Геннадий Шипулин: Каждый год становлюсь папой Карло
На вопросы "Советского спорта" отвечает главный тренер сборной России и белгородского "Белогорья-Динамо", заслуженный тренер России, лучший тренер страны-1999 Геннадий Шипулин
- Геннадий Яковлевич, достаточно бегло взглянуть на "Белогорье-Динамо", чтобы понять: состав команды по сравнению с прошлым сезоном обновился процентов на 60. Но тем не менее ваши подопечные в большинстве матчей смотрятся совсем неплохо, а иногда выдают на-гора просто классную игру. Насколько тяжело в очередной раз лепить практически новую команду?
- Знаете, я, как папа Карло, чуть ли не каждый год вырезаю из сучковатого полена смышленого и ловкого Буратино. В прошлом году лепил-лепил национальную команду, слепил, вышло, вроде, удачно. Но "лепкой" я занимаюсь не из любви к чистому искусству, а потому, что мне очень хотелось на Олимпийских играх доставить истинную радость российским болельщикам. Что касается моей работы в клубе, то здесь ситуация сложилась не самым удачным образом - я не смог вернуть в Белгород игроков из-за границы. Пришлось создавать команду из "подручного материала", ведь многие игроки разъехались по зарубежным клубам. Сегодня на "поляну" фактически выходят вчерашние резервисты, многие из которых еще не нюхали настоящего пороху. Надо отдать должное руководству Белгородской области, спортивной общественности, рядовым болельщикам - все они прекрасно понимают сложившуюся ситуацию и не требуют от нас невозможного, хотя в душе каждый непременно хочет видеть нашу команду на высшей ступени пьедестала.
ПО ПРИМЕРУ КАРПОЛЯ
- Ничего странного, ведь вы сами годами приучили болельщиков к большим победам.
- Вы правы, приучили. У нас перед глазами хороший пример Николая Карполя: игроки в его "Уралочке" меняются, а класс игры остается высочайшим. Поэтому его команда - бессменный чемпион страны, как в советские времена ЦСКА у мужчин.
Да, в этом сезоне я действительно обновил всю команду. Конечно, мы пока далеки еще от того рисунка игры, который приносил нам "золото" и кубки. Идет каждодневная кропотливая работа. Сегодня утром я пришел на тренировку в костюме и при галстуке, но это совсем не значит, что я не контролирую весь процесс. До нашей беседы я уже дал своим помощникам, включая руководителя комплексной научной группы, очень твердые "указивы". А то есть в волейболе такое расхожее выражение, что тренер в галстуке как бы ситуацией не владеет. У нас по-другому: каждый специалист получает от меня конкретные задания, а я контролирую всю учебно-тренировочную работу.
БЕЛГОРОДСКИЙ ТРАМПЛИН
- Я знаю, что областные руководители, начиная с вашего губернатора, в волейболе разбираются тонко. Они на вас не в обиде, что команда сейчас не в лидерах?
- Вопрос, по-моему, поставлен чуть-чуть некорректно. Наша команда пока в стране первая, а цыплят на Руси считают по осени. Пока идет предварительный этап чемпионата и "Белогорье-Динамо" держится в первой пятерке. Но тем не менее определенное беспокойство, не скрою, есть. Только сегодня у меня дома раздалось несколько звонков, люди говорили, что ерзают на скамейке, когда смотрят игры. Я посоветовал им не ерзать слишком сильно, иначе придется во Дворце спорта сиденья менять. Сказал им, что сам ерзаю, сам волнуюсь, но головы не теряю. Наша главная задача на первом этапе - попасть в шестерку. Не могут игроки вопреки всем законам спорта наладить полное взаимодействие за несколько дней. Я сам ездил в Питер за Сидельниковым. Случилась у нас беда: пришлось отпустить Костю Ушакова, потому что обещали дать ему возможность поиграть за рубежом. Вся федерация волейбола клятвенно это обещала. А в итоге пострадал я и мой клуб, хотя мы условия двухлетнего контракта выполнили для Кости за год. Он поднял у нас свой имидж, защищая цвета чемпиона России на международной арене. В ЦСКА у него такой возможности не было, а Белгород стал для Ушакова хорошим трамплином. Правда, в Кремле, на приеме у президента России, я сказал Косте, что без него тяжело. Долго мы судили-рядили, но сошлись во мнении, что Костю надо отпускать. Не смог я вернуть и Вадима Хамутцких. Ну не разродились еще мои спонсоры! Чтобы возвращать домой "иностранцев", нужны приличные средства, которых на тот момент в клубе не было. Самое неприятное, что мне долгое время не говорили ни да, ни нет, лучше бы заявили прямо: не рассчитывай, Шипулин, на нас. Нет, до сих пор то о первой декаде речь, то о третьей, но все без толку. Так и тянут кота за хвост по сей день. Я, честно говоря, просто поражен. А верни я своих игроков из Италии, может быть, и не было бы той трагедии с Сережей Тетюхиным и Ромой Яковлевым. Их жены на меня страшно обижаются. Конечно, я переживаю. С другой стороны, менталитет у российских игроков таков, что, как во времена Чернышева и Тарасова, их надо все время держать на сборах, контролировать, чтобы они режимили. Подготовка должна быть централизованной. Мне 46 лет, и меня в этом никто не переубедит. Именно поэтому я всегда добивался результата. Возьмите того же Вадика Хамутцких, который пришел ко мне перворазрядником, а через пять лет ушел заслуженным мастером спорта. Так вот, его жена не имеет права говорить, что только в Турции они почувствовали свободу. Вадик, мол, на сборах не живет, каждый день видит дочку, а в Белгороде - система колониальная, игроков держат в лесу, в общем, чуть ли не крепостное право. А останься Тетюхин и Яковлев тут, ничего бы не произошло, я знаю этих ребят "от и до".
