Вячеслав Колосков: Я слышал о договорных матчах. Но этому не верю

news

ПО РАЗБИТОЙ КОЛЕЕ

— Вячеслав Иванович, если не ошибаюсь, впервые чемпионат, который запомнится многим с негативной стороны, проводил РФС? Что вы об этом скажете?

— Да, действительно, непосредственно проведением чемпионата занимался РФС, но не надо сваливать все грехи на нас. В России прошло уже 9 чемпионатов, и в разные годы их проводили и ПФЛ, и совместно РФС с ПФЛ, но не считаю, что нынешний сезон чем-то сильно отличался от предыдущих. Лично я не увидел больших изменений — ни позитивных, ни негативных. Все прошло как бы по заранее написанному сценарию, и турнирная таблица достаточно точно отражает соотношение сил участников. Огорчило, например, то, что мы не увидели новых, за исключением "Анжи", самобытных команд, новых, ярких футболистов. Чемпионат прошел ни шатко ни валко. Команды по-прежнему выбирают себе соперников, с кем можно играть вполсилы, а с кем — с полной отдачей. И немного было матчей, в которых соперники действительно бились не жалея живота. Корень зла в недостаточной квалификации многих тренеров. Когда же тренер работает по-современному, изучает международный опыт, использует его в своей работе, добавляет и научные факторы, такой команде гарантирован успех. Яркий пример тому — "Анжи". С приходом в Махачкалу самобытного тренера, долгие годы работавшего в разных сборных, Гаджи Гаджиева в российском футболе появилась оригинальная команда. В Махачкале Гаджиев на практике стал реализовывать свои научные идеи, пригласил футболистов, которым до "Анжи" не находилось места в других клубах, и сделал команду, которая весь сезон радовала содержательной игрой. Добрые слова хочется сказать и в адрес вернувшегося в "Зенит" Юрия Морозова, который в своей работе также использует научные методы, в результате чего команда преобразилась. Это примеры для подражания. Они показывают, чем должны заниматься тренеры и какие вопросы должны решать руководители клубов.

— Вы отметили, что прошедший чемпионат мало отличался от предыдущих. А разве судейство всегда было таким плохим?

— В этом сезоне проблема судейства действительно стала как никогда серьезной, было допущено немало результативных ошибок, повлиявших на итоги многих матчей и даже расположение команд в итоговой таблице. Судейский корпус всегда находился в подчинении РФС, и мы каждый год старались улучшить качество судейства. Но ведь это зависит не только от работников РФС, но и от многих других факторов. Порой я и сам удивлялся, как одни и те же люди по-разному судили в этом сезоне и год назад. Не могли же они за это время утратить свою квалификацию! Объяснение нахожу в том, что такие арбитры попадали под чье-то влияние и судили так, как кто-то хотел, а не по правилам. Можно назвать немало громких, серьезных ошибок, исказивших результаты. Например, много говорилось о том, как по вине арбитров пострадал "Зенит" в Новороссийске и Махачкале. Неудовлетворительно провел финал Кубка России опытный судья Левников…

— Но я слышал, что эксперты из УЕФА, присутствовавшие на том матче, посчитали действия Левникова правильными?

— Да. Но это касалось только удаления армейца Бокова. Как признали эксперты из УЕФА, Левников правильно расценил задержку Боковым соперника как фол последней надежды. В основном же к опытному арбитру претензии были предъявлены справедливо.

— Но почему же, Вячеслав Иванович, несмотря на все ваши заботы, многие судьи с каждым годом не справляются со своими обязанностями?

— Ответ простой. Они тоже люди. Вот мы, например, создали экспертно-судейскую комиссию, включили в нее бывших арбитров высокой квалификации, но, похоже, ошиблись в их нравственных качествах, не раз видели, как члены этой комиссии черное выдавали за белое или, наоборот, "топили" одного судью и вытаскивали другого. Так что у меня сложилось впечатление, что экспертно-судейская комиссия все-таки не справилась со своими функциями, не была объективна в оценке судейства. Отсюда и многочисленные скандалы. Как только они попадали в прессу, становились достоянием гласности, основная масса болельщиков настраивалась против арбитров. И неудивительно, что в этом году, как никогда прежде, было много физических воздействий на судей — их били и в раздевалках, и на футбольных полях, и в аэропортах, и в транспорте. Не говоря уже о том, какое мощное давление оказывалось на арбитров со стороны людей, не всегда имевших прямое отношение к клубам. Разумеется все это противозаконно, и мы не оставляли без последствий подобные инциденты. Но с другой стороны, повод для подобных действий давали сами арбитры. Например, у многих на слуху неквалифицированное судейство в матче с участием "Зенита" и ЦСКА, но наибольший резонанс вызвала встреча в Москве между "Динамо" и "Анжи", после чего руководитель динамовского клуба и ПФЛ Николай Толстых приходил даже в раздевалку соперников и извинялся за судейство. У меня до сих пор звучат в ушах слова обиды руководителей клубов "Амкар" и "Газовик-Газпром", которые рассказывали, как их "убивали" в Нальчике. Все это происходило потому, что кому-то было выгодно вытаскивать одни команды, а другие опускать на дно.

