Десятка лучших легионеров в российских клубах за всю историю чемпионатов страны.
1. Йоаким МУСАККА Швеция СКА 1997/98
Приезд двух шведов Мусакки и Райне Раухалы летом 1997 года на берега Невы вызвал потрясение в российских хоккейных кругах. После эпизодического появления в наших клубах нескольких малозаметных североамериканцев, так и не сумевших перерасти роль банальной экзотики, первые скандинавы, рискнувшие окунуться в колыбель революции, заслуживали уважения. Оба, по их признанию, приехали в Россию учиться хоккею, благо, что СКА тогда возглавлял матерый Борис Михайлов. Впрочем, шведский дуэт вскоре распался - Раухала оказался нерадивым учеником и покинул Питер. Зато Мусакка органично вписался в наш хоккей, став игроком ударной пятерки армейцев. Классический шведский защитник, помимо стандартного набора плюсов - спокойствия, уверенности, жесткости и рассудительности, обладал еще и могучим щелчком, благодаря чему был весьма полезен в большинстве. Установил до сих пор не побитый рекорд результативности сезона для легионеров - 7 (3+4) очков. Надевавший в свое время форму "Тре Крунур" Мусакка запомнился не только ледовыми подвигами, но и гуманитарной экстраординарностью. Важным мотивом в решении о путешествии в Россию было то, что его имеющая славянские корни подруга Бьянка училась тогда на курсах в Петербургском университете. Сам же швед, родившийся в Финляндии, оказался поклонником азиатской литературы и кино (любимый режиссер - Акиро Куросава), негритянской музыки. Любопытно, что за год жизни в России он так и не уразумел, чем же иных россиян так прельщает водка, ведь после нее с утра так болит голова! Зато он получил азы русского языка, выучив около полусотни слов и несколько фраз. Сейчас Йоаким продолжает совершенствовать русский, ведь в этом сезоне он играет в немецком "Оберхаузене" сразу вместе с шестью хоккеистами из экс-СССР. Кстати, в Германии швед взял любимый 68-й номер, под которым он играл и в Питере. Выбор обусловлен отнюдь не стремлением походить на чешского самородка Яромира Ягра, а годом рождения Мусакки.
2. Тодд ХАДЖИ США "Сокол" (Киев) 1990/91
Этот форвард стал первооткрывателем нашего хоккейного королевства для легионеров. Можно представить себе чувства 22-летнего парня, только что окончившего исторический факультет престижного Гарварда и подписавшего контракт с "Виннипегом", которого ошарашили известием об отправке на стажировку в СССР. Наша страна переживала тогда крайне сложные предреволюционные времена - чудовищная бедность сочеталась с хроническим дефицитом элементарных товаров, а молодому американскому интеллектуалу предстояло личное знакомство с неласковой советской действительностью. Так решил тогдашний менеджер "Виннипега", главный русофил НХЛ Майк Смит. К чести Тодда, он выдержал суровое испытание, отыграв за "Сокол" весь сезон. Его появление на льду неизменно оживляло трибуны, хотя уровень игры заокеанского пришельца был, мягко говоря, средним. После года в СССР Хаджи хотел даже написать книгу о нашей стране, вот только вышла незадача - в приличного хоккеиста он так и не вырос, а право на мемуары имеют только заметные фигуры.
3. Стив ПЛУФФ Канада "Амур" с 1999/2000
Выбранный в 1994 году на драфте "Буффало", но так и не сумевший пробиться в НХЛ канадский страж ворот дебютировал в "Амуре" в самом начале этого года и стал одним из главных открытий сезона. Благодаря его надежной игре хабаровчане совершили восхождение по турнирной лестнице и достойно завершили сезон. Стив стал настоящим джокером форпоста российского хоккея на Дальнем Востоке, доставив немало головной боли тренерам соперников и заставив тех искать противоядие "фактору Плуффа". Увы, недолго музыка играла… В этом сезоне хабаровские болельщики возлагали немалые надежды на своего любимца, однако секрет рыжеволосого феномена "Амура" был разгадан оппонентами, и карьера Стива покатилась по наклонной. Он снизил свои показатели и как результат лишился казавшегося безоговорочным места в основном составе, уступив его ветерану Олегу Филимонову.
4. Паоло ДЕЛЛА БЕЛЛА Швейцария "Металлург" Мг с 2000/01
Стал первым послом швейцарского хоккея в нашем чемпионате. Этот трансфер носил знаковый характер - впервые в российском клубе появился легионер из страны, где был самый богатый в финансовом плане чемпионат в Старом Свете. Делла Белла, уже успевший попробовать свои силы и за океаном, играет по очереди с украинцем Игорем Карпенко, и надежность бригады вратарей "сталеваров" внесла немалый вклад в лидерство "Металлурга". Швейцарец остается единственным голкипером Суперлиги, ни разу не покидавшим лед побежденным. За подвигами соотечественника пристально следят в Швейцарии, и, вполне возможно, что на мировом форуме в Германии мы увидим первого представителя нашей лиги из дальнего зарубежья.
