Хоккейная Россия прирастать будет североамериканской лигой
Ровно год назад в гостях у "Советского спорта" побывал вице-мэр Москвы Валерий Шанцев. Тогда он дежурил на "горячей линии" газеты и с честью выдержал шквал телефонных звонков не только москвичей, но и жителей всей России. И вот теперь первый заместитель премьера правительства Москвы любезно согласился принять руководителей "Советского спорта" в своем рабочем кабинете, чтобы ответить на вопросы, живо интересующие наших читателей. А началась беседа с просьбы подвести главные итоги минувшего года и рассказать о планах на будущее.
ДЛЯ СПОРТА - СВОЙ КУСОК ПИРОГА
- За это время изменилось очень многое, - сказал Валерий Павлинович. - Я сменил амплуа в правительстве Москвы. Раньше занимался социальной сферой, в которой спорту было отведено свое законное место. Но с начала 2000 года я отвечаю за экономическую политику правительства Москвы. Когда Юрий Михайлович Лужков предложил мне эту рокировку, я недолго думал: ведь если будут деньги, любую активную социальную политику можно осуществить. Возьмем тот же спорт. Если нам удастся значительно повысить доходную часть бюджета, то и на спорт уйдет больший кусок пирога. Да и на расходную часть можно посмотреть иначе: чтобы за те же самые деньги добиваться экономии за счет улучшения качества продукции. Вот это главные изменения.
- Как вы думаете, спорт в сегодняшней Москве (или, если хотите, в России) - выгодное в экономическом плане дело или нет?
- Нет. Именно в настоящее время невыгодное. Правда, у нас есть отдельные экономические направления, которые начали успешно развиваться. Это различного рода клубы оздоровительного плана. Они существуют на чисто коммерческих основах, имеют прибыль. И работают в основном на тех людей, которые имеют довольно серьезный достаток и чутко следуют моде на здоровье - а сегодня стало модным быть здоровым, спортивным. Отлично, если за счет средств, которые получены на этой коммерции, существуют детские и юношеские спортивные школы и массовый спорт. Вот это - будущее развитие модели, которую я хочу просистематизировать. А потом дать ее нашим специалистам, организаторам спорта, которые очень часто сетуют на то, что спорту без поддержки государства выжить невозможно. Вместе с тем я прекрасно понимаю, что ни в коем случае нельзя свертывать и государственную поддержку спорта.
- Мне кажется, "ярким" соединением экономики и спорта для многих стало размещение вещевых рынков на спортивных объектах. Нередко такое соединение вызывает отторжение у любителей спорта. В каком направлении, на ваш взгляд, надо работать, чтобы успокоить общественное мнение?
- От рынков в ближайшее время мы никуда не денемся. Особенно на крупных спортивных объектах. Потому что их экономика не стыкуется, эксплуатационные расходы, затраты очень велики, а прибыль тормозится из-за низких доходов населения. Возьмите проблему билетов на соревнования. Если установить цену на них, чтобы получилась окупаемость объектов, то на соревнования просто никто не придет. А что такое игра при пустых трибунах? Просто смешно! Один пример. Мы проводили финал Евролиги по хоккею. Президент ИХФ Рене Фазель говорит мне: "Валерий, мы вам дали такой бизнес! Вы эти деньги направите на детские и юношеские школы?" Я говорю: "Рене, мы потеряем сотни тысяч долларов на проведение этого чемпионата". "Как? - удивляется Фазель. - Немцы проводили полуфинал и то заработали 300 тысяч". Я его спрашиваю: "А сколько у немцев стоил входной билет?" Он говорит: "Двести марок". А у нас - 50 центов! Вот где мы проигрываем сегодня. Поднимется уровень благосостояния людей, тогда можно поднимать экономику спорта.
Мой взгляд на рынки такой: под них надо использовать не спортивные объекты, а территорию. Думаем, например, "Лужникам" выделить землю вне спортивного ядра. Пусть они этот рынок, имея соответствующий опыт, перенесут территориально и куют средства, в том числе и во благо спорта.
