Это ухала сова?
Мой репортаж с матча «Торпедо» – «Ростов» побудил КДК РФС завести дело в отношении расистских выходок болельщиков хозяев. Придется идти, и вот что я там скажу.
А НАЧАЛОСЬ ВСЕ С ГАМУЛЫ…
Объясняясь по делу «Торпедо», я испытываю большую неловкость, и вовсе не из-за скромности или возраста. Я бы очень хотел получить известность в журналистике каким-то более достойным образом: написать классный текст или добыть редкий эксклюзив.
Я был на матче «Торпедо» – «Ростов» на стадионе им. Стрельцова и сидел на местах для прессы. Задание редакции было следующим: выловить на трибунах Игоря Гамулу и узнать, как он переживает дисквалификацию. Тренер «Ростова» стоял за стеклом, общаться с прессой ему запретили, но сразу после матча фактура все же нашлась – из всего этого я и скроил репортаж.
Саму тему Гамулы и «обиженных» им темнокожих футболистов «Ростова» я развил из уханья болельщиков «Торпедо» – и да, они действительно ухали. Отчетливо я слышал выкрики не только на Западной трибуне, где сидел сам, но и на Восточной, занятой торпедовскими ультрас. Уже не вспомню, кому конкретно из игроков «Ростова», но в первом тайме совино-обезьянних уханий было больше, а значит, адресатами были Игор Лоло, Баштуш и Режиналь Горо.
Безобидные упоминания темнокожих игроков на матче тоже были – скажем, заряд «Эбола! Эбола!» одного из болельщиков или смех над Муссой Думбия, однофамильцем Сейду Думбия из ЦСКА, но это совсем другое дело. Никак не дисциплинарное.
Первую новость об уханьях, еще по ходу матча, написал наш редактор Евгений Шуваев, смотревший матч по ТВ, – уханье было слышно в трансляции «НТВ–Плюс». Я счел, что короткого упоминания в репортаже хватит – ну и тем более об этом стоило написать, когда на тему высказался вице-президент «Ростова» Александр Шикунов.
Говорить на заседании КДК предстоит то же самое, что и выше, и, наверное, мое мнение о наказании для «Торпедо» никто не спросит, так что выскажу его здесь. «Торпедо» уже дисквалифицировали за то же самое уханье в этом сезоне в адрес динамовца Кристофера Самба, то же самое было и на играх с «Аланией» в первом дивизионе, и то же самое случится вновь, даже если «Торпедо» выйдет в еврокубки.
Если уж по-честному, те же самые звуки я слышал и в адрес нескольких игроков атаки «Локомотива» в недавнем дерби; уханья были редкими и случайными, но нет, мне не показалось. Просто тогда об этом не сообщил вообще никто, как и о заряде «ЖиДы» (вероятно, имелась в виду все же Железная Дорога) в адрес «Локомотива»; на этом основании никто никакого дела заводить почему-то не будет.
Я не уверен, что закрытие дверей стадиона имени Стрельцова для зрителей сделает ультрас «Торпедо» чище и добрее – по крайней мере не тех нескольких, кто ухал футболистам «Ростова». Разумеется, КДК будет придерживаться регламента и правильно сделает: закрывать на уханье глаза (или уши) уж точно неверно. Вопрос в том, куда это все ведет.
СОВА – НОВЫЙ СИМВОЛ ФАНОВ «ТОРПЕДО»
Мы дошли уже до конца заметки, а я еще не упомянул слово «расизм». Футбольный расизм имеет мало общего с расизмом обыкновенным: в каких-то городах России еще избивают чернокожих студентов, но куда больше бед терпят (и причиняют) люди других национальностей. Уханья на стадионах – это, конечно, не уханья сов, как объясняет мне тут один болельщик «Торпедо» во «Вконтакте» (оказывается, сова теперь новый символ черно-белых вместо неугодного полиции бульдога), но это и проявление типичного хулиганства, фанатского культурного кода. С этим нельзя мириться, но этого и не побороть привычными нам методами.
Мне нравится ролик УЕФА накануне матчей Лиги чемпионов, где Зеедорф и Бензема обмениваются майками, но от слогана No to racism не дрожит ни одна струнка моей души. Я на стороне Патриса Эвра, оскорбленного Луисом Суаресом, но считаю Яя Туре главной истеричкой мирового футбола. Я считаю банан, брошенный в Роберто Карлоса, выходкой на расистской почве, но я не знаю более эффективных способов обращения с бананами, чем придумал Даниэль Алвес.
Кстати, очень обидно, что в пример сегодня всем ставится именно поступок защитника «Барселоны». Свой пример еще раньше продемонстрировали в нашем чемпионате – сделали это Сейду Думбия и Секу Олисе.
Проще, конечно, самим фанатам «Торпедо» перестать ухать, выбегать с трибун на поле или срывать матчи, тогда им точно никто не запретит ходить на свою любимую команду. Самим темнокожим игрокам нужно доказывать свое мастерство игрой, ну или по крайней мере смеяться уханью в лицо.
Но что делать всем остальным? Вот этот вопрос я бы и хотел задать завтра на КДК. Наказать – проще всего. Но как побороть явление?
ЧТО ГРОЗИТ «ТОРПЕДО»?
Дисциплинарный регламент. Статья 121. Дискриминация и расизм
– В случае оскорбления зрителями какого-либо лица по поводу расовой принадлежности, цвета кожи, языка, религии или происхождения – виновный клуб наказывается штрафом <…> и/или запретом на допуск зрителей в секторы стадиона от 1 (одного) до 3 (трех) матчей и/или проведением без зрителей от 1 (одного) до 3 (трех) матчей и/или снятием 3 (трех) очков.