5. Крис КОВЕНИ Канада "Авангард", "Нефтехимик" с 1999/00
Крис приехал в Омск прошлым летом вместе с форвардом Стивом Зориком, который запомнился только разнузданной бесшабашностью как на льду, так и вне его и был быстро отправлен восвояси. Ковени же уверенно провел чемпионат в составе "ястребов" и заслужил право на второй сезон в России. Канадский защитник не только добротно исполнял свои непосредственные обязанности в тылу, но порой весьма своевременно и продуктивно подключался к атаке. Перед этим сезоном конкуренция в "Авангарде" заметно возросла, и Криса отдали в аренду "Нефтехимику", где тот не затерялся.
6. Стив УИЛСОН Канада "Молот-Прикамье" с 1999/00
Дорога Уилсона похожа на историю Ковени. Стив тоже приехал в Россию с соотечественником Кори Мэрфи прошлым летом, только в Пермь, а не в Омск. И из этой пары закрепиться в Суперлиге смог только один - Мэрфи покинул "Молот" после первого сезона, вернувшись в низшую заокеанскую лигу, а услуги Стива снова оказались востребованными. Рациональный защитник, пиком карьеры которого до этого были два сезона во второй по силе лиге Северной Америки ИХЛ, не слывет большим любителем поддержать атаку. Хотя при необходимости он способен сыграть на месте форварда, в прошлом сезоне "молотобойцы" уже воспользовались универсализмом Уилсона.
7. Андре РАСИКО Канада "Нефтехимик" 1999/00
Дебютировал, как и Плуфф, в середине прошлого сезона - бедствовавшие с голкиперами нижнекамцы выписали себе на помощь обладателя Кубка Стэнли-93 в составе "Монреаля". Андре сумел поправить дела "Нефтехимика", но его игра все время оставалась в тени блиставшего Плуффа. И хотя сам Расико горел желанием продолжить познавательное путешествие по российскому хоккею, был готов даже сменить клуб, услуги канадца из-за его нестабильности остались невостребованными.
8. Венсан РИНДО Канада "Лада" 1998/99-1999/00
Немало поигравший в НХЛ Риндо стал первой ласточкой среди заокеанских стражей ворот в наших клубах. Опытный голкипер менял клубы как перчатки, поиграв в трех лигах Нового Света, Германии, Швейцарии и даже Шотландии, пока не польстился на русскую экзотику. Он стремительно ворвался в Суперлигу в середине позапрошлого сезона, оказав немалую помощь "Ладе". Во многом благодаря ему у нас появилась мода на североамериканцев. Однако второй сезон в Тольятти Венсану явно не удался - его вытеснил из основы молодой Илья Брызгалов, и ветеран был вынужден завершить карьеру. Канадец так полюбил Россию, что собирается открыть в Автограде хоккейную школу и уже сделал первый шаг к этому - провел двухнедельный сбор с юниорами.
9. Майк РАТТЕР Канада "Молот-Прикамье" с 2000/01
Летом наставник пермяков Василий Первухин провел канадскую рокировку, заменив неубедительно выглядевшего Кори Мэрфи на форварда Раттера из студенческой лиги США. Обмен не принес клубу дивидендов, заставив болельщиков судачить о шиле и мыле. Майк, прибывший на Урал благодаря протекции Стива Уилсона, сумел в 13 матчах забросить всего одну шайбу, а после того как Первухина сменил Александр Зарубин, вовсе лишился места в составе. Хотя сам Раттер поначалу изрядно хорохорился, всерьез рассуждая о примерном равенстве уровней студенческой лиги и Суперлиги, действительность превзошла его ожидания. Студент из Нового Света провалил экзамен, ему предстоит еще долго штудировать учебники хоккея, чтобы стать в России своим.
10 Кевин ХОДСОН Канада "Авангард" с 2000/01
Этот канадский вратарь еще не дебютировал в Суперлиге, только-только подписав контракт с омичами. Что ждет его в России, сказать пока трудно. По по своему потенциалу обладатель Кубка Стэнли-98 в составе "Детройта" может стать одним из лучших голкиперов Суперлиги, но вполне возможно, что он не сумеет приспособиться к нашему хоккею, пополнив клуб заокеанских недоразумений нашего чемпионата.
Присутствие в команде иностранного хоккеиста, особенно из Северной Америки, всегда было изюминкой, своеобразной затравкой для болельщика. Своего пика мода на иностранцев в Суперлиге достигла в прошлом сезоне, когда цвета наших клубов защищали 8 варягов. Сейчас это сомнительное поветрие пошло несколько на убыль, и это касается в первую очередь полевых игроков. Легионеры-вратари в России по-прежнему в цене.