- Вождь мирового пролетариата Ленин обещал писателю-революционеру Риду заметно обустроить Россию за 10 лет. Сколько лет лично вы отводите проблеме рынков?
- Они могут уйти значительно раньше десятилетнего срока. Не так давно, например, мы перевели рынок из Дворца спорта "Крылья Советов" - его там больше не будет. Под него мы отдали другую территорию. Правда, должен признаться, ситуация с "Крыльями" не казалась нам сложной. Ведь рынок там экономически никак не был привязан к хоккею. Он был сам по себе, а хоккей - сам по себе. Вот я и принял волевое решение перенести его, а хоккей оставить на своем законном месте. Подобным образом можно поступать и в других случаях. С учетом, конечно, мнений людей, которые завязаны на проблеме. Надо понять, что они хотят: рынок или спорт? Если рынок, а спорт им "до лампочки", то вместо бесполезных увещеваний надо принимать решение. Но когда это позволяет закон, если, допустим, мы имеем дело с акционерным обществом с участием правительства Москвы или правительства России. Ну а если мы сталкиваемся с самостоятельной коммерческой структурой, то программа решения вопроса должна носить иной характер и просчитываться индивидуально.
НУЖНА ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
- Известно, что правительство Москвы потратило немалые средства на форму олимпийцам, которые выступали в Сиднее. А есть ли в Москве долгосрочная программа поддержки олимпийцев?
- Я глубоко убежден, что здесь не должно быть каких-то "кусочных" программ. Необходимо иметь общенациональную программу, которая бы складывалась в том числе из программ регионов. Я убежден, что нужно проанализировать ситуацию в каждом виде спорта по олимпийской программе. И наметить пути развития материальной базы, в том числе и в части экипировки спортсменов. Чтобы мы не попадали в глупое положение, когда надо ехать, а никто не знает, кто будет приобретать форму. Не говоря уж о том, где тренироваться.
К сожалению, мне не удалось побывать в Сиднее. Зато я был в Нагано. Сразу по возвращении оттуда я начал думать о шорт-треке. Почему нам не взяться за его развитие? А керлинг? Мы бьемся на хоккейной коробке за одну золотую медаль две недели подряд. А бабушки в очках из Соединенных Штатов выходят и такую же золотую медаль на том же самом льду увозят в Америку. Сейчас в Зеленограде мы серьезно взялись за развитие керлинга. Может, и у нас найдутся энтузиасты, которые этот "блин", разметая метелочками лед, приведут к золотому финишу. Здесь истина довольно банальная: без развития материальной базы медалей не завоюешь.
Возьмем лыжные гонки. Почему финны сейчас всех обыгрывают? Может быть, и потому, что трубу построили искусственную. Вот и мы сейчас задумали в Битце один проект: построить подобную трубу с искусственным снегом. Чтобы можно было гонять там круглый год. В Митино собираемся открыть биатлонный стадион. А посмотрите на королеву спорта - легкую атлетику. Удивительное дело, но в Москве нет легкоатлетического стадиона - в прямом смысле этого слова. Возьмем финал "Гран-при". Я намучился, чуть не сорвали это дело. Оказывается, молот необходимо метать на той же самой чаше "Лужников". А там поле с подогревом. Да этот молот разобьет всю систему! Следовательно, нужно делать свой, специализированный стадион. Тем более что в мире проводится 226 легкоатлетических соревнований в год, где спортсмены, между прочим, могут зарабатывать себе на жизнь. Например, олимпийский чемпион, попавший только в заявку соревнований, получает 20 тысяч долларов. Вместо того чтобы просить у государства, ему достаточно на 5-10 соревнований заявиться, пробежать и принести себе доход. Но для этого нужно попасть в обойму этих соревнований. Значит, нужен свой легкоатлетический график - наподобие того, какой Москва имеет в теннисе.
