«Он был фанатом хоккея»
Тихонов выиграл в качестве тренера три Олимпиады подряд. Он доказывал, что мы сильнее и в 1984‑м, когда за хоккеем стояло могущественное государство, и в 1992‑м, когда оно рассыпалось у всех на глазах. О тренере вспоминают игроки тех трех золотых сборных.
Владислав ТРЕТЬЯК, олимпийский чемпион Сараева-1984:
– Хоккейная семья потеряла большого человека, который сделал очень много для отечественного и мирового хоккея. Тихонов до последних дней был предан своему делу. Всегда отстаивал интересы российского спорта, боролся за то, чтобы у нас играли как можно больше своих хоккеистов, чтобы давали дорогу нашей молодежи. Виктор Васильевич много трудился в исполкоме ФХР, был очень активным и работоспособным.
Всю жизнь он посвятил хоккею. Сам был прекрасным спортсменом. Потом стал выдающимся тренером, который воспитал целую плеяду хоккеистов, прославлявших нашу страну. Первым внес игру в четыре звена, что считалось революционным решением. Мы потеряли замечательного человека…
Даже в последние дни он оставался жизнерадостным и жизнелюбивым. Когда я на днях приходил в больницу к Виктору Васильевичу, то просил его дуть через трубочку в стакан воды, чтобы легкие работали. Он ведь лежал… Тихонов это старательно делал, а я ему говорил: «Виктор Васильевич, все будет нормально».
Очень жаль, что мы потеряли такого опытного человека, который всегда мог дать мудрый совет. К Тихонову ведь прислушивались все, включая нашего Президента Владимира Путина. Нам будет очень не хватать Виктора Васильевича…
Александр КОЖЕВНИКОВ, олимпийский чемпион Калгари-1988:
– Для меня Тихонов – это десять лет жизни, которые я провел в хоккее. Пусть я не на все турниры со сборной ездил, но на сборы национальной команды всегда попадал. И Тихонов внес в мою жизнь очень большую лепту. А на Олимпиады он меня вообще оба раз брал прямо из больницы.
В 1984‑м у меня был двойной перелом лодыжки со смещением стопы. Врачи предупредили: «Гипс не снимать четыре месяца». А тут Виктор Васильевич звонит: «Ты мне в Сараеве нужен». Я гипс содрал через месяц. Приехал в сборную за две недели до отъезда на Игры. Потренировался по отдельной программе – и вперед, за золотыми медалями. А второй раз у меня была шестая операция на колене. И история полностью повторилась. Позвонил Тихонов. Сказал, что надеется на меня. И я за две недели перед началом Олимпиады вновь прямо из больницы приехал в сборную.
Он умел поднять боевой дух. Ну а кто еще попадал на зимние Игры прямо с больничной койки? Поэтому я считаю, что Виктор Васильевич сделал из меня не только известного игрока. Он помог мне стать личностью в большом спорте.
Он был фанатом своей работы, фанатом хоккея. И всех вокруг тоже делал фанатами. Мы, игроки сборной, не понимали – когда он спал? Постоянно с блокнотом своим знаменитым, ходит, что-то записывает, анализирует…
Сегодня великий тренер ушел. Частичка нашего хоккея. И моей жизни тоже…
ОФИЦИАЛЬНО
ПРЕЗИДЕНТ И ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ВЫРАЗИЛИ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким знаменитого хоккейного тренера Виктора Тихонова. Об этом сообщил пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев написал в своем профиле в Facebook: «Ушел из жизни Виктор Тихонов, трехкратный олимпийский чемпион и тренер хоккейной команды ЦСКА и сборной СССР по хоккею. Под его руководством клуб 14 раз выиграл Кубок европейских чемпионов. Легендарный тренер, воспитавший легендарных игроков. Его имя навсегда вписано золотыми буквами в историю мирового хоккея!».
Вячеслав БУЦАЕВ, олимпийский чемпион Альбервиля-1992:
– В памяти он останется человеком, который бьется за победу до конца. До конца в нее верит… Победа на Олимпиаде – только вершина айсберга. А под ней – масса упорного труда. Тихонов из нас, вчерашних юниоров, ковал профи. Я помню, какие огромные нагрузки были на тренировках. И какие жесткие требования он к нам предъявлял. Только спустя много лет я понял, для чего это делалось. Что без этой ежедневной пахоты мы никогда бы не вкусили радости и прелести олимпийского триумфа. Он знал все нюансы про каждого игрока. Не только как тренер, но и как психолог. И в первую очередь он был силен тем, что был максималистом. Человеком, в которого команда верила безоглядно. Да, мы были очень молоды. Но та команда была последним хоккейным золотым запасом Советского Союза.