Безусловно, отрицательно на качестве судейства, на поведении арбитров сказалось безвластие в управлении судейской коллегии. Бывший председатель коллегии Хусаинов пришел, разрушил организацию, но ничего не создал. А зимой эта развалившаяся телега досталась новым руководителям: Шевченко, Липатову, Доронину и Савченко — опытнейшим и авторитетнейшим специалистам в судейском мире. Но пока они собирали по дороге отвалившиеся колеса и все прочее, упустили главное — оперативное управление судейским корпусом. Они много занимались методикой, проведением семинаров и сборов, ездили по регионам, а вот в оперативном плане судьями практически никто не управлял. В результате образовалась ниша, которую заполнили люди, очень похожие на представителей клубов. Кроме того, насколько мне известно, не прочь были половить рыбку в мутной воде и бывшие судьи. Все это привело к тому, что комиссия по назначению работала не совсем четко: несмотря на то, что процедура назначения вроде бы была независимой — электронной, некоторые судьи обслуживали по нескольку игр одну и ту же команду. После чего возникали разные подозрения. Я согласен, что судейство — очень важная проблема сегодня, и мы ее обязательно рассмотрим. Во всяком случае, уже подготовлено новое положение о судейской коллегии, которое соответствует требованиям ФИФА. Эти документы в ближайшие дни мы направим членам исполкома РФС для того, чтобы вместе с клубами детально рассмотреть вопрос судейства. И многое из того, что вызвало негативную реакцию, постараемся устранить в будущем сезоне.

— Ваше отношение к календарю?

— Это тоже один из недостатков чемпионата. Из-за нечеткого составления календаря было перенесено немало матчей — это внесло путаницу. Я буду выступать за то, чтобы на будущий год были установлены жесткие даты туров, чтобы их не нарушали, не шли на поводу у руководителей некоторых клубов. Такой подход к календарю давно практикуется за рубежом и не вызывает нареканий. Например, недавно "Реал" и "Барселона" за неделю сыграли по три матча, причем по два международных. И когда тренера "Реала" спросили, как он отнесся к такому плотному графику игр, тот ответил, что скамейка запасных и существует для того, чтобы тренеры умели определять состав. Так что дело не в календаре, а в умении правильно распоряжаться имеющимся в команде резервом.

— В минувшем сезоне, согласитесь, было немало нарушений правопорядка на стадионах. Какие меры вы собираетесь предпринимать, чтобы подобное не повторилось?

— Увы, случаи вандализма на стадионах действительно участились. И печальная статистика столкновений между группами фанатов и омоновцев даже пополнилась смертельным случаем — в Петербурге погиб юный любитель футбола. Нужны более решительные действия. По инициативе МВД будет проведено совместное совещание, на котором предстоит выработать меры по противодействию экстремистским и насильственным методам поведения болельщиков на трибунах.

ВЕРНЕТСЯ ЛИ ФУТБОЛ НА ТЕЛЕЭКРАНЫ?

— Недавно прошло совещание, на котором решался вопрос о телетрансляции матча российского чемпионата в будущем году. Прокомментируйте его решение.

— Мы были крайне разочарованы тем, что в минувшем сезоне наши любители футбола мало видели матчей своего чемпионата. А все потому, что клубам не удалось договориться с телевизионными каналами и инвесторами. В результате каждый клуб действовал в одиночку, потому что предложенная сумма за передачу прав на телетрансляции клубы не устроила — она была мизерной по сравнению с той, что раньше. А в результате проиграли все, и в первую очередь зрители. Я, например, во время поездок в регионы на встречах с болельщиками чувствовал себя неловко, когда у меня спрашивали, почему не показывают футбол по телевидению. Начинал объяснять про рейтинги, но меня перебивали и говорили, что это их просто не интересует. Можно понять любителей футбола из других городов, потому что для них футбол больше чем игра. В провинции нет того разнообразия развлечений, которое имеется в Москве. И во многих городах единственная отдушина — это телетрансляция футбольных встреч. В итоге наш футбол потерял зрителей. А клубы — немалые деньги.

— И как вы намерены вернуть футбол на телеэкраны?

— Мы провели совещание совместно с министром печати и телерадиовещания Михаилом Лесиным, руководителями двух главных государственных телеканалов Константином Эрнстом и Александром Акоповым, а также руководителями клубов. Мне понравилось выступление Михаила Лесина, который сказал, что задача телевизионщиков сегодня не столько в трансляции матчей, сколько в том, чтобы "раскрутить" имидж футбола на экранах. Важно не ограничиваться показом игры, не замыкаться в рамках конкретной встречи, а сделать возможным присутствие футбола в других программах. На мой взгляд, руководители телевидения предложили клубам выгодные условия. Было оговорено, что будет показано всего 30 матчей чемпионата по выбору телевизионщиков, за которые наши клубы получат немалые деньги. Это 2,5 миллиона долларов, то есть по 80 тысяч долларов за каждую игру. Важно отметить, что, по признанию телевизионщиков, первый год для них будет убыточным и они не вернут 2,5 миллиона долларов. Поэтому был предложен трехлетний контракт с последующим увеличением выплаты клубам. Более того, клубы, чьи матчи не будут транслироваться в очередном туре по государственному каналу, могут продавать свои права на телетрансляцию местным каналам. Представители клубов в целом одобрили такой вариант. Во всяком случае, никто против не высказался, но была просьба немного подождать, чтобы внимательно изучить документы. Я считаю, что решение по заключению контракта с телевидением надо принимать оперативно, поскольку у телеканалов есть другие предложения. Было подчеркнуто, что это последний шанс и если клубы не согласятся с предложенными условиями, то на государственных каналах футбол по-прежнему не будет транслироваться.

