Николай Карполь: Нужна свежая кровь!

news

Мэтр отечественного волейбола считает, что пришла пора обновить тренерский корпус

Кавээнщики — народ озорной и совсем неглупый, кого попало ради красного словца пародировать не станут. Объектами их "атак" становятся люди самые популярные. На днях, например, от "Сибирских пельменей" досталось одному легендарному тренеру...

На вопросы "Советского спорта" отвечает наставник женской сборной России, президент волейбольного клуба "Уралочка" (Екатеринбург), заслуженный тренер СССР и России Николай КАРПОЛЬ.

О ЛЬГОТАХ ГОВОРИТЬ СМЕШНО

— Николай Васильевич, вы многие годы работаете "на два фронта" — со сборной страны и родной "Уралочкой". Не тяжело?

— С национальной командой я работаю от 6 до 8 месяцев в году, веду все занятия, а в "Уралочке" как тренер в основном веду консультативную работу, больше внимания уделяя президентским обязанностям.

— На первом этапе российского первенства "Уралочка" от игр освобождена и место в восьмерке, которая поведет борьбу за награды, получит автоматически. Я слышал, что не всем понравилось такое решение.

— Почему-то наша пресса отмечает неучастие "Уралочки" в первом раунде чемпионата страны как льготу для этой команды. На самом деле этот шаг — благо для российского волейбола! Почему? Потому что мы четвертый год начинаем чемпионат России в сентябре. В противном случае он стартовал бы в декабре. Благодаря этому количество проводимых в чемпионате матчей увеличивается вдвое. У "Уралочки", игроки которой составляют сборную России, международный календарь обычно завершается в ноябре — мы участвуем в чемпионатах мира и Европы, турнирах Гран-при, Кубках мира. Только в нынешнем году впервые из-за Олимпиады в Сиднее сборная "ушла на каникулы" на месяц раньше.

Начиная чемпионат страны в сентябре, мы тем самым создаем все условия для роста мастерства наших клубных команд. Не секрет, что в межсезонье большинство из них тренировочный процесс ведет слабо, но в ходе первенства они усиленно тренируются и заметно растут в классе. Плюс ко всему большое количество игр, проводимых дома, поднимает интерес к этим командам. Клубы получают поддержку со стороны местной администрации, находят спонсоров. Команды растут, повышается уровень женского волейбола, и для меня это главная радость. Благодаря такой постановке вопроса сегодня по мастерству мы стоим выше мужчин. Поэтому говорить о каких-то льготах для "Уралочки" смешно, мы преследуем совсем другую цель — рост клубного волейбола в России.

А выживать тяжело, очень тяжело. И тем не менее по пути мужского волейбола не пойдем, большинство игроков женской сборной страны будут кровно связаны с нашим национальным чемпионатом. Это главное отличие. Мы не будем раздавать этих игроков, а постараемся создать такие условия, чтобы они играли в России.

— Несколько слов о ходе нынешнего чемпионата…

— На сегодняшний день команда "Уралочка-2 — Уралтрансбанк" одержала семь побед и потерпела три поражения. Уже прошлый тур мы доигрывали с двумя очень больными игроками — Ириной Тебенихиной и Анжелой Гурьевой. Перед домашним туром они практически не тренировались и сейчас не могут играть в полную силу, а равноценной замены у них нет. Правда, я не вижу в этом никакой трагедии: мы свою задачу выполним — первый этап пройдем и будем бороться за медали.

Определились лидеры нынешнего сезона: хорошо играют "Заречье" из Одинцовского района Подмосковья, "Университет" из Белгорода. Несколько ниже своих возможностей выступают московские команды. Это меня тревожит, ведь практически до того момента, когда "Уралочка" стала чемпионом страны, женский волейбол считался чисто московским. В столице были такие сильные команды, как "Локомотив", "Динамо", ЦСКА. И лишь один раз чемпионом Союза была Одесса. Правда, однажды золотые медали получил Ленинград, но тогда он победил на Спартакиаде народов СССР, где одновременно вручались и награды чемпионата страны. Но на клубном уровне в чемпионатах многие годы доминировала Москва. А сегодня столичные клубы падают все ниже. Когда в прошлом году в первую шестерку попали две московские команды, это меня обрадовало. Без Москвы наш женский волейбол поднять нельзя. К сожалению, в нынешнем сезоне неровно играет ЦСКА и совсем провалилось МГФСО.