И все же я должен подчеркнуть: абсолютно все проблемы спорта Москва просто не потянет. Нам должны в этом плане дать свой участок. Сказать: вот вы занимаетесь этим видом спорта, этим и этим. А дальше, поверьте, я знаю, как спланировать работу. Не надо быть большим специалистом, чтобы пригласить спортсменов, тренеров и понять, что нужно делать. Но хочу еще раз подчеркнуть: необходимы совместные усилия. Что-то можно развивать в Екатеринбурге, что-то на Южном Сахалине или на Северном Кавказе… Конечно, нужны государственные дотации, а также ресурсы регионов и финансовые вложения местных коммерсантов.
- Скажите, пожалуйста, кто должен собрать всех заинтересованных в развитии спорта лиц и сказать: ты, Москва, возьми столько-то, а Екатеринбург - столько?
- Слово здесь за Олимпийским комитетом и Госкомспортом. При этом они могут оттолкнуться от нашей московской программы, брать ее хоть целиком, хоть кусками. Главное - надо понимать, что мы используем те возможности, которые у нас есть.
- Ходят слухи, что "Формулу-1" могут сделать олимпийским видом. Москва не собирается пригласить ее к себе, трассу соответствующую построить?
- Да, у нас есть такие планы. Вообще, что касается планов, то их у нас, как всегда - громадье. Есть даже два варианта построения трассы. Один - в Нагатинской пойме, второй - в районе Шереметьева. Сейчас специалисты работают над нюансами. Так что выберем самый лучший проект, наляжем, а там реализуем и эту задачу.
ХВАТИТ БЫТЬ ПОСМЕШИЩЕМ ДЛЯ ЕВРОПЫ!
- Валерий Павлинович, любителям спорта вы хорошо известны не только в качестве одного из руководителей первопрестольной, но и как человек, возглавляющий хоккейную федерацию Москвы. Нас бы не поняли, если бы мы не коснулись проблем хоккея. Вас не тревожит тот факт, что Москва, имея клубы с феноменальной историей, может лишиться команды-чемпиона?
- Вопрос мне понятен. Но вы посмотрите на наши клубы. Допустим, "Динамо": общественная организация городского уровня. "Крылья Советов" - акционерное общество. ЦСКА Михайлова и Тихонова - акционерные общества… У них нет даже постоянных источников финансирования. Они просто объявили о своем создании и ищут спонсоров. Сегодня им помогает одна фирма, завтра - другая, послезавтра - третья. А на периферии, как правило, конкретная команда прикреплена к одному конкретному источнику финансирования. Это или тольяттинский завод, или Магнитогорский металлургический комбинат… Они все имеют дотацию. Москва же не в состоянии помогать всем профессиональным командам. И не потому, что бедна. Просто мы считаем, что вся цепочка проблем решается в России неправильно.
Возьмем тот же "Ак Барс". Конечно, Татарстан в состоянии найти деньги на одну команду и закупить московских игроков. И что вы прикажете нам делать? Повышать зарплату в том объеме, в каком это делают периферийные клубы? Над нами и так вся Европа смеется. Ну не стоят наши игроки таких денег! В Финляндии для того, чтобы дать по 100 тысяч долларов пяти игрокам национальной лиги, собирается федерация хоккея и пофамильно определяет уровень зарплаты. И это в рыночной экономике в хорошо обеспеченной стране! А у нас иные заключают контракт на 300 тысяч. Ну куда это годится?! Ведь мы профессору не в состоянии заплатить 3 тысячи рублей. Нет, это не наш путь! Лучше мы будем работать на молодежь. Формировать в школах молодое пополнение с тем, чтобы оно составляло основу московских клубов. Чтобы именно оно диктовало моду после того, как мы откажемся в мае следующего года от кабального договора с НХЛ, благодаря которому у нас без нашего желания отрывают людей. Возьмите ситуацию с "Динамо". Говорят, вратарь - полкоманды. Мы были абсолютно уверены в Еремееве - лучшем голкипере прошлого чемпионата, знали, что он никуда не уедет. И вот за 15 минут до окончания срока подписания контрактов в НХЛ ему позвонили из "Рейнджерса" и предложили контракт. Конечно, с НХЛ никакое "Динамо", никакой Магнитогорск не может сравниться. Он его подписал. Мы любим Виталика. Ну что ж, жизнь ему портить?! Он уехал. А вот играет он там или нет, ни я, ни все мы не знаем.