Это действительно человек-эпоха. Ведь Тихонова знают не только в нашей стране. Его уважают во всем мире. Время не остановить… И дай нам бог, чтобы такие люди, как Виктор Васильевич, появились в нашем спорте и в нашей жизни.
Павел БУРЕ:
– Тихонов взял меня в команду мастеров, когда мне было всего 16 лет. Такое очень редко бывает. Когда пришел в шесть лет в ЦСКА, то видел, как тренируются Харламов, Петров, Михайлов, а позже Крутов, Макаров… И очень ждал дня, когда увижусь с Тихоновым и он возьмет меня во взрослую команду. Когда это произошло, для меня это было чем-то невообразимым. Виктор Васильевич пригласил меня в лучшую команду мира! Я был готов прыгать от счастья.
Мы близко общались на протяжении всей жизни. Я приглашал Тихонова на церемонию в Ванкувере, и он уже собирался лететь со мной. Но врачи не разрешили. Виктор Васильевич был у меня и на свадьбе, хотя плохо себя чувствовал. «Паша, я не могу не прийти…»
Он был нашим вторым отцом, когда брал парней в 16–17 лет и вел их в большом спорте всю карьеру, давая дорогу в жизнь.
Сергей ГИМАЕВ:
– Виктор Тихонов – человек, перестроивший советский хоккей. Наш спорт сделал широкий шаг вперед. Начали играть в четыре звена, пошел хоккей на совсем других скоростях. Раскрылись такие звезды, как Макаров, Крутов, Фетисов, Ларионов, Касатонов, Быков, Хомутов… Вся его жизнь была посвящена только хоккею. Большего фаната по отношению к своей работе, чем Тихонов, я не видел никогда.
В последние месяцы Тихонов все-таки очень сильно сдал – особенно после гибели сына Васи. Возникли серьезные проблемы со здоровьем, он перенес операцию на глазах. Хотя Виктор Васильевич всегда считался железным человеком. Пришел в 50 лет в ЦСКА и бегал кроссы в таком темпе, что все поражались. И бегал так лет до восьмидесяти. В голове не укладывается, что Тихонова с нами больше нет…
Борис МАЙОРОВ:
– Это великий человек и великий тренер. А в сборной СССР мы с ним начали работать одновременно – в 1972 году. Несколько лет жили в поездках в одном номере. И все в команде делали сообща. Произошло это так. Меня назначили старшим тренером второй сборной. И я начал присматривать себе помощника. А Тихонов в ту пору уже был тренером. Работал в рижском «Динамо», выступавшем в первой лиге. С Виктором Васильевичем мы были знакомы. Раньше играли друг против друга. Да и потом встречались, говорили о хоккее. И замечали, что взгляды на него у нас сходятся. Вот я и предложил своему начальству: «Ну что мы все по верхам глядим, давайте и низы подтянем – из первой лиги!». И предложил кандидатуру Тихонова. Убедил. Я тут же позвонил Виктору Васильевичу. И мы принялись за работу. Вот так Тихонов три сезона был в сборной моим помощником. А потом я уехал работать в Финляндию. А Тихонов стал главным тренером второй сборной. Ну а дальнейшую его славную историю, которая стала и историей всего нашего хоккея, вы прекрасно знаете.
ПАМЯТЬ
МХЛ НАЗОВЕТ КУБОК ИМЕНЕМ ТИХОНОВА
Кубок Вызова МХЛ будет носить имя великого тренера.
– У нас есть главный трофей – Кубок Харламова – и есть главное кубковое мероприятие – Кубок Вызова, которое не имеет на данный момент имени, – сообщил «Р-Спорту» управляющий директор лиги Дмитрий Ефимов. – Естественно, пришло решение: ушел тренер великий, ушла эпоха, будет правильно, если этот трофей будет носить имя Тихонова – сколько бы лет ни прошло, все будут помнить его. Но нужно получить разрешение у семьи, и, если она не будет возражать, наш главный трофей увековечит имя Виктора Васильевича Тихонова.