А в Подольске – коммунизм
Мои подвижнические усилия по наведению порядка в российском футболе редакция не могла не заметить и выдала суперприз: отправила в Подольск на дневной матч Кубка России ЦСКА – «Торпедо».
Накануне визита в подмосковный город задумался: «А когда же я последний раз был на футболе, да еще Кубке, в качестве рядового болельщика?». Ну конечно – это было в 1981 году, в День Победы 9 Мая, когда на финал «Спартак» – СКА в «Лужниках» собрались более 80 тысяч зрителей. Прекрасно помню, как Мирзоян в первом тайме с пенальти попал в штангу. А под занавес ростовчане усилиями Заварова и Андреева забили победный гол. По окончании матча мы с институтским товарищем подошли к служебному выходу. Поразили явно нетрезвые громкие песни, доносившиеся из раздевалки гостей.
И вот теперь думаю, что останется в памяти от поездки в Подольск.
ЧТО ПОРАДОВАЛО
Хотя ожидал, что будет еще хуже. Сколько я наслушался о жесточайших шмонах на входе на арену, о хулиганстве на трибунах, о часовых посиделках в секторах после финального свистка, о пробках, проблемах с парковкой.
Однако на сей раз все было прекрасно. От дома, а живу я на севере столицы, в районе «Водного стадиона», до касс стадиона «Труд» на общественном транспорте добрался менее чем за два часа. Прибыл на место с запасом – в 12.30, за час до начала матча. Работали два окошка. Билеты – от 400 до 600 рублей. Самые дорогие – за 700 целковых на центр – их уже раскупили!
Спустя пять минут стали запускать на стадион. У десяти рамок столпились человек 300–400. Я прошел сию нехитрую процедуру минут за десять. Все чинно и спокойно. Полицейские вежливы, свою работу делают четко и быстро. Замечу, что покинул стадион по окончании игры я вообще за пару минут.
Поднимаюсь на трибуну. И опять сплошь приятные открытия. Чистые просторные помещения. Светло и уютно. Добивают цены в буфете. Кофе – 25 рублей, выпечка – 30, бутерброды, хот-доги – 30–40. Коммунизм!
Сама арена в полном порядке. Широкие проходы, пластиковые вымытые кресла, хороший обзор, козырек полностью перекрывает все ряды. В общем, идиллия. Да и с погодой повезло – солнце и плюс 14! Подумалось: а что плохого в том, чтоб играть в будни в 13.30 и даже на выезде?
ЧТО ОГОРЧИЛО
Ну а теперь о грустном. О том, ради чего люди и собрались на стадионе. О футболе – об игре и ее упаковке.
Удивила разминка. Ленивая перепасовка, хаотичные хождения по газону с редкими ускорениями, нехитрые навесы, корявые удары по воротам. Словно какие-то ветераны поле оккупировали, а не профи, получающие заоблачные гонорары. Все это особенно резало глаз в сравнении с раскаткой хоккеистов. Где полчаса расписаны поминутно, все упражнения выполняются на предельной скорости и голкиперов никто не щадит.
Минут за 10 до стартового свистка проснулся диктор. Но называл игроков и их номера с такой скоростью, что я едва половину успел записать. Куда, спрашивается, гнал? Могли бы спасти программки. Но они кончились в кассах за полтора часа до игры.
Но вот матч начался. Уже спустя несколько минут я почувствовал что-то неладное. Ну конечно! В качестве увертюры не прозвучал Гимн России, к которому давно привыкли в хоккейных дворцах. В футболе прежде его заменял великий Марш Блантера. Он задавал настроение футболистам и зрителям. Был неким аналогом третьего звонка в театре. Говорят, отменили его из-за слишком дорогих авторских прав. Странно. Платить миллионы посредственным легионерам у клубов деньги находятся…
В первом тайме ЦСКА дважды забил – очень легко, из центра штрафной. «Торпедо» советских времен всегда отличалось характером. А тут пропустили два – и сдались. Даже в последние 15 минут атаковали автозаводцы всего тремя нападающими. Никто не пластался, не шел в кость. Спрашивается: зачем подопечные Савичева вообще выходили на газон?