Виталий Мутко: Не нравится логотип? Спорить с ФИФА бесполезно
Сумасшедшие дни – с визитом инспекторов ФИФА, наблюдательным советом оргкомитета ЧМ-2018, презентацией логотипа ЧМ – позади. Министр спорта считает, что все прошло в оптимальном режиме. И в интервью «Советскому спорту» успокаивает критиков: ФИФА – слишком большая организация, и с ней не поспоришь.
«МЫ – В СЛЕДУЮЩЕМ КАДРЕ»
Оргкомитет ЧМ-2018 пережил несколько сложных дней, можно сказать, осаду. Но вот самолет президента ФИФА Блаттера и его коллег берет курс на Швейцарию, и кому-то в Москве от этого становится значительно легче.
Министр спорта, кстати, провожал Блаттера в ночь со вторника на среду.
– Пока президента ФИФА проводил, пока домой вернулся. Долго пытался заснуть. И плохо спал… – признался Мутко.
– Обычно наутро после насыщенного дня и пережитого стресса происходит переосмысление.
– Да, пожалуй. На одном из мероприятий включили монитор и пустили исторический видеоряд. Очень красивые кадры. Мексика, Италия, США, Франция – самые яркие эпизоды последних чемпионатов мира! – и так до Бразилии дошло. И я представил, как следующим фрагментом нарезки становится Россия. Что мы войдем в историю. Еще о большом грузе ответственности задумался. И о главном желании – чтобы единение было вокруг этого великого события. В наблюдательном совете, губернаторы и министры, о том же думают.
– Президент Владимир Путин, выступая на заседании совета, был и ироничен, когда вспомнил о переломе ключицы на синтетическом поле, и строг, когда делал наставление профильным министрам…
– Не первый год работаю с президентом. И люди, которые с ним работают, знают его подход к крупным проектам. Президент погружен в проект и поддерживает его с самого начала заявки. Я нашел оптимальными и выводы, и оценки, и тон. С одной стороны, чувствуется доверие президента к оргкомитету. А с другой стороны – мы чувствуем огромную меру ответственности.
Президент в своем выступлении сделал акцент на то, что для всех нас проект ЧМ-2018 – важнейший на ближайшее время. И результат возможен только при успешном комплексном подходе. То есть, если один делает хорошо, а у другого не получается, общего результата не будет.
– Мнения о логотипе в обществе разделились. Да вы, наверное, уже в курсе едких комментариев известных персон.
– Каждый вправе высказывать мнение. А логотип утвержден. Необходимо пояснение для тех, кто, возможно, заблуждается, комментируя выбор логотипа. Правообладатель ЧМ – не мы, а ФИФА. Мы просто проводим турнир в нашей стране. Так что дискуссии эти порой неуместные. ФИФА разрабатывал концепцию. Мы не выбирали компанию-разработчика. Но у нас была возможность выбирать варианты логотипов из тех, что предложили. Выбран, я считаю, наилучший вариант, который олицетворяет Россию. Поймите, ФИФА – крупнейшая организация! И критиковать ее бесполезно. Уровень ее конкурентоспособности в мире и коммерческой привлекательности таков, что ни одного проекта рядом не стояло! И ФИФА лучше всех умеет создавать продукт под названием футбол.
– Выразите личное отношение к логотипу?
– Мне кажется, у нас порой неправильно понимают, что такое ЧМ. Нравится не нравится – второй вопрос. Поймите, это не логотип внутреннего потребления. Самое главное – как он будет принят в мире. Они, миллиарды людей, оттуда смотрят на нас. И вот появился логотип, который будет восприниматься и оцениваться не только нами, а всем миром. Я вижу так: цветовая гамма – наша. Красный, черный, золотой...
Устремление в будущее – это космос. Смотрим в иллюминаторы, а там звезды. Я думаю, что это звезды футбола.
Разработчик считает, что именно такой набор в логотипе будет олицетворять Россию. Выбор сделан, дискутировать не следует, а надо продвигать логотип. Что мы и будем делать. Кстати, наблюдательным советом, президентом страны все это одобрено.
«БЛАТТЕР ОЧЕНЬ ДОВОЛЕН»
– Понравилось вам шоу у Ивана Урганта?
– Неплохое шоу получилось! Это Первый канал предложил. И время показа – хорошее, рейтинговое. Сам Иван – человек, конечно, весьма интеллектуальный.
