Их пример – другим наука
Две команды из 11, начавших этот сезон, могут не дожить до конца чемпионата. «Гран-при США» уже пропустили «Маруся» и «Катерхэм». Шанс увидеть их в оставшихся двух гонках стремится к нулю. Обе «конюшни» объявлены банкротами, в них введено внешнее управление, денег на перелеты в Америку и Абу-Даби нет, а имущество вот-вот пойдет с молотка. Обидно? Конечно. Предсказуемо? Да. Есть ли в этой ситуации какой-то позитив? Цинично, но – есть.
Эти команды шли разными тропами, но схожими путями. Обе дебютировали в «Формуле-1» в 2010 году. Обе все время отчаянно пытались вырваться из записных аутсайдеров, но не преуспели.
При этом владелец «Катерхэма» Тони Фернандес куражился как мог – не скупился на громкие заявления, тратил деньги на сторонние проекты, купался в лучах славы «королевских гонок»… И не заметил, как без внятной стратегии развития его коллектив застучал зубами на полке, после чего продал свое детище первым попавшимся инвесторам. Колин Коллес, возглавивший проект, ранее загубил уже немало «формульных» «конюшен». Очередной пациент бывшего дантиста скончался и на этот раз – история закончилась визитом судебных приставов на базу команды, арестом имущества и, соответственно, досрочным сходом с дистанции чемпионата.
«Маруся» развивалась более планомерно и направленно – здесь не сорили деньгами, заключали партнерские соглашения с «Маклареном» и «Феррари», привлекали талантливых инженеров и пилотов. Но конец оказался немного предсказуем – основной владелец команды Андрей Чеглаков, дотянув до «Гран-при России», после этапа в Сочи выдохнул – и прекратил финансирование давно ставшей ему не нужной «конюшни».
Мир не без добрых людей – может, и «Маруся», и «Катерхэм» найдут новых владельцев, наскребут средства для участия в следующем сезоне. Но нужно ли это «Формуле-1»? Главный вывод здесь сделали – стараться сокращать расходы команд нужно не только на словах. Берни уже пообещал исправиться. А 18 машин на старте – конечно, маловато. Зато больше не будет второй лиги внутри первой. В конце концов все четыре года следить за мытарствами пилотов «Маруси» и «Катерхэма» на трассах было крайне сомнительным удовольствием.