Что касается одинцовского "Заречья", то нелишне вспомнить те времена, когда проводилось первенство РСФСР. Команда МОПИ становилась чемпионом России. Да, московские команды в этом турнире не участвовали, но тем не менее его уровень был достаточно высок. И сегодня мне приятно, что подмосковный волейбол движется вперед.

ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН

— Насколько широка волейбольная география?

— Хочу отметить, что в последние годы созданы новые хорошие волейбольные центры в Самаре и Москве, я имею в виду МГФСО. Единственный минус — нет достаточного класса работы, а охват, объем очень большие. Если будет поднят уровень профессионализма, как говорят в Европе, "квалитет", качество, высокий результат не заставит себя долго ждать.

В других городах есть хорошие команды, хотя центры еще не созданы. Это Белгород, Одинцово. Если они в ближайшее время сумеют изменить ситуацию, будет просто великолепно. Также и Балаково. Помимо того, что они привозят игроков, собирают, им надо растить своих. Делать то, чем сейчас занялся Санкт-Петербург, где создание волейбольного центра подходит к концу. К сожалению, ЦСКА живет за счет привлечения игроков со стороны, хотя раньше в клубе была своя школа. Поэтому мои симпатии на стороне МГФСО, где такая работа ведется.

Думаю, хорошо работает и Челябинск. Но недостатком этого города всегда было отсутствие собственных тренерских кадров. На детском уровне специалисты есть, а команду в последнее время обычно возглавляли тренеры-варяги. Что касается Липецка, то хочу отметить, что они лучше всех проводят соревнования. Там прекрасный зал, много болельщиков, они работают со зрителями, с местной прессой. Но с детьми, как и в Белгороде, в Липецке пока не работают. Отмечу, что в Белгороде на женский волейбол, в отличие от мужского, зритель ходит слабо.

Считаю, что женский волейбол в России поднимается до уровня союзного чемпионата. Главное — целенаправленно заниматься подготовкой резерва. Тогда наш волейбол будет крепко стоять на ногах.

ТРЕНЕРСКИЙ КОРПУС НУЖДАЕТСЯ В ОБНОВЛЕНИИ

— Но сегодня в основном с резервом работают в Екатеринбурге, ведь под знамена вашего "Малахита" призвана молодежная сборная страны.

— Я бы так не сказал, что резервом занимается только Екатеринбург, только ВК "Уралочка". Другие клубы тоже готовят резерв, но только для себя. Работает Самара, работает МГФСО. Там есть команды, выступающие в низших лигах. Процесс идет.

— Достаточен ли у молодых волейболисток уровень мастерства, чтобы в дальнейшем привлекать их в различные сборные команды страны?

— Если учесть, что два последних чемпионата мира среди юниорок выиграла Россия, можно сделать вывод, что резерв у нас неплохой. Но в настоящий момент наблюдается некоторый спад. Даже если взять девочек 1980 года рождения, которые победили на мировом первенстве, они начали заниматься волейболом в детских спортшколах еще в советские времена, а те девчонки, которые всего на два-три года моложе — уже продукт российской эпохи. Конечно, после распада СССР в нашем волейболе был провал: уменьшилось количество ДЮСШ, изменилась система проведения детских соревнований. Но сейчас ситуация меняется к лучшему: в женском волейболе мы уже практически достигли прежнего уровня, а в детском после спада начали движение вверх. Три года назад в финале чемпионата России среди девочек старшего возраста участвовали всего четыре команды, остальные в силу разных причин, в основном, конечно, финансовых, не приехали.

— Трагедия.

— Конечно, так жить было невозможно. Слава Богу, сейчас работа активизировалась. Слов нет, многих тренеров, беззаветно любящих волейбол, мы потеряли, но все равно дело движется вперед. Большая проблема — тренерские кадры старятся, почти нет молодых специалистов. Возьмите Суперлигу, практически всем главным тренерам за 50 лет. Исключение составляют лишь Балаково и Липецк. Поэтому нужно растить молодых тренеров, в том числе и в детском волейболе. И тут я бы отметил недостаток работы, которую мы проводим во Всероссийской федерации волейбола. Наметился отрыв от академий физкультуры, готовящих кадры для волейбола. Прежних связей нет. Мы все переложили на клубы, а они прямой связи с вузами не имеют.

Еще одна проблема — повышение квалификации наших тренерских кадров. Мы каждый год проводим в России международные семинары, а занятий для своих специалистов практически нет.