– И с юмором.
– Вот-вот. И правильно: футбол – это не только игра, это веселый праздник. Люди к нам на ЧМ приедут, будут радоваться. Хотелось бы, чтобы хорошее настроение этой телепередачи им передалось.
– Не кажется ли вам, что Блаттер во время визита в Москву был чересчур любезен, слишком часто делал комплименты?
– Он очень доволен увиденным, правда. Тем более чемпионат мира уже перешел в практическую плоскость. В ноябре состоится заседание оргкомитета, и на нем уже будут рассматривать расписание, образ билета и другие вопросы.
– И последнее. Что вы ждете от предстоящего Исполкома РФС?
– Знаете, на данную минуту я даже не вникал в повестку дня. Не знаю, как пройдет исполком. Надеюсь, конструктивно.
ВОПРОС РЕБРОМ
КАК ВАМ ЛОГО ЧМ-2018?
Фабио КАННАВАРО, чемпион мира-2006 в составе сборной Италии:
– Он яркий и живой. Надеюсь, принесет удачу командам на ЧМ-2018. Может быть, и той команде, что победила в 2006‑м! Сборная Италии тогда была счастлива. Кто сыграет в финале ЧМ-2018? Хотите, чтобы я сказал: «Россия»? Я желаю российской команде и всем вам успеха.
Алексей СОРОКИН, гендиректор оргкомитета «Россия-2018» (в интервью «Р-Спорту»):
– Тема космоса, тема мечты, тема волшебства, которую несет футбол, – у нас в логотипе каждый видит что-то свое.
Тина КАНДЕЛАКИ, телеведущая (в своем инстаграме):
– Увидела логотип ЧМ по футболу и испугалась. Какое-то инопланетное трехглазое и одноногое существо будет представлять нашу страну... Мухомор из будущего, видимо, галлюциногенный, и, если на него долго смотреть, наверное, откроется выход в другие миры. Но этот вид психической атаки лучше придержать для менее значительных экспериментов с имиджем страны.
Федор ЮРЧИХИН, летчик-космонавт, Герой России (в интервью «Р-Спорту»):
– Очень удачный традиционный логотип. Он сделан в виде яиц Фаберже, которые являются символом России в том числе. Есть в нем что-то общее с ювелирными изделиями руки великого мастера. Кроме того, перекликается с нашими разработками эмблемы отряда космонавтов.
НАМ НЕЧЕГО СТЫДИТЬСЯ
Александр МУЙЖНЕК
Критика логотипа, море фотожаб и коллажей вроде бритвы, кадров из «Крика», инопланетянина или противогаза. Ну, смешно. И не потому, что логотип ЧМ-2018 плох.
Жанр лого крупных спортивных соревнований вообще один из самых консервативных в спортивном дизайне. Понимаю, у всех читателей наверняка есть свои любимые лого, но вспомните, как вам знаменитый «фейспалм» (как будто рука закрывает лицо) на эмблеме ЧМ-2014 в Бразилии?
Лого ЧМ-2018 не лучше и не хуже. Силуэт Кубков мира и Европы вообще основной в творчестве португальского агентства «BrandiaCentral» (они разработали лого ЧМ-2018). Цвета сохранились с московского финала Лиги чемпионов. А мотив со звездами, волшебным шаром и космосом довольно оригинален.
Так что нечего нам стыдиться. Хотя бы потому, что символика вообще не имеет драматической важности для успеха соревнования.
ХОРОШО, ЧТО ЕГО ПРЕЗЕНТОВАЛИ НОЧЬЮ
Павел ТИХОНОВ
Ну, вот теперь ясно, почему логотип турнира презентовали глубокой ночью. Сразу после «Вечернего Урганта» можно было запускать в эфир фильм ужасов «Паранормальное явление» или какой-нибудь «Звонок». Это было бы органично. Нет, серьезно, когда на стене Большого театра появилось это привидение, показалось, что оно сейчас соскочит оттуда, выбежит на Тверскую и будет там нападать на прохожих. А глаза будут светиться. 95 процентов населения прошедшей ночью мучили кошмары. Через пару недель об этом напишут британские ученые в специальном докладе. Не исключено, что тот португальский дизайнер, который нарисовал логотип, по вечерам выходит на связь с пришельцами. Да, кстати, а почему португальский? И не тот ли это человек, который нарисовал трехрукий логотип ЧМ-2014?