Роман Березовский: Тяжело расставаться с "Зенитом"
В конце октября руководство ФК "Зенит" (Санкт-Петербург) решило не продлевать заканчивающиеся в этом году контракты с 26-летним вратарем Романом Березовским, 28-летним защитником Андреем Кондрашовым и с 25-летним полузащитником Денисом Угаровым. Последнего, однако, "реабилитировали", на днях Денис подписал двухгодичный договор с клубом, а Березовский и Кондрашов выставлены на трансфер. Наш корреспондент побеседовал с любимцем невских болельщиков Романом Березовским, благо человек он искренний и, как говорится, камня за пазухой не держит.
— Роман, как вы лично восприняли решение клуба?
— Это было как снег на голову. Прошло уже немало дней, я как-то успокоился. Что ж, в наше время нужно быть готовым к любым поворотам.
— Чем мотивировали данное решение в ФК "Зенит"? Наверное, "снижением спортивных показателей"?
— Я разговаривал с тренерами и понял, что в "Зените" просто делают ставку на молодежь. В этом году многие наши футболисты начинали выходить на поле в основном составе, но не все играли постоянно. Ну, и я попал в подобную ситуацию. Естественно, как-то повлияла на мою игру смерть отца. В мае я летал в Ереван на его похороны. А потом травма… Как начался год, так он и прошел. Я отнюдь не суеверен, но утверждают, что високосный год удачен не для всех, да еще конец века…
— Наверное, сказалось и то, что летом сорвался ваш, запланированный клубом, отъезд во французский "Сент-Этьен", который аннулировал предварительное соглашение?
— Приятного было мало. Меня не устраивали условия, которые отличались от тех, что были предложены весной. Саша Панов отправился в "Сент-Этьен", и у него там далеко не все гладко. Мне остается только жалеть о потерянном времени и потраченной нервной энергии.
— Напомните, когда вы впервые появились в основном составе "Зенита"? И сколько матчей провели за команду города на Неве?
— В 2000 году я сыграл за "Зенит" 12 матчей, а вообще около 130. Я играл за армянские команды, за петербургские "Космос-Кировец" и "Смену-Сатурн" — полсезона, в 1995 году. А в "Зенит" я пришел в 94-м. Мой самый первый матч в высшей лиге был в стартовом туре чемпионата 1996 года, 2 марта. В Петербурге еще снег лежал. На 58-й минуте нашей игры с "КамАЗом" меня выпустили вместо Сергея Приходько. Сейчас он работает с голкиперами "Зенита". К той минуте мы выигрывали — 2:1. А через десять минут в наши ворота был назначен пенальти. Камазовец Евдокимов направил мяч в угол, но я его отбил. Мы победили.
— Помнится, и в том, дебютном сезоне, и в следующем 97-го года, вы были признаны лучшим футболистом "Зенита". Наверное, этому в какой-то степени способствовало ваше умение отражать удары с 11-метровой отметки?
— Вполне вероятно. В 96-м году мне не забили три из пяти пенальти, на следующий год — пять из шести, правда, один или два мяча попали в штангу. Были и отраженные послематчевые пенальти, например, осенью 98-го года, в кубковой встрече с саратовским "Соколом". Но они не в счет: когда идут такие серии, вратарю психологически легче, чем в игре. Ты уверен, что хотя бы один мяч из пяти тебе не забьют.
— Что скажете о молодых голкиперах "Зенита" Вячеславе Малафееве и Дмитрии Бородине?
— Самые добрые слова. В этом сезоне они достойно защищали цвета "Зенита". С Малафеевым я знаком не первый год. Он воспитывался в питерской футбольной школе "Смена", выступал в команде
"Зенит-2". Исключительно трудолюбивый парень, очень прыгучий. Он отлично действует на линии ворот, его реакции могут позавидовать многие мастера вратарского дела. Думаю, что Слава будет прогрессировать. Бородину 23 года. Он на пару лет старше Малафеева. До перехода в "Зенит" Дима играл в петербургском "Локомотиве", уверенно отражал пенальти. У обоих вратарей "Зенита" есть много общего и что-то свое. Желаю им удачи.
— В тех матчах, которые вы сыграли в минувшем сезоне за "Зенит", на рукаве вашего свитера была капитанская повязка...
— Ее мне доверили сами ребята. Меня выбрали капитаном на предсезонном сборе в Голландии, а вице-капитанами команда назвала Андрея Кобелева и Александра Горшкова. Очень жаль, что Андрея и Сашу преследовали травмы. Хочу надеяться, что в будущем сезоне все у них будет нормально.
— Грустно расставаться с "Зенитом"?
— Нет слов. Утешаю себя тем, что поиграл в хорошей команде, которая представляет такой город, как Санкт-Петербург. Это большая честь. Здесь едва ли не самые преданные команде болельщики. Лично у меня было множество искренних поклонников, и они остались, хотя в этом сезоне я играл не лучшим образом. До конца жизни не забуду годы, проведенные в "Зените".
— С 1996 года вы, Роман, были основным голкипером в сборной Армении. Специалисты говорили, что в каждом ее матче вы спасали закавказскую команду от верных голов. Например, в прошлогодних поединках со сборной Украины (0:0 и 0:2). Нынче в отборочном матче чемпионата мира с норвежцами (0:0) вы тоже сыграли превосходно, вас хвалили, а во втором туре с украинцами что-то не заладилось?
