Олег Романцев: Нам не надо стесняться своих намерений

news

Главный спартаковец рад, что его подопечные заговорили о победе в лиге чемпионов

Олег Романцев, отмечая всю важность предстоящего матча и осознавая его сложность, не высказал серьезных опасений за итоговый результат. Главный тренер "Спартака" остался доволен состоянием готовности своих игроков.

ЗА СВОИМИ АКТЕРАМИ С ПАЛКОЙ НЕ БЕГАЮ

Год назад, когда "Спартак", как и сейчас, готовился к своему последнему матчу сезона за границей, мы с Романцевым точно так же встретились в холле гостиницы, в которой проживали красно-белые. Тогда у Олега Ивановича под глазами вырисовывались мешки — очевидное последствие бессонницы, да и в целом настроение у него было неважнецкое. Чувствовалось, что спартаковский рулевой очень сильно переживает за исход поединка с "Лидсом". Вчера же все было по-другому. Олег Иванович находился в явно приподнятом состоянии духа и никак не производил впечатления уставшего человека, что он сам и подтвердил, усмехнувшись тому, как накануне проспал все свободное от дел команды время. Нельзя сказать, что он не переживал за исход матча с "Лионом" (в противном случае это был бы уже не Романцев). Но несмотря на одиннадцатый месяц беспрерывного футбола, на двухнедельное отсутствие игровой практики, на дисквалификацию Ананко и многое-многое другое, в нем ощущалась несгибаемая вера в своих ребят. Кажется, если бы предстояло встречаться не со скромным "Лионом", а с грозным "Лацио" или, скажем, "Манчестером", уверенности бы меньше не стало.

— Такой тяжелейший год у вас выдался. Неужто не устали?

— Я терплю. Мне пока нельзя расслабляться, потому что мое состояние передается футболистам. В эти последние дни какого-то упадничества или так называемого чемоданного настроения я не замечаю ни у ребят, ни у себя.

Мы не думаем об отпуске, а только об игре. Так что сил до финального свистка у нас хватит, а потом их уже, наверное, не останется.

— В 1998-м в Испании и в 1999-м в Англии игроки с трудом передвигали ноги. В чем видите причину того, что на этот раз все по-другому?

— У сегодняшней команды большая сила воли. На другое я бы не грешил. Футболисты становятся более профессиональными. Они понимают, что дойти надо до конца.

— Значит, не случайно ваша команда в рейтинге CNN на данный момент занимает седьмое место в Европе?

— Я никогда на всевозможные рейтинги не обращал внимания и уж тем более не придавал им серьезного значения. Тем не менее мне приятно за российский футбол, за наш клуб, за нашу работу, за тренеров других отечественных команд, ведь мы все же представляем один чемпионат. И тут не столь уж важно, какое место на самом деле мы занимаем, тем более это все условно, важно, что за рубежом нас стали уважать.

— Вы рассуждаете, как опытный имиджмейкер.

— Над имиджем я не работаю. Никаким популизмом не занимаюсь и никогда над этим не задумывался. Я такой, какой есть. Подстраиваться под кого-то, кому-то пытаться понравиться или, наоборот, не понравиться — не в моем стиле.

— Сравнение с имиджмейкером, по всей вероятности, оказалось не самым удачным. А вы сами какую бы параллель провели? С представителями какой профессии у вас есть сходство?

— Футболист тот же актер, только его сцена — зеленое поле. Он так же готовится, репетирует. Тренер же в какой-то степени похож на режиссера. Он пытается свое видение футбола воплотить в жизнь через игроков. А те, как актеры, выходят на поле, чтобы демонстрировать зрителям свое искусство.

— В моем представлении режиссеры по своей натуре — метатели молний.

— Не думаю, что все они такие уж деспоты. У каждого находящегося на руководящей должности свои методы работы с людьми. Все зависит от личности — от личности режиссера, тренера. Какой он в жизни, такой и в деле. У меня, например, все построено на полном доверии и на взаимоуважении. А взаимоуважение как раз и дает дисциплину. Если игроки уважают и себя, и тренеров, значит, дисциплина будет хорошая. И здесь уже не нужно за ними следить и с палкой бегать.

— То есть сейчас, в период огромного ажиотажа вокруг команды, вам не приходится удерживать почву под ногами игроков, они это делают сами?

— Если бы началась звездная болезнь и отношение к футболу у них изменилось, то результата бы у нас не было. А он есть. Мы привыкли довольствоваться малым. Один раз выиграть у кого-то маститого, а потом до следующего матча ходить нос задирать и думать, что уже всего добились, — сегодняшнему "Спартаку" это чуждо. Ребята очень быстро переживают победы и уже на следующую тренировку приходят собранными и ответственными.

— Спартаковцы потихонечку начали говорить о победе в Лиге чемпионов. Это хорошо или плохо?

— Конечно, хорошо. Для того чтобы чего-то достичь, и надо ставить высокие цели. А чтобы случайно чего-то выиграть? Такое крайне редко бывает. Аппетит приходит во время еды — и это не пустая фраза. Да, мы посмотрели на одни из лучших команд Европы, которые, не стесняясь, говорят о претензиях на этот титул. Мы с ними или на равных играли, или побеждали их, так почему же нам стесняться своих намерений?

— Как вы воспринимаете то, что ваши игроки накануне важных матчей нередко заявляют о том, что они победят? Для России это прежде было нехарактерно, это уже веяние Запада.

— Я таких заявлений не слышал. По крайней мере мне ребята ничего подобного не говорят. А в принципе ничего плохого в этом нет, главное, чтобы эти претензии не оказались голословными. Уверенность необходима, но она должна быть обоснованной и не переходящей в самоуверенность. Если эти критерии соблюдаются, то пусть говорят.