В "Уралочке" мы сейчас пытаемся несколько обновить тренерский состав: пришли Валентина Огиенко и Борис Якимушкин, это молодые наставники. Но если взять нашу детскую спортшколу, то там, к сожалению, обновления почти никакого: пришел только один тренер, этого мало. Я считаю, что молодые тренеры — это те, кому нет 30. Если тебе за 50, то порой не хватает энергии, физических возможностей, чтобы работать самостоятельно. А руководить только "со скамейки" очень тяжело. Я в 1990 году перешел на "скамейку" потому, что получил травму, перенес две операции на коленном суставе. А до этого времени я всегда практически работал на площадке. Это создает лучший контакт с игроками.

Закончим тем, с чего начали. Главная задача сегодня — повышение живучести клубов за счет интереса к ним со стороны местных организаций. В этом плане колоссальную роль играет Профессиональная женская волейбольная лига. Мы повысили уровень проведения соревнований, увеличили информационный поток, особенно на региональном уровне. Возьмите екатеринбургский тур. Ряд игр "Уралтрансбанка" транслировались по телевидению, местные газеты матчи дружно освещали. Такие процессы идут во многих городах. После игры мы даем информацию в пять инстанций! В том числе на радио и в прессу. Правда, в этом году пока не подключили общероссийские телеканалы, как это было в прошедшем сезоне. Но надеемся, что это произойдет. Это колоссальная помощь клубам в привлечении зрителей и заинтересованных организаций.

Но ПЖВЛ не может сама готовить тренеров, это должна делать федерация. Резерв — тоже забота ВФВ. Она должна поддерживать тесную связь с Министерством просвещения, тогда будет достойный результат.

ЗАГЛЯНЕМ В БУДУЩЕЕ

— Николай Васильевич, скажите, пожалуйста, в сегодняшнем "Малахите" среди этих совсем юных симпатичных девчонок, на ваш взгляд, есть те игроки, которые впоследствии могут стать большими мастерами и вольются в национальную команду страны?

— Я не исключаю, что уже на следующем этапе чемпионата ту же Анастасию Ярцеву можно будет увидеть в составе первой "Уралочки". Есть талантливые девчонки! Они будут двигаться вперед. Наташа Куликова является ведущим игроком команды из Уренгоя. Правда, она единственная в этом роде. Трудно требовать зрелой игры от Оли Фатеевой, ведь она 1984 года рождения, хотя потенциал у нее большой. Лишь на год старше Наташа Караулова. В ряде игр хорошо смотрелась 17-летняя Саша Ларина. Девочкам нужен игровой опыт. Спасибо руководству федерации за то, что под маркой "Малахита" сегодня выступает молодежная команда страны, это забота о завтрашнем дне российского волейбола. ВК "Уралочка" передал место "Малахита" в Суперлиге "молодежке", хотя у нас достаточно людей, чтобы самим выступать тремя коллективами. Да, тем самым "Уралочка" готовит резерв и себе, но в первую очередь — России. Если бы эти девчонки не прошли серьезную обкатку в чемпионате страны, думаю, на чемпионате мира они выступили бы очень плохо. На прошлом первенстве мы были седьмыми и вряд ли двинулись вперед. А сейчас, мне кажется, эта команда вполне сможет бороться за медали. Два года назад наша молодежная сборная завоевала золотые медали на мировом чемпионате благодаря такой же стратегии. Тогда "Малахит" в российском первенстве был даже в первой шестерке. Конечно, нынешний состав несколько слабее, чем тот, но он и моложе.

— Так получилось, что я прилетел в Екатеринбург в тот день, когда пансионату "Уралочки", через который прошли сотни выдающихся игроков, исполнилось 20 лет. Понятно, что в те времена открыть его было почти невозможно, но местное руководство пошло вам навстречу. Скажите, нынешние руководители области поддерживают ваш клуб?

— Мы по-прежнему пользуемся поддержкой, но если раньше она была и моральной, и материальной, то сегодня нас поддерживают только морально, хотя взаимопонимание у нас полное. Что касается финансовой подпитки, мы надеемся, что ситуация скоро изменится. В поиске спонсоров для нашего клуба большая заслуга областного руководства. Благодаря ему "Уралочка" приобрела такого авторитетного и сильного спонсора, как Нижнетагильский металлургический комбинат. Это предприятие — лидер черной металлургии, недаром его посетил российский президент Владимир Путин. Мы же изначально были заводской командой, все эти годы посильную помощь оказывал Уралтяжмаш. Раньше он выделял нам жилье, в новых экономических условиях, к сожалению, он этого делать не может. В нынешнем сезоне наша первая команда будет официально называться "Уралочка-НТМК".

Новости. Архив