние дни сбора — футболист повредил икроножную мышцу. Однако функциональная подготовка этого защитника, по заверению врача "Локомотива" Александра Ярдошвили, вполне позволяет ему отыграть сегодня всю встречу, если, разумеется, боль в ноге утихнет и Нижегородов сможет действовать с максимальной самоотдачей.
Что же касается возможных тактических построений железнодорожников, то здесь вопросов еще меньше. На протяжении всего сбора в Марбелье Семин наигрывал в первом составе команды двух форвардов. Сперва это были Булыкин и Терехин, затем — Джанашия и тот же Булыкин. Предпочесть вариант с одним форвардом означало бы для тренерского штаба "Локомотива" преподнести сюрприз не только соперникам, но и своим футболистам. Это было бы крайне рискованно. Так что остается предугадать, каким образом Юрий Семин и Владимир Эштреков предпочтут выстроить игроков в центральной зоне полузащиты. Две вакансии в ней должны занять Саркисян, Харлачев или Маминов. У каждого из них есть свои козыри. Маминов отличается умением выдать точный оригинальный пас, Харлачев способен неожиданно сам обострить игру, а Саркисян отличается универсализмом — он легко может сыграть и под нападающими, если тренеры откажутся от варианта с двумя опорными полузащитниками.
С учетом всех упомянутых раскладов можно рискнуть назвать стартовый состав "Локомотива" на сегодняшний матч: Нигматуллин, Черевченко, Чугайнов, Нижегородов или Пашинин, Дроздов, Сенников, Харлачев или Маминов, Саркисян, Евсеев, Булыкин, Джанашия.
САРКИСЯН ГОТОВ ИГРАТЬ НА ЛЮБОЙ ПОЗИЦИИ
Мнения футболистов "Локомотива" о специализации Саркисяна на поле разделились практически поровну: одни считают его форвардом, другие — полузащитником. Что ж, в нынешнем сезоне Альберт действительно стал едва ли не самым универсальным игроком команды. И в сегодняшнем матче в Мадриде при обилии в "Локомотиве" травмированных игроков готов сыграть практически на любой позиции в средней линии и в нападении.
— Альберт, вы долго формировались как футболист?
— Футболом я начал заниматься рано, когда мне шел седьмой год. И затем все десять лет проучился в специализированной школе "Эльбрус". В Нальчике их было сразу две — кроме той, в которой занимался я, еще и спартаковская. За школьные годы я успел прочно вжиться в футбол.
— Я помню, как в 80-е годы ходили легенды, будто Кабардино-Балкария является нефутбольным регионом, несмотря на то, что нальчикский "Спартак" выступал в первом дивизионе союзного чемпионата. Достаточно авторитетные люди рассказывали, что даже летом в столице республики мальчишки гоняли шайбу прямо на асфальте клюшками, а то и палками. Вы с чем-то подобным сталкивались?
— Лично мне такое наблюдать не приходилось. Может, и находились какие-то чудаки, бегавшие с клюшками по асфальту, но мне они не встречались. Я не могу припомнить, чтобы хоккей в Нальчике был очень популярен. У нас ведь и зимы в привычном для большинства граждан России понимании не было. Да, снег иногда выпадает, но быстро сходит.
— Дебют во взрослом футболе сложился для вас легко?
— Первый матч в чемпионате страны за "Спартак" я сыграл, когда еще не закончил школу. Играли мы тогда в Нальчике с командой из Азова. Матч, по-моему, закончился вничью — 1:1. Только вот лично мой дебют получился неудачным. Меня поставили на фланг полузащиты, и мой "друг" — я так своих коллег-соперников называю — забил нам гол.
— Но все-таки в "Спартаке" вы быстро закрепились?
— Уже после того, как закончил школу. У нас в "Эльбрусе" тогда был сильный выпуск. И несколько человек из него попали в "Спартак". Мою дебютную неудачу никто не вспоминал, тренеры мне доверяли, и вскоре я заиграл в основе.
— Сейчас в "Локомотиве" определить ваше постоянное амплуа практически невозможно. А раньше оно у вас было?
— Меня всегда часто переставляли с места на место. В юношеских турнирах даже на позиции либеро довелось поиграть. Так что и во взрослом футболе у меня никогда не было постоянно закрепленного за мной амплуа. Вот и в "Локомотиве" я начал играть на фланге, а позднее стал выходить на поле в качестве нападающего. Перемена эта произошла после того, как меня в сборной Армении выдвинули на острие атаки.
— Вы ведь никогда в Армении не жили. Играть за ее национальную сборную согласились без колебаний?
— Еще когда я играл в Нальчике, руководители армянской федерации начали вести со мной переговоры. Будучи гражданином России, я понимал, что в сборную своей страны вряд ли когда-нибудь пробьюсь — конкуренция за место в ней очень высока. Поэтому и принял армянское футбольное гражданство четыре года назад. Хотя и Юрий Семин, и Владимир Эштреков мне тогда не советовали так поступать. В принципе, я не жалею о том, что сделал это.