Вот почему нам крайне необходимо пересмотреть кабальный договор с НХЛ. И когда "Нью-Джерси" начнет разговаривать с "Динамо" так же, как с "Нью-Йорк Айлендерс", вот тогда будет порядок.
МИЛОСТИ ПРОСИМ, НХЛ!
- Как бы вы прокомментировали разговоры - иногда с отрицательным оттенком - вокруг строительства ледового Дворца для "Динамо"?
- Строительство стадиона "Динамо" - это объективная необходимость. Во многом еще и потому, что, на мой взгляд, не за горами расширение НХЛ. Я не знаю, как это будет выглядеть конкретно, но я все больше убеждаюсь, что североамериканская лига начнет конструировать Европейскую конференцию НХЛ. Первым делом они станут выбирать 8-10 команд из числа лучших на нашем континенте. Представьте себе, что они приедут в Россию. "Динамо" - известная команда. Известная во всем мире. А что она имеет? Стадиона своего нет, возможностей никаких. Значит, Россия останется на задворках НХЛ? Ведь если не "Динамо", то кто? В Магнитку будут летать? Не будут. В Казань? Нет. В Ярославль? Там гостиницы мирового класса нет. Но Россия не имеет права остаться без команды в этой конференции. Наши зрители, московские и российские, обязаны увидеть большой хоккей вживую. Поэтому я считаю, что нам просто необходимо через 2-3 года иметь в Москве профессиональный стадион по энхаэловским меркам.
- А если не будет Европейской конференции НХЛ тогда и Дворца не надо?
- Надо! Будет конференция или нет - не в этом только вся проблема. Нам давно пора вернуться к организации встреч с игроками НХЛ. Но они к нам сегодня не спешат, говорят: а куда к вам ехать? А мы им ответим: пожалуйста, вот Дворец, милости просим! И что бы мне ни рассказывали о Малой или Большой спортивных аренах, все это не то. Нужно смотреть вперед и работать на перспективу. Вот у "Динамо", я вижу, такая перспектива есть. Хорошая, мощная система подготовки высококвалифицированных молодых игроков и возможности с материальной базой. Имея приличную тренерскую школу, можно смело выходить на самый высокий международный уровень. Кто-то ведь должен взламывать эти границы?! Кому же, кроме "Динамо", этим заниматься? Я не вижу таких клубов.
ПОБЕДУ НУЖНО ПРОГНОЗИРОВАТЬ
- Расскажите о ваших самых сильных впечатлениях, связанных с олимпийским Сиднеем.
- К сожалению, мне не удалось, как я уже говорил, выбраться в Сидней, а говорить о том, что видел не в полном объеме, трудно. И все же самые яркие впечатления - это конечный результат. Поразили последние дни, когда буквально посыпались медали. Правда, я хотел бы здесь вернуться к началу нашего разговора. Одно дело, когда ты прогнозируешь победу, уверен в ней - пришел и сделал свое дело. А другое, когда ты как манны небесной ждешь, чтобы что-то случилось с соперником, чтобы где-то там кто-то подвернул ногу, споткнулся и так далее. Понимаете, нам нужна элементарная система. Спортсмены, даже самые великие, не повязаны навечно со спортом. Они приходят и уходят. А нам-то, что дальше делать? Система - где система, о которой говорят, например, китайцы? Они признают: "Мы взяли советскую систему и от нее не отступаем". Не потому ли они со своим специфическим ростом лучше нас сыграли в баскетбол? Впрочем, Сидней принес нам и приятные неожиданности.
- А как же быть с вашей любимицей Алиной Кабаевой?
- Кабаева уверенно проводила все эти сезоны, но совершила ошибки. Что тут скажешь - переволновалась. Я за нее, конечно, переживал. Но у Алины все еще впереди. А главное заключается в том, что победила-то наша Барсукова. Юля чуть постарше, так что у Кабаевой есть возможность на следующих Олимпийских играх завоевать "золото".