О КАРЛИКАХ И ВЕЛИКАНАХ
- Что дала вам Олимпиада как главному тренеру клубной команды?
- Моя деятельность в национальной команде изменила мои взгляды на работу. До прихода в сборную я был одним, сегодня стал другим. Естественно, работа с игроками в клубе сильно отличается от работы в сборной, отличаются сами люди. Сборники - независимые, богатые, достаточно самоуверенные, прочно стоящие на ногах, не нуждающиеся ни в чем. Заставить их работать, найти к каждому подход - настоящее искусство. В клубе с игроками разговаривать проще, многие из них по сравнению с тем же Русланом Олихвером - карлики. К сожалению, всего в сборной я не добился.
- Но на 95 процентов это удалось!
- Да, что-то получилось. Если вспомнить, какой была сборная до моего прихода и какая она сейчас, слова излишни. Конечно, многое из работы со сборной я переношу в клуб. Само собой ничего не приходит, кто-то, как сорока на хвосте, должен принести. Не зря я много ездил, многое подмечал. Я человек ищущий, я не стою на месте.
- Глаза горят, как и шесть лет назад.
- Горят, хотя иногда наваливается дикая усталость и хочется все бросить. Ан нет, утром просыпаюсь и все по новой!
- Давайте подробнее поговорим о сборной. Тренерский штаб останется прежним?
- Будет усилена вертикаль единоначалия, мы об этом договорились. Я дал "добро" на продолжение работы, хотя контракт еще не подписан. Я хотел бы работать с Владимиром Кондрой и буду его об этом просить. Юрий Сапега скорее всего будет менеджером команды. Кто-то еще будет Кондре помогать, есть несколько кандидатур, но называть фамилии пока преждевременно.
ПОПАДАНИЕ В "ЯБЛОЧКО"
- Итальянские специалисты будут вам помогать?
- Думаю, нет, мы подготовили своих. Я на это денег не жалею. У нас есть современная аппаратура. Опережая события и постоянно забегая вперед, я такую ситуацию предвидел. И снова попал в "десятку"! Помимо техники мы обладаем ноу-хау, шагаем в ногу со временем. Я привлек к работе кандидата наук, бывшего волейболиста Олега Сердюкова. Наша бригада, думаю, будет с успехом работать как на клуб, так и на Россию. Моя мечта, чтобы эти люди проводили семинары, готовили специалистов для всей страны. Наш волейбол должен подниматься на новые высоты, хотя и сегодня в мировом рейтинге мы первые. И хорошо, что наш Белгород тоже к этому руку приложил. Спасибо губернатору Евгению Савченко, это благодаря его дальновидности мы достигли таких успехов.
- Кто из олимпийского состава сборной в ней останется?
- Тяжелый вопрос. Я практически возвращаюсь к ситуации трехлетней давности, если не хуже. Многие игроки до Игр в Афинах карьеру в сборной завершат. Нам нужны стабильные игроки. Возьмем Илью Савельева. Прекрасный волейболист, но в Сиднее выдал только одну игру, этого мало. Мы сидели с президентом ВФВ Валентином Васильевичем Жуковым здесь, в Белгороде, и "на встрече без галстуков" определили круг кандидатов - 24 человека. Практически решен вопрос об институте второй сборной. Будем стремиться создать волейбольную семью, создать здоровый коллектив. Это непросто делается, но мне такое удавалось. Да, я хотел было уйти из сборной и даже говорил об этом в прессе, но потом решил, что уходить надо победителем, покидать арену на белом коне.
ИГРОК БЫТЬ ДОЛЖЕН С "ЧЕРТОВЩИНКОЙ"
- Вопрос достаточно болезненный: каково сейчас состояние Сергея с Романом, попавших в серьезную аварию?
- Тяжелое. Сережа сейчас снял гипс с левой руки, начал разрабатывать локоть. Ему трудно, я постоянно с ним на связи. Сейчас я отправляю в Италию его жену с детьми, туда поедет и мама. У Ромы будет еще одна операция на лице. Мы не бросили своих игроков, делаем все от нас зависящее, чтобы им помочь.
- Знаю, что вы специально посылали в Италию Юрия Сапегу.
- Да, и не раз. Мы наняли хорошего адвоката, ведем переговоры с президентом клуба, защищаем своих игроков. И это правильно, по-человечески. Они хорошие ребята, они это заслужили. Парни оступились, допустили ошибку, но ведь идеальных людей, никогда не совершающих ошибок, не бывает. "Парниковые" люди ничего в жизни не добиваются. Мне лично импонируют игроки с некой "чертовщинкой". Я люблю таких шаловливых людей, как Вадик Хамутцких, Дима Желтуха, Сережа Тетюхин, Рома Яковлев.
- И последний вопрос: я прослышал, что в Белгороде готовится бенефис Светланы Хоркиной, причем волейбольный клуб играет здесь одну из первых скрипок. Что готовится и когда?
- Это исключительно моя инициатива. Не считаю, что слово "бенефис" тут вполне уместно, ведь Света Хоркина еще не сказала своего последнего слова. Я очень болел за Светлану на Олимпиаде, всячески ее поддерживал. Я сказал ей в Сиднее: "Света, ты олимпийская героиня, нужно, чтобы тебя увидели в Белгороде". Я обратился в Кремле к Леониду Аркаеву с этой просьбой и нашел понимание. Наш клуб выступает гарантом проведения этого спортивного праздника. Мне очень хочется, чтобы это мероприятие прошло в рамках гимнастического фестиваля славянской дружбы. Мы планируем пригласить в наш приграничный город для показательных выступлений спортсменок из России, Белоруссии и Украины.