НЕ ХОЧУ ДЕЛАТЬ ИЗ ТИТОВА ВТОРОГО РОМАНЦЕВА

— В начале августа вы сетовали на то, что в "Спартаке" не видно лидеров. Сейчас и Титов, и Парфенов весьма заметны. Проблема отсутствия вожаков уже не стоит?

— Лидерами становятся не по назначению тренера, они выявляются в процессе работы. Без них нельзя. Такой большой коллектив постепенно сам их выдвигает. И лидеры заслуживают этого своей игрой и прежде всего отношением к делу. Постепенно они становятся и неформальными вожаками. Для меня это очень важно.

— Благодаря им и вам легче?

— Конечно. Снимается очень много вопросов психологического порядка.

— Глядя на Егора, замечаете в нем какие-то свои черты?

— Нет и не собираюсь их разглядывать. Каждый человек сам по себе. И пытаться из кого-то сделать похожего на себя — это неправильно. Если б Егор был на кого-то похож, то он и не был бы Титовым.

— Титова или кого-то другого вы можете сейчас отметить по состоянию готовности?

— За то время, которое прошло после игры с "Арсеналом", каких-то глобальных изменений не произошло. Все примерно в том же тонусе и в том же состоянии, что и были. И это уже большое дело. Две недели без игровой практики в конце года — очень-очень тяжело. Это в середине сезона можно какие-то нагрузки дать для увеличения спортивной формы, провести ряд товарищеских матчей. А тут игры не особо желательны, потому что ребятки с января наигрались под самую завязку.

— Матч со сборной города Виши прошел с пользой? Дал ответы на некоторые вопросы?

— Игра с таким заведомо слабым соперником не могла дать ответы ни на какие вопросы. Слишком велика разница в классе, что, кстати, не так уж плохо. Ребята особо не напрягались, не выкладывались полностью, и при этом получили неплохой эмоциональный заряд. По себе знаю — две недели сплошных тренировок были бы слишком тяжелы. Ну и вдобавок в игре с таким соперником риск получить травму сводится к минимуму.

— И все же действия Евгения Бушманова на позиции либеро не насторожили?

— В таком матче какие-то вещи проверить практически невозможно. Ну слишком огромная разница в классе. Поэтому меня ничего не порадовало и ничего не насторожило. А на Бушманова я надеюсь.

— "Лион" в отличие от красно-белых играет без либеро. Линия французов и удобна и неудобна для "Спартака" одновременно. Можете сказать, что перевешивает?

— Нет. Могу сказать только то, что я лионцев еще ни разу не видел. Как всегда, буду изучать соперника в ночь накануне матча.

— Тогда же и найдете слова для предматчевой установки или они станут экспромтом?

— По-разному бывает. Иногда осознаешь, что нужно приготовить для ребят какие-то особые слова, чтобы помочь им как можно лучше настроиться. А иногда все получается само собой и ничего выдумывать не приходится. Как будет на этот раз, судить пока не могу. Это я пойму за несколько часов до установки. Надеюсь, чутье меня не подведет.

КАК БЫ ПОСЛЕ 5 ДЕКАБРЯ НЕ ПРИШЛОСЬ РАССТАВАТЬСЯ С ИГРОКАМИ

— Во Франции у вас был огромный успех со сборной, на клубном же уровне терпели неудачи — воспоминания двоякие?

— Я не делю страны на те, в которых мы удачно или неудачно играем. У меня никогда не остается тягостного впечатления от того места, где мы, скажем, проиграли, и никогда в случае нашей победы оно мне не покажется центром вселенной. Ко всем зарубежным государствам отношусь одинаково равнодушно.

— Если бы было необходимо, смогли бы жить во Франции?

— Конечно, нет. Моя родина — Россия.

— Скучаете по ней в поездках? Домой часто звоните?

— И скучаю, и звоню каждый день. Двое детей, и внучка, и жена — близкие люди. Как же можно не интересоваться, чем они дышат? О семье не думать невозможно. Это основное. Футбол всего лишь работа, пускай и очень любимая.

— Семья ждет не дождется вашего отпуска. Уже решили, как его проведете?

— Сейчас жена решает. Мне-то все равно. Главное, поехать куда-нибудь погреться. Уже всех предупредил, что буду десять дней отсыпаться на пляже. На футбол постараюсь отвлекаться не больше, чем на полчаса в сутки. Надо созвониться с приглашенными игроками, поддержать тех, кто переживает за свое будущее. В общем, руку на пульсе держать все равно надо.

— "Созваниваться с приглашенными игроками" — это с кем?

— На сегодня мы подписали контракты пока только с тремя новичками — Бугаковым, Куприяновым и Цихмейструком. Ребята прилетали в Москву для беседы со мной. Когда смотришь в глаза людям, то понимаешь, чего от них можно ждать, чувствуешь настрой. Так вот, эти трое произвели на меня впечатление надежных людей. Мы на них можем рассчитывать.

— Как обстоят дела с приглашением в свои ряды так называемых "джокеров" — тех, кого вы хотите дозаявить в Лигу чемпионов?

— Пока трудно говорить что-то определенное. Сколько раз в моей практике было, когда уже обо всем договоришься и по сути уже считаешь человека спартаковцем, как в последний момент что-то срывается. Так что чего-то говорить я не буду, потому что я не отвечаю за то, как все обернется. Но новички еще обязательно появятся.

— Неудачная игра кого-то из ваших подопечных в матче с "Лионом" может привести к тому, что вы с кем-то из них расстанетесь?

— По ходу сезона недовольство кое-кем накопилось, и если человек 5 декабря подтвердит сложившееся негативное мнение, то почему и нет?

Новости. Архив