ПРОВАЛ В ЕВРОПЕ

— Как вы расцениваете игру наших команд в международных матчах?

— О клубах могу сказать однозначно — минувший сезон они провели откровенно слабо, хотя в том же Кубке УЕФА играли команды не второго дивизиона, а наши лучшие клубы. Тем не менее все завершили выступления в первом же раунде, причем проиграли слабым соперникам. В Кубке УЕФА задержался только московский "Локомотив". Однако напомню, в этот турнир он попал только после того, как был дважды разгромлен "Бешикташем" в Лиге чемпионов. На мой взгляд, этот провал лишний раз подчеркивает, что сегодня у нас не все благополучно с учебно-тренировочной работой, с профессиональной подготовкой игроков, у которых, оказывается, существует разделение матчей на нужные и ненужные. В результате не исключена возможность, что в следующем сезоне число наших клубов в Кубке УЕФА может сократиться.

— Как прокомментируете результаты жеребьевки в Лиге чемпионов?

— Мое мнение не расходится с мнением большинства экспертов. Группа у "Спартака" в самом деле ровная по силам участников, и в следующий раунд реально могут выйти две любые команды и потом успешно выступить на решающем этапе. Правда, в чем-то я и не согласен с некоторыми специалистами, которые считают, что наиболее опасны для "Спартака" "Бавария" и "Арсенал", а "Лион", на их взгляд, слабая команда. У меня же на этот счет иное мнение — "Лион", наоборот, самый грозный для "Спартака" соперник. Во-первых, с французами мы всегда играем плохо, во-вторых, этот клуб постоянно прогрессирует, играет в современной манере, то есть так, как сборная Франции в чемпионатах мира и Европы. У "Арсенала" и "Баварии" тоже есть такие же козыри, но они придерживаются силового стиля, а "Лион" своей манерой игры похож на "Спартак". Но в целом у французов индивидуальное мастерство выше. Да и физические кондиции лучше. Словом, я не удивлюсь, если "Лион" выйдет в следующий круг.

ТРЕНЕРСКАЯ ЧЕХАРДА

— Одна из особенностей минувшего сезона — частая смена тренеров. Понятно, что музыку заказывают те, кто платит, но все же какую-то роль в этом вопросе решает РФС? Может ли он вмешаться в тренерские судьбы?

— Увы, ни РФС, ни ПФЛ практически не могут повлиять на этот процесс. Это прерогатива руководителей клубов: в одних случаях все решает президент, в других — совет директоров, в третьих — руководитель предприятия, к которому относится команда, в четвертых — администрация района, города, а мы выполняем лишь роль координаторов. Как правило, когда команда ищет нового тренера, то обращается к нам, и мы помогаем. А вот когда его снимают, то делают это, не уведомляя нас. Тренерская чехарда нанесла российскому футболу большой ущерб, и моральная ответственность за это лежит на руководителях клубов — если они подбирают тренеров, то должны давать им возможность работать столько, сколько предусмотрено в контракте. На деле часто получается далеко не так. Взять, например, "Уралан". Весной прекрасно работал в команде Аверьянов, футболисты показывали самобытную игру, были определенные достижения, но вдруг тренера уволили, а команду возглавил, может быть, и неплохой специалист из Югославии, но абсолютно не знакомый с особенностями российского футбола. А чем все закончилось, известно. Тренер — главное достояние российского футбола, это должны помнить президенты клубов, руководители других подразделений, имеющие отношение к футболу.

— Вячеслав Иванович, до вас доходят слухи о договорных матчах, о поощрении команд, играющих с конкурентами какого-нибудь клуба?

— Доходят, конечно. Но мы ничего предпринять не можем, поскольку нет доказательств. Лично я в договорные матчи не верю, много наслышан о стимулировании клубов, которые встречаются с конкурентами третьих команд. Причем называют даже баснословные поощрительные премии. Но я все равно нахожусь в недоумении — если кто-то стимулирует команду "N", то почему это не могут сделать руководители своего клуба? Допускаю, что некоторые слухи имели под собой какую-то почву, но они не подтвердились результатами, и мы лишний раз убедились в том, что качество игры прежде всего зависит не от обещанных поощрительных премий, а от мастерства футболистов. А оно чаще всего оказывается низким. Это наша общая беда. Так что надо больше думать не о рублях и долларах, получаемых со стороны, а о повышении собственной квалификации. Тогда можно со спокойной совестью зарабатывать большие деньги.

Новости. Архив