Сотрудники МУРа среди хулиганов-отморозков

news

Отношения футбольных фанатов и милиции в современной России — это настоящая затяжная война. Длится она не один год, а с начала девяностых. Нынешний футбольный сезон получился особенно бурным с точки зрения конфликтов фанатов и милиции. Поэтому мы решили дать слово всем лицам, заинтересованным в разрешении данной проблемы: и милиции, и фанатам. Кроме того, мы публикуем специальный комментарий юриста по данному вопросу.

В ГУВД НЕ ЗНАЮТ, СКОЛЬКО В МОСКВЕ ФАН-БРИГАД И КАК ОНИ НАЗЫВАЮТСЯ

Раньше делами фанатов занимался ООП — отдел общественного порядка при ГУВД города Москвы. Но в данное время тема "вооруженных конфликтов" фанаты — милиция стала настолько актуальной, что потребовалось новое ведомство, более глубоко занимающееся данной проблемой. И в апреле этого года оно, наконец, было создано — Управление информации и связей ГУВД с органами государственной власти и общественными объединениями, призванное в милицейско-фанатских противоречиях защищать правых и наказывать виноватых. Вопросы, волнующие футбольных фанатов, мы обсудили с заместителем начальника этого ведомства, подполковником милиции Александром ОБОЙДИХИНЫМ, который занимается проблемой взаимоотношений футбольных болельщиков с органами правопорядка.

— Александр Юрьевич, так чем же занимается ваше ведомство?

— Мы пытаемся найти общий язык с болельщиками, правда, пока ведем работу только с официальными фан-клубами. В основном со спартаковским. Его глава Леонид Романов имеет нашу рацию и, по моим данным, 300 бойцов в Службе безопасности, которая помогает нам поддерживать порядок на матчах. Если начинается какая-то заварушка, то сперва сотрудники Службы безопасности пытаются нормализовать ситуацию, разъясняют хулиганам, что за ними внимательно следят, и если те не прекратят беспорядки, то в дело вмешается милиция.

Мы учимся у зарубежных коллег. Я знаю, как полицейские работают с болельщиками испанской "Барселоны", английских "Ливерпуля" и "Манчестер Юнайтед", голландского "Аякса". Там сил правопорядка в подобных делах задействовано гораздо меньше. Все основано на разъяснительной работе. Кроме того, продолжаем делать все возможное, чтобы покончить с хулиганством на трибунах. Ведь поведение этих "отморозков" вредит порядку, отпугивает нормальных людей от посещения стадионов. Многое в нынешнем сезоне уже сделано. На главной арене страны — "Лужниках" — установили несколько камер, которые позволяют вовремя вычислить зачинщиков беспорядков на трибунах. Тем самым мы видим тех, кто провоцирует милицию и ОМОН антимилицейскими песнями и кричалками. И уже знаем в лицо кое-кого из тех, кто на каждом матче создает пожароопасные ситуации, поджигая на трибунах кресла, бумагу, устраивает дымовые завесы. У них же нет ничего святого. Вы думаете, что хотя бы спартаковская атрибутика для этого хулиганья — святое? Ничего подобного! Знаете два знаменитых на весь мир гигантских спартаковских полотнища, которые расстилают за воротами? Так вот, даже на них бросали петарды, хотя на каждой игре мы настойчиво просим этого не делать. И в нескольких местах полотнища прожгли! Если стоять рядом, то некоторые обожженные места так и бросаются в глаза.

— Не секрет, что все заварушки на трибунах во время матчей устраивают так называемые "правые" фанаты, которые фан-клубы вообще презирают. А почему же тогда на них не оказывается никакого влияния?

— А как их можно перевоспитать, как найти общий язык? Они совершенно не хотят разговаривать с милицией.

Слышал, что существуют фанатские бригады. А как называются? Этого я не знаю. До конкретного их изучения наша организация еще не дошла. Ведь милиция действует только в плане обеспечения общественного порядка, а не для выявления подпольных хулиганских объединений. Но не думаю, что все эти "бригады" стоит воспринимать всерьез. Нет сейчас кружков, спортивных секций, детям нечем заняться, вот они и ударяются в фанатизм. Я считаю, необходимо наладить работу с подростками по месту жительства. В этом году в каждом округе Москвы мы создали рабочие группы — так называемые "группы по хулиганам" по 3-4 человека.