— Вы что же, еще тогда были знакомы с Семиным и Эштрековым?
— Да, ведь Владимир Хазраилович сам родом из Нальчика. Очевидно, тренеры "Локомотива", пока я выступал в "Спартаке", следили за моей игрой. Мы периодически перезванивались, они давали мне различные советы.
— То есть ваше приглашение в "Локомотив" было предопределено?
— В летний период дозаявок 1997 года мной, кроме "Локомотива", всерьез интересовалась еще и "Алания". Однако клуб, в котором я сейчас играю, очевидно, оказался тогда настойчивее и более оперативно решил все вопросы о моем переходе. Так я оказался в Москве.
ЖЕНУ Я ПОХИТИЛ В ХАСАВЮРТЕ
— Из Нальчика уезжали с легким сердцем?
— Я понимал, что на новом месте мне будет нелегко. Но попробовать свои силы в классном клубе очень хотелось. И немного поразмыслив, я собрал вещи и уехал в Москву. Кстати, тренеры "Спартака" тогда поддержали меня морально.
— Как вас встретили в Москве?
— По-доброму. В "Локомотиве" коллектив всегда был дружный. И еще мне помогло то, что в команде тогда играл Хасан Биджиев. Он мне помог адаптироваться в клубе.
— Вы тогда один жили в Москве?
— Да, и сначала две недели провел на еще старой базе в Баковке. А потом мне предоставили служебную квартиру, где мы и жили первое время с женой, после того как я перевез ее в 1998 году в Москву.
— Рассказывают, что вы чуть ли не похитили ее у родителей. Неужели действительно все так и было?
— Да. С Джамилей мы давно познакомились в Нальчике. Но ее родители были против нашего брака и, когда я перешел в "Локомотив", увезли дочь в родной Хасавюрт — это в Дагестане, на самой границе с Чечней. Ну, а после окончания сезона за Джамилей из Нальчика отправился я. Поехал, конечно, не кратчайшей дорогой — через Грозный, а в объезд — через Ставрополье. Приехал в Хасавюрт, никого не предупредив. Там мы встретились с Джамилей, а ночью тайком уехали ко мне домой.
— Ее родители тогда не объявили о кровной мести?
— Нет, что вы! В конце концов они смирились с нашим решением. Мама Джамили даже к нам в гости потом приезжала.
СЕЗОН ПРОВЕЛИ НА "ЧЕТВЕРКУ"
— Какой сезон из проведенных в "Локомотиве" вы считаете лучшим для себя?
— Пожалуй, прошлогодний. Начинался он для меня тяжело, но затем я почувствовал свою игру, регулярно забивал. О других сезонах у меня не осталось особо приятных воспоминаний. К сожалению, в последние годы я был часто травмирован.
— Зато, возвращаясь после них в строй, вы быстро вновь пробивались в основной состав. И с внешней легкостью адаптировались на поле на любой позиции — и на фланге, и в нападении, и даже на месте инсайда. Вы все-таки считаете себя универсальным футболистом или какое-то амплуа для вас наиболее предпочтительно?
— По большому счету для меня нет особой разницы, где играть. Главное, чтобы для команды польза была.
— На правой бровке в "Локомотиве" обычно действуете либо вы, либо кто-то из номинальных защитников — Лаврик или Сенников. Можно ли заведомо утверждать, в зависимости от того, кто займет место на фланге — Саркисян или кто-нибудь из упомянутых ваших одноклубников, что Семин предпочел соответственно атакующий или оборонительный вариант?
— Да, безусловно. Формально-то мы выходим на одну и ту же позицию, но задания на матч получаем разные. Соответственно и акценты игры команды в целом смещаются к наступательному или оборонительному варианту. Но чаще все-таки я выхожу на поле на месте инсайда, а на бровке располагается кто-то из защитников. Тогда он на фланге, естественно, занимается больше оборонительными задачами, а моей задачей становится создание остроты то на бровке, то ближе к центральной оси.
— Фактически уже можно подводить итоги сезона. Как вы оцениваете выступления в нем "Локомотива" и свое собственное?
— Команда точно заслужила твердую "четверку". Несмотря на то, что она стала только второй в чемпионате России. Но все-таки выиграть Кубок страны — большое дело. А я провел сезон только на "троечку". Ведь длительных ровно отыгранных отрезков у меня не было — слишком много матчей пропустил из-за травм.
— Но еще один матч не сыгран.
— Да. И в нем мы должны поддержать престиж клуба и, конечно, всего российского футбола. Финиш сезона дается команде тяжело, но мы сделаем все, чтобы успешно сыграть в Мадриде.
— Планы на отпуск уже имеются?
— Конечно. За границу в нынешнем году мы с женой не собираемся. Три недели отпуска планируем провести в Нальчике у моих родителей. Я ведь к ним за весь сезон так и не выбрался. Тех двух дней выходных, которые были у нас после каждого тура, явно не хватало для того, чтобы повидаться, — самолет в Нальчик только раз в неделю летает. А пока после травм лечился, все время находился в стационарах.