— Я бы так не сказал. Да, мы вели, причем со счетом 2:0, но проиграли — 2:3. Первый мяч мне забил Шевченко метров с 17 — Андрей попал в девятку. Мне был прикрыт обзор. В такой ситуации Шевченко "поймал" бы любого голкипера. Это случилось перед самым перерывом. 2:1 в нашу пользу. В раздевалке главный тренер сборной Армении Варужан Сукиасян устроил команде разнос, просто орал. Ребята начали психовать, дергаться. Не надо, наверное, кричать на игроков, это вредно. В итоге — 2:3. На следующую игру, со сборной Белоруссии, меня даже не включили в заявку. Одна игра перечеркнула все, что было сделано раньше. Думаю, что время все расставит по своим местам.
— И последний, тривиальный вопрос: каковы ваши планы, Роман?
— С профессиональной точки зрения последние года два я не могу записать себе в актив. Надо возвращать то лучшее, что было. До конца этого года у меня действующий контракт с "Зенитом". Подыскиваю новый клуб. Хотя я привык к постоянству, но в данном случае смена обстановки может дать какой-то толчок. В футбольной жизни немало таких примеров. Наверное, к новому году я определюсь. Но, повторяю, "Зенит" не забуду никогда.
Виталий Мутко, президент ФК "Зенит":
— У Ромы Березовского заканчивается контракт, а подобный тому, который у него был, мы предложить не можем. В ближайшее время ему поступит очень серьезное предложение от очень серьезного клуба. Я считаю, что Березовский — это вратарь европейского уровня. В последние два года произошел у него какой-то психологический спад. Не было конкуренции, кроме Вячеслава Малафеева. Перед сезоном-2000 мы пригласили в команду двух молодых голкиперов — Дмитрия Бородина и Александра Макарова. В наших планах было то, что Березовский будет играть за французский "Сент-Этьен", а потом, возможно, перейдет в английский "Арсенал": "Сент-Этьен" является фарм-клубом "Арсенала".
Мне кажется, что в профессиональном плане мы все делали правильно. Договорились с футболистом, он выбрал себе агента. Из нескольких предложенных ему клубов Березовский выбрал "Сент-Этьен". Мы пригласили в Санкт-Петербург руководителей французского клуба. А Роман вместе со мной ездил в город Сент-Этьен, прошел там углубленное медицинское обследование. Все ему понравилось. Он подписал предварительное соглашение, а потом был подписан соответствующий документ обоих клубов.
Ну а дальше… Или это недоразумение, или некая тактическая хитрость со стороны французов. Они хотели, чтобы Березовский стал иностранцем. Но он является гражданином России, к тому же выступает за сборную Армении. Третьего не дано. Контракт был аннулирован. Сказалось ли это на стоимости Березовского как игрока? Не думаю. А некоторые не слишком удачные игры Романа в этом сезоне не должны повлиять на его профессиональную судьбу.
Дмитрий Давыдов, защитник "Зенита":
— Хороший вратарь Рома Березовский. Надежно, на "пятерку" с плюсом, стоял он в воротах "Зенита" несколько сезонов. Немножко надломили его всякие передряги. Вдруг в "сдаче" игры заподозрили Романа, ни за что ни про что очернили. А потом — семейное горе, да не одно, травма, запутанная ситуация с зарубежным клубом… Все разом свалилось, не смог он сразу взобраться на прежнюю высоту. Не до конца в него верили, при первой же неудаче меняли. Нынешний сезон был практически потерян для Романа, а ведь возможности у него колоссальные. Клубу, который пригласит Березовского, можно только позавидовать.
А если говорить о Роме как о человеке, то добрый он, отзывчивый, всегда поможет. Не случайно перед началом сезона-2000 мы единогласно, а это показатель доверия, выбрали его капитаном команды. Желаю Роме удачи. Чтобы он нашел "свою" команду, чтобы так же радовал болельщиков, как он радовал поклонников "Зенита". Хороший вратарь доставляет любителям футбола не меньше, а, пожалуй, гораздо больше минут радости, чем иные форварды.
Сергей Осипов, защитник "Зенита":
— Только теплые слова могу сказать о Роме Березовском. И как о спортсмене, и как о человеке. За те годы, что я в "Зените", абсолютно ничего не было у него негативного, одни только плюсы. В этом году в игровом плане Роману было очень тяжело. Я его понимаю, может быть, как никто другой. Искренне сожалею, что Рома уходит из нашей команды. Всего самого лучшего хочу ему пожелать. Чтобы все сложилось хорошо, чтобы он добился больших успехов. 26 лет для вратаря — это не возраст!
Роман БЕРЕЗОВСКИЙ Родился 05.08.74 г. Вратарь, рост — 189, вес — 88.
С 1991 по 1993 год выступал за армянские команды "Кашкагорц" и "Сюник", в высшей лиге Армении сыграл 22 матча, пропустил 42 мяча. С 1994 года — в "Зените" (Санкт-Петербург). Провел в высшем дивизионе 114 матчей, пропустил 107 мячей (2-й результат среди игроков клуба). Рекордсмен "Зенита" по числу проведенных матчей без пропущенных мячей — 45 (11-й результат в чемпионатах России).