ФАЛЬШИВЫЕ БИЛЕТЫ ОТ "ЛОКОМОТИВА"

— Много конфликтных ситуаций возникает из-за проблем с билетами. В частности, перед матчем 1-го тура "Локомотив" — ЦСКА на один и тот же сектор было распространено билетов больше, чем положено, что привело к давке и столкновениям болельщиков с милицией.

— Билет можно сделать на цветном ксероксе. У меня есть данные, что на каждом матче Лиги чемпионов из 80 тысяч зрителей 2-3 тысячи проходят по фальшивым билетам. За руку, к сожалению, пока еще никто не пойман. Но следствие ведется. Кстати, есть данные по прошлому сезону, что в изготовлении "лишних" билетов было замешано руководство стадиона "Локомотив".

Проверка билета длится считанные секунды. Что, на свет его просматривать в темноте? А сзади напирает многотысячная толпа. Зрителей нужно быстро пропустить, не создавая заторов. Из-за тех, кому все же посчастливилось пройти по "фальшивке", и создаются на секторах так называемые "аншлаги". Из этой ситуации пытаются найти выход — специально не продают билеты на первые шесть рядов каждого сектора, чтобы в случае чего разместить там "лишних" зрителей.

ГДЕ ИСКАТЬ СВОИ ВЕЩИ?

— Существует ли официальное постановление, в котором четко определено, что можно проносить с собой на стадион, а что нет?

— Да, есть один документ ПФЛ — так называемая "Инструкция по стадионам". В нем перечень тех предметов, которые подлежат обязательной конфискации. Прежде всего это взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества. То есть те же петарды и дымовые шашки. Хотя бенгальские огни проносить можно.

— А почему же на входе всегда отбирают сигареты и спички, расчески, журналы?

— На разводах всем сотрудникам милиции дают строгий наказ, что собственность нельзя изымать. Это уголовно наказуемо. Нужно только просматривать. Я сам лично неоднократно пресекал конфискацию зажигалок и сигарет. Но, с другой стороны, в сигаретную пачку нетрудно засунуть небольшую по величине петарду. И пока существует такая ситуация, рекомендую всем, кто идет на футбол: не берите расчески, журналы, брелки на цепочках. Прессу некоторые умники пропитывают селитрой, и из газет и журналов получаются приличные факелы. Ведь милиционер при проверке на входе как мыслит: сто забрали, значит, легче будет следить за порядком, сто газет, журналов уж точно не подожгут. Скажем, пластиковые бутылки проносить разрешено. Но приходится каждую открыть, понюхать содержимое, попробовать. Поэтому, конечно же, легче запретить. Со стороны кажется, что досмотреть легко всех. Но когда идет масса (скажем, "самая фанатская" трибуна "В" в "Лужниках" вмещает около 15 тысяч)… Представьте, одним и тем же сотрудникам милиции в течение часа придется досмотреть 15 000 человек — это же невероятно. При том, что ближе к началу матча народ все прибывает и прибывает. Такое количество невозможно как следует проконтролировать. Тем не менее разных самодельных заточек, ножей и прочего подобного хлама на каждом матче отбираем несколько сотен. Все лишние вещи, включая сумки и портфели, по инструкции, должны сдаваться. На "Динамо" есть камеры хранения. А в "Лужниках" все складывается в специальные полиэтиленовые контейнеры. После матча болельщики могут прийти и забрать свои вещи на том входе, где оставили.

— Говорят, то, что сдашь, потом не найдешь, ведь после матча под плотным конвоем всех гонят к метро, и ни шагу назад?

— Обязаны вернуть, иначе они просто преступают закон. Но если кто не успел забрать свои вещи в день матча, то он может обратиться в администрацию стадиона. Все вещи, которые не разобрали после игры, сваливаются в общий мешок.

— Если при входе такой строгий контроль, как же все-таки удается проносить взрывоопасные предметы?

— Очень просто. Ни для кого не секрет, что для таких целей используют своих боевых подруг. Петарды девчонки прячут во все укромные места. И как тут быть? Конечно, их обыскивают женщины-милиционеры. Но как-то некрасиво лезть в нижнее белье. Еще и в присутствии нескольких тысяч мужиков. Так что ситуация безвыходная.

"МЕНТЫ" СРЕДИ ХУЛИГАНОВ

— Нельзя не отметить еще один шаг навстречу болельщикам, сделанный в этом сезоне, — считает Обойдихин. — Убрали извечное фанатское "раздражение" — омоновцев — за пределы стадионов. Да и сотрудников милиции только по краям секторов сейчас ставим, в гущу фанатов они не бросаются. И на уступки определенные все-таки пошли, которых раньше, кстати, не допустили бы: разрешили болельщикам стоять (хотя существует официальная инструкция, согласно которой стоять во время матча запрещено — раз есть кресла, зрители должны сидеть). Разрешаем громко кричать, проносить трещотки, дудки. А на тот сектор, где сидят ребята из спартаковского фан-клуба, в следующем сезоне разрешим носить с собой 2-3 барабана.

— Теперь я вам поведаю о новых и весьма действенных мерах борьбы со всякого рода футбольным хулиганьем, — продолжает Обойдихин. — Благодаря этим новшествам нам удалось вычислить некоторых лидеров, в этом году двое даже сели в тюрьму за хулиганство. Так вот, теперь на каждом матче присутствуют сотрудники Московского уголовного розыска. И вот наш фирменный метод, внедренный в практику со второго круга нынешнего сезона: сотрудники МУРа притворяются "фанами-отморозками", надевают атрибутику, если надо, "для выполнения боевого задания" запросто могут вместе с фанатами "принять на грудь". И потом с красными мордами пойти на фанатский сектор, где будут себя вести, ни в чем не уступая матерым "отморозкам". Если надо, и в драках будут участвовать, чтобы быть в эпицентре событий. И тем самым без особых проблем, что называется, в упор увидеть тех, кто все это начал. Дальше остается только арестовать, выяснить адреса и принимать меры. И болельщиков призываем нам содействовать, сообщать имена хулиганов, места их сборищ.

— То есть "закладывать"?

— Не "закладывать" и "стучать", а именно помогать нам. Ведь из-за них страдают нормальные люди, которые уже боятся ходить на стадионы.

Так вот, благодаря такому нововведению нам удалось предотвратить кровопролитие в Сокольниках, куда, по данным наших агентов, уже начали стекаться группы молодежи в клубных шарфах, причем и невооруженным глазом было видно, что большинство из них пьяны и настроены весьма агрессивно. Удалось задержать 146 человек. Кроме того, предотвратили межфанатское побоище на улице Яблочкова. И на станции метро "Краснопресненская", где после матча ЦСКА — "Динамо", по нашим данным, "спартачи" поджидали "динамиков". Тем не менее нашей организации еще многого не хватает. Особенно остро ощущается нехватка служебных собак, чтобы лучше организовать досмотр. На гигантской арене "Лужников" работе милиции помогает всего одна собака. И видеокамер только десять — нужно гораздо больше. Тем более что качество их съемки намного хуже отснятого, скажем, телевизионными камерами.

— В следующем сезоне вы будете бороться с беспорядками новыми методами?

— Да. На хулиганов у нас довольно большая база данных. Собираемся делать фото тех, по чьей вине клуб заплатил крупные штрафы. У каждого московского стадиона повесить стенд, похожий на те, на которых написано: "Их разыскивает милиция". На этой своеобразной "Доске почета" будут красоваться портреты людей, виновных в нарушении общественного порядка на стадионах, и сведения о них. Правда, больше подойдет, наверное, такой общий заголовок стенда: "Они позорят родной клуб!" Кроме того, во время матчей фотографии хулиганов будут демонстрироваться на табло, а диктор по стадиону будет объявлять их фамилии, чтобы обратить внимание всего стадиона.

Новости. Архив